Кто сегодня является благотворителями храмов? Как строятся храмы? Как происходит сбор средств на строительство храмов? Об этом мы беседуем с настоятелем храма Знамения Пресвятой Богородицы в г. Калуге Иоанном Курбацким.
Знаменский храм был передан нашей общине в 1989 г. Тогда он был памятником республиканского значения, после распада СССР — федерального. До этого мы собирались на молитву в молельном доме. Это был обычный частный жилой дом, приспособленный для молитвы и освященный. Несколько лет потребовалось для того, чтобы переехать и подготовить к освящению Никольский придел Знаменской церкви. В марте 1995 г. его освятил митрополит Алимпий. Это была огромная радость. И нам было просторно там. По образному выражению тогдашнего настоятеля нашего храма о. Валерия Осташенко, мы чувствовали себя как телята, которых выпустили на луг после долгих месяцев пребывания в стойле. Времена поменялись: мы смогли открыто исповедовать свою веру, и люди в начале 90-х потянулись к Богу. С большим энтузиазмом прихожане участвовали в реставрации храма, делали пожертвования, кто сколько мог. Помнится, даже ваучеры приносили. В церковном календаре московской митрополии была публикация о передаче нам храма, и пожертвования присылали со всех уголков страны и даже из заграницы.
После освящения Никольского придела темпы работ по дальнейшей реставрации значительно снизились на многие годы. Это были трудные времена. Поскольку наш храм является объектом культурного наследия федерального значения, мы пытались участвовать в государственных программах реставрации памятников архитектуры, но они в основном направлены на восстановление зданий, находящихся в аварийном состоянии.
Вот поэтому и не так быстро, как хотелось бы. Но нам есть, где молиться. А Церковь — это не стены, а люди. И мы решили сначала пустить средства на воскресную школу, как говорится, вложиться в детей, а потом заняться реставрацией.
Кстати, мы пишем историю храма. Любопытно, что при постройке храма его освятили тоже в два этапа: сначала придел святой великомученицы Варвары в 1720 г., старым чином, а потом в 1731 г. — Знаменский престол.
Ну я бы не сказал, что дело застопорилось. Мы не чаяли, что удастся и это сделать. Активных людей мало, все хотят прийти на все готовое. «Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков», — пел Владимир Высоцкий. Так оно и есть. А одному священнику тянуть все на себе невозможно. Да и привыкли люди жить без храма, раз в год видеть священника. Строительство храма — хорошая проверка, действительно ли этим людям нужен храм.
Там, где за два-три года возводят храм, есть благотворители и есть те, кто двигает дело вперед. К сожалению, Рябушинских и Морозовых нынче почти нет. Да и то сказать, надо и их уметь находить, привлекать.
Для строительства храма в г. Людинове небольшие средства собрала местная община, но основные средства были выделены через комиссию по благотворительности РПсЦ. Есть и другие спонсоры. Откликаются и местные предприятия. Так, Людиновский тепловозостроительный завод помогает работами и материалами.
Приоритеты у людей поменялись: свои дома, свой быт обустраивают часто с излишком, а строки расходов «на храм» в свои бюджеты не закладывают. Порой люди не чувствуют своей связи с общиной, нуждами храма. Нередко приходилось слышать фразу своих же старообрядцев: «у ВАС тут холодно» или «у ВАС часто закрыто».
Надо отдать должное руководству области: мы чувствуем поддержку и признательны губернатору Анатолию Дмитриевичу Артамонову за это. Недавно мы вновь встречались. В частности, мы говорили о том, что в г. Кирове Калужской области проживает большое количество старообрядцев, из них около 100-150 воцерковленных христиан. Они задумываются о строительстве храма, однако тут необходимо содействие властей хотя бы на самом первом этапе — выделение участка земли.
Людские. Кадры решают все. Но правильнее, не кадры, а люди. Их инициатива, знания, опыт, труд, профессиональные навыки, финансы…
«Жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9:37). Оскудение веры, отсутствие проповеди — вот сложные вопросы. Где-то, я знаю, есть и организационные, бюрократические трудности. Но это все равно вторично.
Важно сказать и о доверии людей к священнику, к целевому расходованию средств. Вы прекрасно понимаете, о чем идёт речь. В прошлом году в Крыму я пообщался с одним подростком, который катал детей на лошадке. Как священнику, он задавал мне разные вопросы, получилась интересная беседа. А потом пристально посмотрел на меня и неожиданно спросил: «А Вы не воруете?» Я удивился и в свою очередь спросил, почему он ставит этот вопрос. Оказывается, в той местности тоже собирают деньги на храм. Пока идёт сбор, местный батюшка купил себе Ауди представительского класса. И таких примеров, увы, хоть пруд пруди. И это не может не сказаться на положении дел со сбором средств на реставрацию или строительство храмов.
По этому поводу вспоминаются забавные, но характерные случаи. В одной местности надо было регистрировать новую общину, а для этого, как известно, надо собрать паспортные данные христиан, проживающих на этой территории. Так пришлось уговаривать людей: они боялись, что батюшка возьмёт их паспорта и оформит на себя кредиты.
Не помню этого решения, интересно! Ясно, что мы не смотрим, кто там в кружку кладет свои пожертвования. Бывает, скажем так, сторонние люди жертвуют, иногда указывая, на что именно. Но здесь важно не увлекаться. Помните песню Бориса Гребенщикова середины 1990-х годов?
«Над удолбанной Москвой в небо лезут леса,
Турки строят муляжи Святой Руси за полчаса,
А у хранителей святыни палец пляшет на курке,
Знак червонца проступает вместо лика на доске».
На строительство люди жертвуют, но что там бабушки могут собрать со своих крохотных пенсий? Основная часть — это крупные вложения спонсоров. Чем-то помогают коммерческие предприятия, чаще услугами и работами.
А государство или муниципальная власть не имеют права тратить деньги на строительство храмов и даже на их реконструкцию вне специальных программ.
Я о таких случаях знаю, но это не мой опыт. У нас община, собираем деньги вскладчину. Те благотворители, которые есть, делают свое дело во славу Божию, не трубят о себе и не требуют для себя особенных привилегий. Бывает, так и говорят: я участвую финансово, но не могу и не буду решать организационные и текущие вопросы.
Ну а там, где есть попечитель, который построил храм, содержит его, конечно, к нему должно быть особое отношение, это надо ценить и уважать. Кстати, этот вопрос никак не оговорен в нашем типовом уставе общины.
В Боровске есть община, она содержит Введенский храм, в котором идут службы. А огромный Покровский собор содержать и реставрировать силами общины нереально. Его восстановление — задача и Церкви, и государства. Поэтому для работ по восстановлению собора и их координации создан благотворительный фонд «Посолонь» (директор — Кетуров Владимир). В настоящее время найти благотворителей, готовых пожертвовать необходимоую для реставрации сумму, не представляется возможным. Денег не хватает даже на проект реставрации, который оценивается более чем в 10 млн. руб.
Местная община надеется, что руководство области может оказать содействие в поиске благотворителей для восстановления Покровского собора, которые примут во внимание его историческую и культурную ценность и окажут содействие в возрождении святыни. На сегодняшний день губернатор Калужской области А. Д. Артамонов попросил старообрядческую митрополию включить реставрацию собора в программу празднования 400-летия Аввакума и обещал содействовать в продвижении этого вопроса.
Что моя голова не может вместить — это расценки нынешних проектных организаций. Ну, что такого трудоемкого нужно сделать в проектировании, чтобы "зарядить" 10 миллионов?
Реставрация здания, да при том не эксплуатировавшегося десятки лет по назначению, технически сложный процесс. Львиную долю от стоимости проекту съедят изыскания и детально-инструментальная экспертиза существующих конструкций.
Да,, ладно, походят молотком постукают и на-те изыскания…. Видел в действии
Проект сметы надо смотреть профессионалам…
Очень крутое утверждение о строителстве старообрядческих храмов за 2-3 года! Вот разве только в Красноярске сейчас завершают — так это скорее исключение.А собор в Боровске может внешне и облагородят, а дальше как в Калуге, Коломне и … . Да и заполнять то кем, коль и ныне действующий храм не маленький.Была попытка обустроить монастырь, да и та не удалась.