Вопрос посещения храма не старообрядцами по-прежнему остается одним из актуальных в современной жизни старообрядческих согласий. С одной стороны, старообрядцы провозглашают, что их исповедание является вселенским, кафолическим и доступным любому человеку. С другой стороны, далеко не во всех приходах организована работа с приходящими людьми — желающими прийти к Богу, интересующимися Старой Верой и старообрядчеством, оглашенными, просто зашедшими, что называется, «на огонёк». Кое-где постороннему вовсе нельзя попасть в храм.
Сегодня мы беседуем с настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в г. Ростове-на-Дону иереем Иоанном Севастьяновым. Он рассказывает, как происходит в его приходе катехизация, что делается для научения новопришедших азам старообрядной церковности, как объясняется случайно попавшим в храм людям об особенностях старообрядческого богослужения, а также советует литературу для оглашенных.
Катехизация, то есть оглашение, просвещение, обучение христиан основам Православной веры, — это одно из основных служений Церкви на земле. Более того, согласно словам Спасителя научение человека вообще является важным условием его Крещения:
Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф. 28, 19).
Поэтому духовное обучение христиан должно обязательно присутствовать в жизни каждой Общины.
При этом несправедливо считать, что катехизация должна касаться только вновь приходящих в Церковь людей: в просвещении должен участвовать каждый христианин, вне зависимости от его церковного стажа или сана. Св. Иоанн Златоуст недвусмысленно обязывает всех священнослужителей непрестанно духовно образовываться, вне зависимости от возраста и опыта. И если для священников катехизация должна быть беспрестанной, то что говорить о мирянах. Это важная и необходимая сторона христианской жизни.
Правда, насколько эта сторона жизни Церкви важна, настолько она и проблемна. Испокон веков в Церкви присутствует определенное игнорирование этой необходимости, как на уровне каких-то образовательных инициатив, так и на уровне элементарной общинной обязанности. Известно такое высказывание одного церковного отщепенца по поводу знания евангельских заповедей. «А мы не знаем, что написано в Евангелии. Нам его читать не давали. Нам только давали его целовать, а что там написано внутри — нам не говорили». К сожалению, часто это бывает правдой. И такая тенденция очень сильна в Церкви.
Возможно ли осуществлять катехизацию повсеместно? Думаю, что нет. Нет ничего, что обязывало бы к этому. Нет ни одного правила, которое бы четко формулировало, что имеется в виду под словом «катехизация». Да и нет такой церковной традиции. Отсюда очень вольное толкование и отношение. Движущей силой может быть только свободная воля и личная инициатива.
Приведу такой пример. Те люди, которые считают катехизацию чем-то необязательным, любят приводить пример из Деяний св. Апостолов с эфиопским евнухом, когда апостол Филипп при первой встрече с евнухом крестил его в первом же водоеме. Вот, мол, какое отношение к Крещению допустимо! И нам можно при необходимости (а необходимость эта есть всегда) крестить так же, без подготовки. Но при этом почему-то категорически не замечается один очень важный момент. Чем занимался евнух, когда ехал на своей повозке по пыльной дороге? Он читал книгу пророка Исаии, читал и пытался понять.
В каждом конкретном случае бывает свой срок оглашения. В среднем от полугода до года: менее полугода не бывает, более года — редко. Но иногда сами оглашенные просят продлить свой срок подготовки.
Когда мы готовим человека ко Крещению, то обязательной рекомендацией является чтение Священного Писания Нового Завета: две-три главы в день — это обязательно. А другую литературу рекомендуем уже исходя из конкретной ситуации. Во-первых, люди приходят к нам в Церковь разными путями и с разным опытом за плечами, во-вторых, у всех разный интеллектуальный и образовательный уровень. Поэтому все зависит от ситуации: если человек вообще ничего не знает о Православии, о догматах, о том, во что мы верим, — это одни рекомендации; если же человек имеет какие-то понятия о догматах веры, то ему уже необходимо почитать что-то по аскетике, церковной истории, литургике, о молитве, толкование на Св. Писание.
Спектр подобной литературы очень велик. Могу только заметить, что в нашей библиотеке есть книги как Св. отцов и старообрядческих авторов, так и проверенная литература нестарообрядческих авторов. Если это не смущает человека, то мы рекомендуем ему и такие материалы.
Самая главная и психологическая, и социальная проблема при воцерковлении — это закрытость человека. Церковная Община живет по принципам семьи, а в семье основное проявление любви — это открытость членов семьи друг другу: где появляются обособленность и отгороженность, там заканчивается семья. Так же и в Общине. И этот опыт нелегко дается всем вновь приходящим. Да что говорить про вновь приходящих, если и коренные христиане очень трудно выдавливают из себя этот порок. Поэтому очень важно помочь вновь приходящим влиться в церковную семью, стать близкими друг другу, открыть свое сердце и впустить в него ближнего. А самая верная помощь в этом — самому быть открытому. И в первую очередь это касается руководителей Общины — епископов, священников, диаконов, уставщиков. Насколько открыт к людям Настоятель, насколько хорошо общинники знают жизнь своего духовного отца, насколько он прост со своими братьями, насколько братия вхожа в дом священнослужителей, настолько легче новым людям бывает влиться в эту Общину. И наоборот. А ведь бывают такие случаи, что люди могут годами ходить в храм и не знать имя своего священника и его матушки. Я с таким, к сожалению, сталкивался.
Я скажу так. Люди приходят в Церковь не только потому, что они явственно услышали призыв Божий. Все приходят по-разному: кто-то ищет утешения в скорби, кто-то увидел бессмысленность своей безбожной жизни, кто-то понял, что пора собирать камни и возвращаться к своим корням. И даже те, кто уже пришел в храм, находят что-то свое. Лично я любой приход в Церковь воспринимаю как Промысл Божий. Человек может идти за одним, а приобрести и получить совершенно другое. Помните, как апостол Павел шел в Дамаск убивать христиан, а за несколько дней сам стал христианином.
В моей практике тоже был подобный случай. Одна женщина пришла для публичного диспута — она собиралась убедить нашу Общину в том, что мы раскольники и нам всем предстоит гореть в аду. Сейчас эта женщина — наша прихожанка.
Что касается моды, то я не считаю, что она вообще возможна в Церкви. Ведь и в 90-е люди приходили в Церковь, потому что что-то искали. Это была не мода, это был поиск. Просто искали не то, что Церковь могла дать. Такие посылы бывают и сейчас. Это один из этапов жизни каждого человека.
Для научения азам старообрядной церковности у нас ничего не делается. Мы просто живем и молимся, как обычно, и допускаем новопришедшего человека смотреть на это и молиться с нами. Мы верим, что наш строй церковной жизни обладает благодатным действием на души и сердца каждого человека. Наши Таинства и обряды — это не какой-то спектакль или магическое действо, а живительный источник благодати, через который она распространяется на души и сердца молящихся. И поэтому когда новопришедшие и оглашенные молятся с нами, они припадают к этому источнику. Это и есть самое лучшее научение. Когда человек попробовал лучший плод, он уже не хочет худшего. Большинство людей, которые начинают совершать крестное знамение двуперстно, делают так до конца жизни, даже если они по какой-то причине не присоединились к старообрядческой Церкви.
Что настораживает всех приходящих, так это продолжительность наших служб. Мне многие рассказывают о том, с каким недоумением первые разы смотрели из притвора на старушек, которые, не шелохнувшись, могли простоять десять — пятнадцать — двадцать минут! Смотрели и удивлялись: «Какие же у них крепкие позвоночники!» Для многих это очень непривычно. Но буквально через месяц этой проблемы уже не существует.
Далеко не все из присутствующих на богослужении понимают его основы и церковные догматы — я даже думаю, что таковых большинство. Но и привычным ритуалом это не считается. Дело в том, что в нашем богослужении, молитве главное — это общение духа, собрание верных христиан во имя Христово. Помните такой интересный нюанс из жития преподобной Марии Египетской, когда она встретилась с Зосимой и они решили вместе помолиться. Мария молилась совершенно непонятными для Зосимы словами, а ведь он был священником. Не понимая слов, Зосима, как никогда в жизни горячо, молился с Марией. Поэтому не всегда в Таинстве, в молитве важно скрупулезное понимание происходящего — единство в духе, общая целеустремленность намного важнее, чем дословное вчитывание в тот или иной текст.
С другой стороны, христианину, который продолжительное время ведет церковный образ жизни, постепенно становятся понятны не только церковно-славянский язык, но и общее значение и ход богослужения.
Я не совсем точно понимаю эти термины. Думаю, что так называются люди, которые приходят в храм по какой-то одноразовой нужде — за здоровьем, за счастьем в семейной жизни, за очень простыми, но важными для них человеческими проблемами. Для них важно что-то сиюминутное. Конечно, такие «прохожане» бывают, но в этом и заключается наша миссия — оставить «захожан» в Общине и сделать их нашими братьями и сестрами. Опять-таки, увидев в Общине что-то, что до сих пор было безразлично человеку, он может задуматься и переосмыслить свои взаимоотношения с Богом. Поэтому в отношении с «захожанами» важно помнить, что любая мелочь, любой разговор может стать для человека определяющим.
У нас в Общине нет какого-то специального человека, который бы отвечал за первый контакт с вновь пришедшим человеком. Мне кажется, это слишком формально. Ведь в храм приходят разные люди, и для каждого человека было бы желательно, чтобы его встретил христианин, который будет разговаривать на понятном ему языке: для молодых — это молодые, для пожилых — пожилые и т.д. Главное в целом в Общине воспитывать культуру взаимоотношения с вновь пришедшими, благожелательное и уважительное отношение к тем, кто переступил порог храма. Главное — донести до наших христиан, что пришедшие в храм априори не знают правил и требований, которые приличны церковному богослужению. Ведь нельзя требовать от человека того, что он не знает. И такой подход помогает любому христианину проявить достаточное внимание и любовь к каждому, кто вошел в церковный двор.
Это, конечно, не исключает вообще конфликтных ситуаций. Ведь далеко не все приходящие в храм готовы принимать и уважать правила, которые существуют в этом храме. А с другой стороны, мы даже в своих семьях, бывает, ссоримся, проявляем упрямство, непонимание, негодование по пустякам. Также бывает, когда кто-то пришедший в храм по какой-то причине вызвал у нас негодование и взрыв эмоций. Я наблюдал, как даже самые выдержанные люди вели себя в таких ситуациях неадекватно. Поэтому такое случается, но не может быть правилом.
> донести до наших христиан, что пришедшие в храм априори не знают правил и требований, которые
> приличны церковному богослужению
Интересно, а случались ли ситуации когда не в меру активные и "ревностные" прихожане начинали учинять самоуправство и реально распугивать захожан? И если были такие ситуации, то кто и как решал эту проблему?
> Конечно, такие «прохожане» бывают, но в этом и заключается наша миссия — оставить «захожан» в
> Общине и сделать их нашими братьями и сестрами.
С трудом представляю захожан в старообрядческой церкви. Это человек который шел мимо или давно хотел и решил зайти. Постоять, поглазеть, свечку поставить, возможно перекреститься как умеет и икону поцеловать, и все это поперек чина и не по графику. Мне представляется, что в старообрядческом храме его давно бы уже перехватили и зашугали, и захожанин превратился бы сразу в убежанина, хорошо если без напутственного пинка и какой-нибудь древлеправославной дразнилки.
В Ростове-на-Дону какой-то другой РПсЦ что ли… Мауль с Хохловым не доехали еще до них что ли насаждать благочестие? =)
В заголовке интервью высказана очень важная мысль: "Наша миссия — превратить "захожан" в прихожан».
Действительно, если все прихожане являющиеся на Пасху или Рожество, а также захожане приходящие в течении года будут оставаться в храмах, становится членами общин, то все старообрядческие храмы будут переполнены. Не понадобится даже проповедь в СМИ. Однако превращения "захожан" в "прихожан" зависит исключительно от позиции настоятеля храма, председателя общины и самих членов общины. Никакие фильмы, газеты и проповеди по радио тут не в помощь.
Надо быть откровенным, сегодня количество материалов в СМИ о старообрядчестве уступает только материалам о РПЦ и исламе. Только о Рогожском снято за последние годы десятки фильмов и новостных сюжетов, написаны сотни статей, заметок и постов. Такого никаким баптистам и адвентистам не снилось.
> Только о Рогожском снято за последние годы десятки фильмов и новостных сюжетов, написаны
> сотни статей, заметок и постов.
Не знаю согласиться или нет. С одной стороны да, я помню как по всем центральным каналам Москвы показывали репортажи когда м.Корнилий освятил кресты которые потом подняли на колокольню. Но потом, через год наверное или полтора, когда колокольню торжественно открыли и переосвятили после ремонта, не было ни одного репортажа по ТВ. Да и вообще Рогожское не появляется в медиапространстве. Я слежу за новостями староверия в интернете, много чего всплывает в разных местах, но Рогожского там нет.
Или вот… Посмотрим как в этом году расскажут о Соборе, прошлый год показали какую-то карикатуру, где про весь собор было показано одно интервью в котором мужик с бородой рассказывал, что длинная рубаха нужна старообрядцам, чтоб на поклонах зад не оголялся… и тому подобное… в общем на посмешище выставили староверие.
Остальные материалы не лучше принципиально. Староверие выставляется верой в два перста, бороду и рубаху русскую национальную. Здравомыслящие люди естественно реагируют на это скептически.
Нужно много хорошего материала.
Я думаю староверам нужны новые медиалица. Хватит уже эксплуатировать образ диковатых бородатых мужиков в косоворотках которых достали из берлоги. Все эти наряженные в казачьи шапки молодчики с призывами одеть лапти и отмаливать каждый батон колбасы из Пятерочки как поганый это уже даже не оригинально, таких фриков хватает и в РПЦ, это уже не привлекает.
Нужны живые умные современные люди, свои Андреи Кураевы и Андреи Ткачёвы, свой Алексей Ильич Осипов, которые бы выступали, встречались, отвечали на вопросы и т.п. Например, о.Иоанн Севастьянов мог бы быть одним из таких. И другие есть. Два-три таких медиа-человека которые будут только миссионерством и заняты сделают больше чем сейчас все вместе попы которые читают какие-то лекции по скайпу в перерывах между службами, требами, восстановлением храмов и ведением личных древлеправославных бложиков.
Быть может в последние месяцы, год и действительно нет по объективным причинам. А в целом — за последние 12 лет снято очень много. Первый канал, НТВ, РЕН ТВ показывали сюжеты, а местные каналы такие как Москва 24 снимали целые фильмы о Рогожском, новостных сюжетов также множество. В последние месяцы на канале "Царьград" прошло четыре крупных сюжета о старообрядчестве. И потом, любой сюжет о старообрядчестве, по любому рекламирует Рогожское, даже не упоминая о нём.
— Я думаю староверам нужны новые медиалица. Хватит уже эксплуатировать образ диковатых бородатых мужиков в косоворотках которых достали из берлоги.
Нельзя сказать. что бы кто то "держал и не пущал". Просто показывают то что есть, а чего нет — не покажешь.
Хорошо, а есть какая-то статистика по этим самым захожанам на Рогожском? Может быть поток и есть, просто должным образом не переваривается общиной или кто там работает, и поэтому все усилия телевидения уходят в никуда? Кто-то ведет хотя бы самые общие наблюдения за тем сколько в неделю людей "случайно" забредают на Рогожское и какая у них дальнейшая судьба?
Есть интересный пример. В одном подмосковном центре есть известная стоматологическая клиника назовем ее "Дента-элит" которая проводит очень агрессивную рекламную компанию во всех СМИ.
А вот качество услуг весьма посредственное — то зуб не тот удалят, то заразят стоматитом. Так вот каждый получивший там недоброкачественную услугу, не только не вернется второй раз, но расскажет об этом 10 знакомым. И как бы не увеличивался поток рекламы, хоть в 10 раз — хоть в 100, ничто не может заставить человека еще раз обратится в эту клинику.
Плюс надо иметь ввиду, что у каждой клиники есть своя ниша в социуме. И это далеко не всё население города, а какие то проценты или доли процента. Так что выбрать нишу "потенциальных пациентов" довольно просто.
Интересно было бы узнать сегодняшний имидж старообрядчества среди разных слоев населения которым эта тема не совсем фиолетова. Именно среди людей которые не варятся на этом и подобном сайтах, но все же ходят в церковь и для которых православие это несколько чаще, чем крестины-венчание-пасха-отпевание.
Я нередко смотрю и слушаю разные РПЦ-шные каналы по ТВ или на ютюбе, и там иногда затрагивается тема староверия. И прямо так скажем не в самом привлекательном виде староверие выставляется. Чаще всего говорится так, что это такие же православные, но увлекшиеся косплеем в костюм и законничеством в текстах, так что ничего там особенного нет, хорошие ребята, просто с чудинкой. А говорится это как раз перед большой интересующейся аудиторией устами какого-нибудь популярного у народа лектора типа протоиерея Андрея Ткачёва. Или недавно по телеканалу "Радость Моя" (детский православный) житие какого-то святого миссионера начала 20-го века показывали в виде мультика, так там четко показали, что он успешно проповедовал православие среди староверов за что староверы обиделись и заложили священника в НКВД со всеми вытекающими и выстреливающими последствиями.
В общем, определенное противодействие староверию есть, пусть и мягкое такое, говоря термином Кураева "удушение подушкой". Так что стоять на месте староверам не получится — если не будет своей активной пропаганды и миссии, то будет отток интереса.
Митрополит Корнилий даже по "Союзу" выступал, в паре с иг. Кириллом (Сахаровым). Хоть и не по-златоустовски, но никто его там не ругал…
Митрополит регулярно выступает на телеканалах и радиостанциях. Но мне кажется главная идея статьи не о внешней проповеди, а о работе с уже пришедшими в храм людьми.
> Хоть и не по-златоустовски
Что значит "не по-златоустовски"?
Ну не заслушаешься….
Златоуста у нас тоже никто не слышал, кстати) Может быть его книги по стилю отличаются от того как он их говорил — книги подвергаются художественной редакции все же.
Одно дело читать книгу "проповеди митрополита Корнилия", другое дело слушать его речь свободную. Я как-то несколько раз расшифровывал его интеревью, замучался если честно…
Ну, так на то он и "златоуст", что говорил. А если бы только писал, а говорил гугниво, то прозвание было бы другое….
> Смотрели и удивлялись: «Какие же у них крепкие позвоночники!»
> Для многих это очень непривычно. Но буквально через месяц этой проблемы уже не существует.
Сколько богослужений или часо-молений за этот месяц проходит, чтобы человек изжил эту проблему? И как она изживается? Просто ходит, или параллельно проходит курс толкования богослужения, чтобы хоть что-то начать понимать и участвовать в молитве, а не просто выстаивать службу (возможно молясь большую часть времени по лестовке Исусову молитву)?
> Большинство людей, которые начинают совершать крестное знамение двуперстно, делают так до конца жизни,
> даже если они по какой-то причине не присоединились к старообрядческой Церкви.
Интересно, не знал, что это явление массовое. Действительно, отказаться от двуперстия не возникает никакой предпосылки не смотря на то, что есть непонимание ряда положений старообрядчества.
> так и проверенная литература нестарообрядческих авторов. Если это не смущает человека, то мы рекомендуем ему
> и такие материалы
Отрадно весьма, что книги отбираются по смыслу и содержанию, а не только принадлежности их авторов к своему или не своему согласию. Помнится, я крайне неприятно удивлялся когда пытался обсудить со старообрядцами мысли новообрядческих богословов, но все обсуждение заканчивалось не успев начаться примерно с формулировкой: "Да это не старообрядец, да у него бороды нет, да это еретик можно и не читать".
О.Иоанн прогрессивный старообрядец, побольше бы таких.
> так и проверенная литература нестарообрядческих авторов
Было бы интересно узнать несколько таких книг нестарообрядческих авторов которые о.Иоанн рекомендует для катехизации.