Ровно сто лет назад был освящен и начал действовать когда-то один из самых красивых храмов Тулы — единоверческий храм Святителя Иоанна Златоуста.
Поповцы с беспоповцами
От былого великолепия пятиглавого, построенного в русском стиле храма сегодня почти ничего не осталось. Он расположен в одном из самых неблагополучных мест центральной части Тулы, при въезде в Пролетарский район, по левую сторону после моста через Упу. Это частный сектор, до сих пор негазифицированный, совершенно неблагоустроенный и заваленный мусором. В 2004-м храм был передан тульской старообрядческой общине, которая своими силами пытается привести его в порядок. Хотя их, своих сил, немного: в общине — около 50 человек…
Старообрядчество, возникшее в результате раскола в русском православии в XVII веке, долгие годы было одним из самых гонимых религиозных течений в России. Многие верующие не приняли церковную реформу патриарха Никона 1652 года: введение трехперстного крестного знамения вместо двуперстного, замена земных поклонов на поясные, исправление богослужебных книг и т. д. За что и подвергались преследованиям властей. Внутри старообрядчества есть свое разделение — на поповцев и беспоповцев (отсутствие священников, таинств и обрядов, кроме крещения и исповеди).
У старообрядцев не было храмов в России, вместо них — моленные дома. Впрочем, с конца XVIII века власть предприняла попытку примирить их с официальной церковью с помощью так называемого единоверия. Однако большинство приверженцев консервативного православия относилось к образованию единоверческих приходов с подозрением, считая их способом заманить «несогласных» в РПЦ.
В Тульской губернии первый единоверческий приход организовали в Белеве в 1818 году, в самой же Туле этого сделать не получилось: здесь было немало непримиримых старообрядцев (причем влиятельных), не согласных ни на какие компромиссы. Однако в 1894 году единоверческий приход в губернском центре все-таки открылся, ему выделили храм во имя Тихона Амафунтского с приделом во имя Иоанна Златоуста на нижнем этаже Успенской колокольни в кремле. И к 1903 году в приходе насчитывалось уже 120 человек.
Чулковские раскольники
Вообще старообрядцев в Туле было немало — известные оружейники, купцы, выборные старосты, промышленники, простой люд. Поповцы (то есть приемлющие священство) собирались в моленном доме на ул. Георгиевской (сегодня — ул. бр. Жабровых) — в двухэтажном здании 1760 года постройки, приобретенном специально для этих целей тульским купцом, старообрядцем Д. И. Сушкиным. Кроме того, в Туле действовал старообрядческий храм на ул. Демидовской, 37 (его строили беглопоповцы, это еще одно старообрядческое течение, возникшее в середине XIX века), а также моленная на ул. Володарского — она была построена в 1914 году.
Что же касается тульских беспоповцев-раскольников, то они традиционно селились в Чулково. Именно здесь было решено построить храм для увеличивающейся единоверческой общины. (Ко всему прочему, эта земля была в городе относительно недорогой). Средства на строительство храма пожертвовали члены общины, в том числе 5 тысяч рублей — тульский купец М. Я. Салищев. 27 мая 1903 года состоялась торжественная церемония закладки храма во имя Иоанна Златоуста.
Строительство шло очень тяжело — не хватало денег. Храм удалось освятить и открыть лишь в 1913 году, при этом притвор и колокольню так и не возвели — по причине отсутствия средств и начавшейся Первой мировой войны. Звонницу тогда оборудовали прямо на земле.
В 1924 году храм Иоанна Златоуста закрыли (храм на Демидовской закрылся позднее, в 1938-м). В советское время он лишился всех своих пяти глав, использовался под склады и мастерские. В начале нулевых здание предоставили театру «У Толстовской заставы», а в 2004-м передали в собственность тульской общине Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ). Община официально восстановила свою деятельность уже после перестройки, в 1998 году. А до того момента тульские старообрядцы ездили на службы и по другим духовным надобностям в близлежащие города — в Калугу, Рязань или в Москву. В 2008 году в храме наконец появился и настоятель — иерей Алексей Лосев.
300 земных поклонов
Алексей Лосев родился и воспитывался не в традиционной старообрядческой, а в обычной нерелигиозной советской семье. Мечтал получить высшее гуманитарное образование, однако так случилось, что надо было в первую очередь помогать семье. Где только не приходилось трудиться — на мясокомбинате, на пивзаводе. В 2001 году Алексей приехал на заработки в Москву. Неожиданно для себя заинтересовался старообрядчеством — признается, что его поразила невероятная красота архаичного богослужения. Окончил в столице духовное училище. Служил помощником секретаря митрополита, венчался, стал священником и был направлен в Тулу.
— Когда я приехал сюда, община была совсем небольшой, костяк — человек около десяти,— рассказывает иерей Алексей Лосев.— В основном бабушки в возрасте за 80. С середины 90-х они собирались и молились в обычных домах и квартирах. Священник приезжал раз в полгода. Долгих десять лет бабушки добивались передачи храма. А сейчас состав общины омолодился…
«Помолодел» и председатель общины — пять лет назад туляк, предприниматель Андрей Глухарев сменил на этом посту 88-летнюю Лидию Николаевну — она просто уже не могла справляться со своими обязанностями. Андрей — как раз из династии старообрядцев, с середины 90-х он ездил на службы в Калугу, в Москву, а потом узнал, что и в Туле есть своя инициативная группа. Когда отдали храм, предложил свою помощь.
Помощь тульским старообрядцам нужна остро, любая. Храм полуразрушен, к тому же в 2008 году, во время урагана, у здания снесло часть крыши, надо было срочно восстанавливать. А еще через три года кровле снова потребовался ремонт, иначе она могла просто обрушиться на головы прихожан.
Несмотря на катастрофическую нехватку средств, за эти годы удалось многое: построить небольшой домик-ночлежку с печкой и просвирней, подвести воду — до этого приходилось на колонку ходить. Само здание храма, вернее, его часть, где проходят сегодня богослужения, отапливается электричеством. Мощности, конечно, не хватает, в храме очень холодно и промозгло. Трудно себе представить, как выдерживают такое испытание верующие: старообрядческие службы длиннее современных православных.
Во время поста, например, богослужение продолжается около восьми часов, плюс — 300 (!) земных поклонов.
Здание храма имеет статус памятника истории архитектуры, его необходимо реставрировать по всем правилам, а это очень и очень дорого. Денег у старообрядцев нет даже на то, чтобы просто сделать строение пригодным для постоянного использования. В общине в основном неимущие старушки, время от времени помогают предприниматели. Куда только не обращались отец Алексей и Андрей Глухарев! Вот если бы тульским старообрядцам передали когда-то принадлежавшее им здание на Демидовской, 37 (оно в хорошем состоянии) — общине было бы значительно проще.
Между гаражами и вторсырьем
Настоятель храма Алексей Лосев живет не в Туле, а в Донском. Первое время ночевал в пристройке и снимал квартиру, но надо было куда-то привозить семью. Алексей и его матушка воспитывают четверых детей, ждут пятого. Они воспользовались материнским капиталом и купили недорогой домик в Донском. И еще подержанную машину, чтобы можно было постоянно ездить в областной центр и обратно.
Бытовых проблем у иерея, конечно, много, но значительно больше его волнует неустроенность храма и ужасное состояние территории, на которой он находится. Рядом с храмом, у забора — гигантская свалка. Забор поставили несколько лет назад, когда здесь хотели строить автомойку. Потом передумали. С тех пор застройщики несколько раз менялись, но забор по-прежнему стоит. И местные жители повадились носить к нему мусор — ближайший контейнер находится слишком далеко.
— Мы со свалкой лет шесть уже боремся,— сокрушается настоятель.— Что делать, не знаем — это ведь частный сектор. Нам власти говорят: мол, покупайте контейнеры за свои деньги. И вообще, место здесь специфическое. Рядом — две алкогольные точки, самогоном торгуют круглые сутки, мы жаловались, самогонщиков оштрафовали, но ничего не изменилось. Поблизости — пункт приема вторсырья: мы не успели металлические леса поставить, как их уже кто-то принялся разбирать. Напротив — старые гаражи, для местных это нечто вроде отхожего места, шприцы там под ногами валяются, пустые бутылки. Обычный забор ставить не хочется, все-таки храм. А на достойную ограду тоже пока нет средств…
Печальна судьба тульских старообрядцев: до революции они были гонимы царской властью, после нее — властью советской. Сегодня тульских старообрядцев не преследуют — в эпоху власти денег их просто не замечают.
Мы заходим в храм. Холод и сырость. Включенный на полную мощность электрообогреватель не спасает.
— Это еще что, утром вообще было восемь градусов,— говорит занимающаяся уборкой женщина. На входе — лавка с религиозной литературой. Дальше — небольшое помещение со скромным алтарем и старообрядческими распятиями и иконами. Две из них когда-то пребывали в храме на Демидовской и чудом сохранились в семьях тульских верующих.
Через боковую дверь заходим в основную, неубранную и неухоженную часть храма. Здесь еще холоднее.
— Вот если бы все это отремонтировать,— мечтает отец Алексей.— Какая здесь акустика! У нас ведь не такие распевы, как в православии. И поем мы не по нотам, а как раньше, по книгам с крюками и знаменами. Вот послушайте… Когда я впервые услышал, как поют в старообрядческом храме, был потрясен. Такое величие! Будто ты не на земле…
Комментариев пока нет