Комментарии (20)

  1. Я редкий читатель Руверы, и поэтому, вслед за Николой В. недоумеваю: что за анонимность. Возможно, здесь подразумевается «редакция». Тогда предупредительно извиняюсь.

    Статья без автора – не более, чем демагогия, набор лозунгов, заводных кричалок. А автор, в исконном понимании, – не обязательно сочинитель, но тот, кто берётся защищать изложенную позицию и отвечать на каверзные вопросы.

    Обсуждать такие вопросы надо. Любые правила хороши тогда и тем, когда встроены в культуру отношений. Без этого имеем не руководство к действию, а музей выцветших вывесок. Нечитабельные вывески дискредитируют и сами сборники Правил, лишая их жизненной силы. Касается это и древних правил, и новых.

  2. Елена Демидова
    Елена Демидова

    В целом статья провокационная. Мира в Церкви она не прибавит. Да и с чего бы редакции нецерковного сайта заботиться о мире в Церкви — что во время Поста, что в любое иное время…

  3. Статья интересная. Жаль только, что в очередной раз без авторства.

    В целом автор смог убедительно обосновать свою точку зрения. Могу предполагать, что в силу щекотливости вопроса в прошлые эпохи християнство вообще интимные отношения в плане строгости не в полной мере смогло обозначить четкие границы дозволенного. Отсюда противоречивость и тенденциозность взглядов.

    Насколько я знаю, на вселенских соборах интимные отношения вообще не рассматривались. А это само по себе многое значит.

    Неразбериха в данном вопросе в принципиальном отношении является ахиллесовой пятой для старообрядчества: указывая на необоснованность введения ряда новин в Церкви, в то же время, они сами же не могут обосновать идею крайней строгости супружеских отношений, кроме как «так сложилось ко временам раскола». При этом игнорируются слова апостола Павла и святителя и вселенского учителя Иоанна Залтоуста.

    Статья получилась антистарообрядческой. Поэтому хотелось бы узнать ОБСНОВАННОЕ альтернативное мнение.

    • Не согласен с Вами, что статья антистарообрядческая. Приводятся ссылки на древних русских святых, которые были против монашеских требований к супружеской жизни.

    • из сказания св. отец о велицемъ и прочихъ постехъ в неделю г ю поста: «аще постишися, то не от единого хлеба постися…. и от всехъ плотскихъ похотей, да истинный постникъ явишися. .. о братие вси суть дни честны, и до воскресения христова … аще же не совершиши поста до конца лености ради своея, то не токмо погубиши трудъ свой, и ничтоже успееши на отпущение грехомъ: но и беси порадуются о тебе глаголюще, нашъ еси, а не божий: а хранитель твой ангелъ скорбитъ о нерадении твоемъ».
      а это к последней басне из статейки: Григорий Богослов о божественней литургии «и слышахъ ангела глаголюща, отцы блазии и вернии, аще кто в суботу пребывъ съ женою, или в яве, или во сне, несть достоинъ пречистаго тела и крове господа нашего иса христа». так что, бесы пропустили всех осквернившихся, а на благочестивую жену набросившися…
      «Слышавше же братие о посте, потщимся честно проводити пост вся недели равно, яко первую неделю, токожъ и последнюю, и до светлаго воскресения христова, со всяцемъ воздержаниемъ… и правоверные христиане наречетися.» книга Златоуст, с.80.

    • Николае, не надлежит представлять «альтернативное мнение» озабоченности от лукаваго, жадуштаго столкнуть християнъ с подвижнического пути по преминовании большей части поста. обращайте ся за укреплением к св.Iоанну Златоустому, глаголавшему нам в 4-ю неделю поста поучение: «пост на врагы непобедимое оружье, и страстотерпцемъ крепость, и бесомъ отгонитель. постъ целомудрию сосудъ…» «кая польза алкати, плотию умирая, а дела злая творити; кая помошть от яди воздержатися, а на блудъ совокуплятися; …»

  4. А мне статья понравилась! И если честно, список грехов в чине исповеди нуждается в серьёзной правке, но вряд ли на Соборе сейчас этот вопрос пройдёт. Сейчас интересны юбилеи, праздники и тому подобное….

  5. Ирина Косырева
    Ирина Косырева

    Примечательно, что ни в одном исповедальном опроснике 14-17 веков (просмотрела около 15 вариантов) мне не встретилось упоминания о наказании за возможный отказ одного из супругов от близости. Очевидно, что на практике не принято наказывать сторону, которая периодически уклоняется от супружеского долга. А разве он не грешит уклонением? Ведь его тело не принадлежит ему, как говорит ап. Павел. Об этом ни слова ни в одном требнике.

  6. Владимир*
    Владимир*

    Ну замахнулась редакция! Это же покушение на власть попов! Кто же власть так просто отдаст?

  7. Глеб Чистяков
    Глеб Чистяков

    Формулировка из Потребника «Вопрос замужним и вдовицам: В Великий пост и на Святой неделе не соблудила ли с мужем своим, или с чужими» находиться на грани ереси, когда приравниваются два несравнимых ни с нравственной, ни с канонической точки зрения поступка. Очень жаль, что Освященный Собор РПСЦ 2018 года не внял докладу о. Геннадия Четергова который предлагал провести ревизию подобных «правил».

    • Ирина Косырева
      Ирина Косырева

      Действительно, в ряде исповедальных сборников интимные отношения между супругами в пост называются блудом либо приравниваются к отношениям с чужой (чужим) женой либо мужем:
      • «Или в субботу вечер, или в Господские праздники, или Свят день со своею женою или с чужою блудил еси. Или во Святую неделю блудил еси» (Треб. ркп. 16 века, Соф. библ. №1090, с. 454-466)
      • Или в Господские праздники, или в среду, и в пяток, и в неделю со своим мужем или с чужими блуд творила еси (по требн. ркп. 16 века, Импер. публ. библ. № (Q.I.) 100 л. 46-49)
      В некоторых опросниках неясно, спрашивается ли об отношениях с законной супругой либо блуд в определенные периоды года вменяется бОльшим грехом, чем в прочие дни:
      • «Противу праздника блудил. Или Великого поста не сохранил. Или Великоденныя недели не соблюл» (Вопрос мужам и отрокам по служебнику с требами, рук. 16 века, Соф. библ. № 875 с. 129-132)
      • «Аще ли в субботу вечер, или в неделю, или в праздники соблудил» (по сборн. ркп. кон. 15 в., Кирилл-белоз., № 22/1099, л. 436-438, вопрос мужам).
      • «Или в субботу вечер блуд сотворен, или во святого нарочитого день — епитимии 50 дней, поклонов 90. Или во святого нарочитого день, епитимии 6 дней, а поклонов 40 на день» (треб. ркп. собр. Погодина № 305, л. 25-29, вопрос мужам о грехах)
      Ряд рукописей тут же указывают епитимию за супружеские отношения в «неположенные периоды года»:
      • «Аще в субботу вечер со своим мужем была еси — епитимия 40 дней, а поклонов 12 на день. Или во Святой день со своим мужем блуд сотворила еси — епитимия 6 дней и поклонов 12 трижды в день» (по сборн. ркп. 16 века, Импер. публ. библ. № (Q.I.) 729 л. 173-174, вопросы женам без надписания)
      • «Аще ли в субботу или Господский праздник с женою был еси — епитимия 40 дней (по требнику ркп. 16 в. Софийск. библ № 1088, л. 358-360)
      В «вопросах попам и дьяконам» видится ужесточение требований:
      • «Или в субботу, или в неделю, или в Господские праздники с женою был еси. Или в Великий пост с женою был еси, и на Святой неделе, и во Спожин пост (Успенский)» (по требн. ркп. 15-16 в. собр. Погодина № 310 л. 28-234, исповедание попом и дьяконам, л.184-185)

    • Так на соборе поди монашествующие главенствуют, им эти «проблемы» как минимум чужды, а то может и неприязнь какая есть к половой жизни. Вот и не спешат вникать в эту проблематику, а уж тем более с целью возможной либерализации.

      Вот если бы устрожить, запретить, наказать, обложить и другие проявления истинного православия по-древнерусски, то может бы и сделали.

    • Елена Демидова
      Елена Демидова

      Освященный сбор не внял — и какой смысл это обсуждать? Вот какая реальная цель такой публикации? Пересмотр соборного решения? Этого не будет. Поднятие шума? Так шум годится только как средство — для достижения какой-то цели. Какова же цель?

    • Русская вера

      На данный момент никаких Соборных решений по этому вопросу и не было за всю историю Церкви. И да, неплохо бы уже рассмотреть такой важный для каждой семьи вопрос и принять по нему адекватное Соборное решение.

  8. > В Уставе еп. Арсения Уральского, распространенном сегодня
    > среди священников РПсЦ, правило 47 указывает

    С таким количеством дней в которые «нельзя» это какая-то война против здоровых семейных отношений между супругами.
    Опять монахи по своим меркам навыдумывали.

    • Елена Демидова
      Елена Демидова

      Уточните, будьте добры, где именно такое написано в Уставе Арсения Уральского. Там деление по главам, а не по «правилам», и по обсуждаемой теме в главе 52 «О посте» написано буквально следующее: «А миряном во время поста и от жен воздержатися». В моем распоряжении Устав, изданный в 2005г. по благословению митрополита Андриана. А у Вас какая версия? На каком конкретно листе написано то, что Вы приводите как слова свт.Арсения?

    • Русская вера

      Елена, у нас версия гектографа нач. ХХ века, добавили в текст скан листа, где указано то самое правило.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля

В связи с обновлением сайта, просим Вас воспользоваться формой для восстановления пароля от личного кабинета.

Восстановить пароль Зачем мне это?