В Николаеве на углу Никольской и Артиллерийской улиц находится старый дом. Николаевцы уже привыкли, что у его входа постоянно находятся военные. Но что там было до них? Еще больше вопросов возникает, когда начинаешь понимать, что здание напоминает и жилой дом, и церковь одновременно.
Ничего загадочного скажете вы. Старожилы подтверждают, что военные располагались там давно. Еще в советское время туда заселилась военная комендатура. Но построен дом был еще в XIX веке, сменил несколько хозяев и предназначений. На краеведческих сайтах дом по адресу Никольская, 30 известен, как дом Гольдфарба.
Здание было построено в 1899 году, а его владельцем стал николаевский мещанин Юлий Осипович Гольдфарб. Кто был архитектором этого особняка, неизвестно. Мещанин Гольдфарб прожил в этом доме недолго. Уже в 1904 году решил его продать. Причина продажи неизвестна. Но именно после этого поступка первого владельца, у дома начинается необычная жизнь.
Вторым владельцем дома на Никольской становится купец, потомственный почетный гражданин Павел Парменович Сиротинский. Он сам жить в доме не собирался. Купец Сиротинский по своему вероисповеданию был старообрядцем. Вот и передал приобретенное здание свой общине под церковь.
Кстати, первым, кто выдвинул версию, что в этом доме располагался храм, был краевед Юрий Семенович Крючков. Однако, на то время документальных подтверждений этому не было. Да храма, как мы привыкли его видеть и понимать, тоже не было. Скорее это был молитвенный дом.
Следует отметить, что старообрядцы в Российской империи были гонимы. Как отмечает историк Валерий Чернявский, на юге Украины к ним относились более лояльно. Поэтому на месте своей усадьбы Сиротинский организовывает молитвенный дом.
«Здесь он на базе своей усадьбы организовал один из молитвенных домов, где собиралась старообрядческая община Николаева», отмечает Валерий Чернявский.
Со временем дом немного перестроили. Он стал более напоминать храм. Его украсили крестами. Есть информация о том, что при старообрядческой церкви действовала и церковно-приходская школа. Помещений для этого в доме хватало. Церковь процветала. Городские власти старообрядцев не трогали. Так продолжалось до 1917 года.
Как и остальные религиозные общины, старообрядцы подвергались гонениям со стороны революционных властей. Да еще и дом-то купеческий. Его национализировали и передали детям. Кресты убрали. Исчез и купол, который возвышался над входом. Скорее всего его приняли за религиозную атрибутику. Но подобные купола в те времена было модно водружать на купеческих домах. Без этой детали дом выглядит несуразно.
В здании уже бывшей старообрядческой церкви открыли детский дом, как тогда говорили для дефективных детей. Назывался он «Бадьорий світок». Не не прижился детский дом в бывшей церкви. Последнее упоминание о нем датируется 1828 годом. Куда перевезли особенных детей, которыми в то время не очень то и занимались, неизвестно. Но больше в стенах этого здания не звучали ни молитва, ни детский смех.
Когда и при каких условиях в доме на Никольской, 30 поселилась военная комендатура, никто не помнит. Но единственное изображение здания бывшей старообрядческой церкви к нам дошло уже с табличной «Военная прокуратура» и уже без купола.
Военная прокуратура перестроила здание внутри и превратила его в режимный объект. Особенно пришлись кстати глубокие подвалы дома. В них разместили камеры для заключенных. Что происходило в этих застенках в 30-х годах 20 века можно только гадать. Закрытым от лишних глаз дом оставался и во время оккупации в 1941 — 1944 годах. После освобождения Николаева от нацистов, военная прокуратура вернулась в привычные для себя стены, а точнее застенки для солдат — нарушителей порядка и дезертиров.
За военными это здание сохранялось и после обретения Украиной независимости. Сейчас тут находится Николаевский зональный отдел Военной службы правопорядка. Он сменил по функциям военную комендатуру.
Старообрядческая церковь — единственный православный храм, который не только не восстановлен, но и не вернул себе свой статус молитвенного дома.
Источник: www.0512.com.ua
Комментариев пока нет