Комментарии (20)

  1. Глеб Носовский
    Глеб Носовский

    На последнем снимке на детей повойники надели или мне так показалось?

    • По поводу последнего фото с девочками в повойниках — а может, они просватаны? Но на самом деле это реальный маразм!

    • протоиерей Иван Миролюбов

      Я не знаю где сделан этот снимок. Выбор «Русского дома».
      Похоже на Михайловскую слободу.

  2. Владимир*
    Владимир*

    Я и желаю объединения, и опасаюсь его. Опасаюсь, что мощный натиск РПЦ та же РПСЦ просто не выдержит. Или РПЦ вернется к древнему благочестию? Это никому не нужно, никто и не собирается. А так… так РПСЦ остаётся эталоном. Чтобы было, на что оглянуться, чтобы сохранялась точка рестарта, когда новообрядчество занесет невесть куда :).

    • Что Вы имеет ввиду когда пишите: «А так …так РПСЦ остаётся эталоном. Чтобы было, на что оглянуться, … «

    • Владимир*
      Владимир*

      Михаил, так, без объединения, РПСЦ — эталон богослужения. Как молиться, как креститься, как класть поклоны, как петь, как читать. И это только видимые признаки эталона :).

    • Вы считаете, что в самой РПЦ нет эталона? Тем более: «Как молиться, как креститься, как класть поклоны, как петь, как читать.» А про «невидимые признаки» можно поподробнее?

    • Владимир*
      Владимир*

      В нашей РПЦ по этой части стихия :). Крестное знамение , например, когда кому вздумается. Или баба рядом взмахнула рукой и другие за ней. И поклоны так же, а чаще их нет совсем, а кивание головами. Конечно, есть прекрасные службы. Например, Свято-Троицкой Сергиевой лавре, когда владыка Феогност возглавлял литургию в Троицком соборе, а знаменно пел хор под управлением благочинного архимандрита Павла. Но это другая служба, не по-старому, а модернизированная :). А невидимые признаки так, с рассказа , не познаются.

    • по многим параметрам РПСЦ уже не эталон. Может и в РДЦ иные общины поэталоннее будут.

      Риск поглощения есть, НО — он есть вне зависимости от того, будет ли объединение в такой форме.
      СОединение могло бы дать возможность сохранить саму структуру старообрядческих общин. А так — перейдут постепенно — внуки, дети и ничего не останется

    • протоиерей Иван Миролюбов

      Был почти уверен, что удержусь от обсуждения – у меня свой жизненный опыт и обретенная система ценностей, которой я обязан этому опыту. Совсем необязательно со мной соглашаться. Для многих этот опыт малопонятен и внутренне чужд. Тогда лучше это не читать и не спорить.
      А написать решил потому, что помимо обычного фырканья увидел на сайте заслуживающие внимания размышления. Поэтому кратко, в виде «апрельских тезисов»:
      1.Считать, что старообрядчество в этом мiре выживет и сохранит свою самоидентичность, это значит совершенно не понимать того, что в этом мiре происходит. И РПЦ его растворит, и окружающий мiр.
      2. РПЦ как раз и есть пример того, что мiр может сделать хотя бы с одной Поместной Церковью.
      3.РПЦ прогнулась под мiр (старообрядцы называли это – обмирщение), но жива. По крайней мере, в ней еще достаточно много сильных очагов сопротивления мiру.
      4.Старообрядчество было когда-то в авангарде сопротивления мiру. Но, увы, давно это не так. За исключением, конечно, таежных заимок. Но не о них речь. В целом старообрядчество потеряло свою креативность.
      5.Старообрядчество желает сохранить самоидентичность, ментально отличается от РПЦ, хорошо это чувствует и опасается поглощения чуждой ментальностью. Но к этому всё быстро и идет, хотя никто в РПЦ никаких организационных решений к тому не предпринимает и предпринимать не собирается.
      6.РПЦ ментально отличается от старообрядчества, хорошо это чувствует и вовсе не стремится к поглощению старообрядчества, так как в этом тоже видит для себя опасность. По крайней мере – организационно это себе никак не представляет и будет от этого уклоняться (а не стремиться к этому, как опасаются иные старообрядческие «аналитики», плохо осознающие свою и «соседскую» реальность). В РПЦ уклоняются даже от того, чтобы структурно и ментально организовать единоверие.
      7. В старообрядчестве еще много здоровых сил, вполне сознающих нерадостные перспективы и сознательно или подсознательно ищущих выход.
      8.В РПЦ несравнимо больше духовно здоровых сил, чем в старообрядчестве, хотя очевидны и серьезные болезни. Немало выходцев из старообрядцев или понимающих проблему раскола. Это отнюдь не только единоверцы или любители древнего пения.
      9.Самый непростой и внешне парадоксальный вывод: старообрядчество сможет себя ментально и организационно сохранить только внутри РПЦ, если РПЦ пойдет на создание автономной структуры внутри себя на основе единоверия. А на это РПЦ в обозримом будущем не пойдет.
      10.Старообрядчество не пойдет на создание каких-либо организационных альянсов с РПЦ и не готово хотя бы частично преодолеть собственные мифологемы. По крайней мере в обозримом будущем.
      При всем этом пессимистом себя не считаю. Да и грешно. Господь строит всё по Своим планам, улыбаясь глядя на наши.
      Писал не для споров (буду уклоняться, хотя бы из-за занятости, пустоты интернетных дискуссий и оглядки на предстоящие богослужения), а для размышляющих.

    • протоиерей Иван Миролюбов

      Прошу извинения за техническую ошибку. Кажется есть проблемы с управлением сайта. Или моим ПК.

    • 9 пункт наиболее существенен, ибо в случае его реализации здоровые силы старообрядчества могли бы соединиться со родственными им силами внутри самой РПЦ.

      Старообрядчество бы от этого не проиграло, так как во внутренние дела старообрядных структур (тем более, если бы вошли епархиями) никто особо не влезал бы, да и не имел бы возможности.

      Но — это правда, на это не идут.
      Создать изнутри РПЦ структуру не всегда просто — есть масса примеров, когда бывшие единоверческие храмы расположены в поселках со смешанным населением — то есть потомки целинников и пр. заселили бывшие старообрядческие края.

      Тут нужен большой такт, чтобы не возникло конфликта. Конфликтов и не происходит — но как раз из-за того, что

    • потомки единоверцев как-то и не претендуют на что-то и довольствуются тем, что можно ходить в теперь уже новообрядческие храмы, а дома молится по своему.
      Какой-то инициативы служить в таких приходах по-старому не наблюдается — пока, по крайней мере не наблюдается. Хотя это и могло бы при благоприятных обстоятельствах способствовать увеличению посещаемости этих приходов.
      Для этого нужны либо иереи, желающие так служить — а их пока нет.

      Либо движение со стороны прихожан.
      Будет ли ситуация меняться — сказать сложно.

    • Никакой реализации п.9 в обозримом будущем и быть не может, что и следует из размышлений умудренного опытом о.Иоанна. А делать долгосрочные прогнозы всегда дело неблагодарное. Пока что вместо поглощения со стороны РПЦ мы видим рост общин и строительство храмов РПсЦ в большинстве субъектов Российской Федерации и точечно по отдельным регионам РДЦ. У безпоповцев, видимо, дела сложнее.

  3. Елена Демидова
    Елена Демидова

    Старообрядцы помнят о своих мучениках и о трагедии Церкви, начавшейся в 17 веке. Конечно, в РПЦ это не нравится, им нужно, чтобы забыли. Отсюда вот такие публикации и происходят

    • «из церковного раскола «…многие вернулись в дом отчий, стали возлюбленными чадами Матери-Церкви, наследниками её благодатных даров»». а я-то, неразумевый, непьщеваю — злая мачеха-раздорница выгнала из отчего дома чад, схранивших любы к родной Матери…

    • > Старообрядцы помнят о своих мучениках и о трагедии Церкви, начавшейся в 17 веке.

      Порой кажется, что это главное о чем помнят, о чем чаще всего помнят, о чем помнят с наибольшим удовольствием.

  4. Елена Демидова
    Елена Демидова

    С «большинством старообрядцев» автор явно не знаком и навряд ли познакомится когда-либо

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля

В связи с обновлением сайта, просим Вас воспользоваться формой для восстановления пароля от личного кабинета.

Восстановить пароль Зачем мне это?