Вопросы об ограничениях интимного общения супругов в периоды четырех многодневных постов и определенных дней недели в течение календарного года весьма часто поднимаются семейными людьми на исповеди. В наш век соблазнов нельзя недооценивать актуальность этой темы хотя бы потому, что семейный путь, в отличие от монашества, выбирает абсолютное большинство людей. Учитывая деликатность данной темы, многие христиане стесняются спрашивать о супружеских отношениях у священника лично и вынуждены делать это заочно, адресовав свои вопросы на наш сайт в рубрику об интимных отношениях.
Однако до сего дня нет четкого ответа на этот вопрос, и каждый духовник решает его исходя из своего опыта и понимания. В основном же мы наблюдаем тенденцию наказания «невоздержанных супругов» епитимиями и отлучением от Таинства причастия. Ведь в старообрядческой Церкви приняты в обиход самые строгие из прочих существующих уставы. Это касается пищевых, исповедных и других правил, регламентирующих самые разные сферы духовной, семейной и общественной жизни старообрядца. К слову, на Украине и в Молдавии во многих общинах РПсЦ действует странная и давно устоявшаяся традиция: семейные люди практически не причащаются Святых Таин, и существует негласное поверие, что якобы причащаться дозволено только младенцам, неженатым и вдовым.
Мы решили разобраться в этом непростом, но важном для семейных людей вопросе.
Священное Писание о вопросе супружеских отношений
Апостол Павел пишет:
Жене муж должную любовь да воздает, такоже и жена мужу. Жена своим телом не владеет, но муж. Такоже и муж своим телом не владеет, но жена. Не лишайте себя друг друга, точию по согласию ко времени. Да пребываете в посте и молитве, и паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7:3–5).
Один из величайших проповедников воздержания и покаяния за всю историю Церкви, святой Иоанн Златоуст, так толкует эти слова:
«Жена не должна воздерживаться против воли мужа и муж не должен воздерживаться против воли жены. Почему? Потому, что от такого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство. Ведь если иные, имея своих жен, предаются прелюбодеянию, то тем более будут предаваться ему, когда лишены будут этого утешения. Хорошо сказал Апостол: не лишайте себя; то, что здесь назвал лишением, выше назвал долгом, чтобы показать, как велика их взаимная зависимость: воздерживаться одному против воли другого — значит лишать, а по воле — нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, совершая большой грех против справедливости, и тем подавая мужьям повод к распутству, и все приводя в расстройство. Всему должно предпочитать единодушие: оно всего важнее. Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Никакой».
Церковь имеет также 13 правило святого Тимофея Александрийского:
«Вопрос 13: совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное? Ответ: прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем необходимо должно воздерживатися в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу». (Славянская кормчая. Правило 13-е. Живущим купно мужем с законными своими женами, глаголет апостол, не лишайте себе друг друга, токмо Аще хощете по совещанию се творите: да не искушает вас сатана. Потребно же в субботу и неделю, да не приближаются к себе, понеже в тыя дни духовная жертва возносится Богови).
3 правило святого Дионисия Александрийского гласит:
«Вступившие в брак сами себе должны быти довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно быти» (1 Кор.7, 5). (Славянская кормчая. Законно совокупився муж с женою по совещанию, да не прикасаются на время друг к другу, и да упражняются на молитву, и паки, вкупе да пребывают).
Святитель Василий Великий в первой беседе (О посте 1) пишет: «Пост знает меру и в делах супружеских, удерживая от неумеренности в том, что дозволено законом; по согласию отделяет время на то, да пребывают в молитве».
Если посмотреть историю Вселенских и Поместных Соборов первого тысячелетия, то в те времена предписывался однодневный супружеский пост перед Причастием. Однако со временем ужесточались правила, призывающие супругов отказываться от интимных отношений уже более половины года.
Если взять самые строгие предписания об ограничении в четыре годовых многодневных поста, среды, пятницы, воскресенья, а также великие праздники, то на супружескую близость остается лишь около 90 дней в году.
При этом в эти дни у женщин могут быть менструации, разные недомогания и не только жены, но и мужа; занятость по работе и домашнему хозяйству, обыкновенная усталость или отсутствие должного настроения. Поэтому для многих семейных людей эти условия объективно являются абсолютно невыносимыми, то есть, по слову Христа, на них возлагаются «бремена тяжелые и неудобоносимые» (Мф. 23:4). Следует отметить, что если бы церковные чада всецело исполняли предписания номоканонов, то дети бы у них рождались лишь в определенные дни и месяцы. Но, как мы видим, дети появляются круглый год, даже в ноябре и декабре, когда исполняется 9 месяцев с прошлогоднего Великого поста. Это значит, что, несмотря на суровость «правил», их исполняют далеко не все.
Суеверное представление о том, что дети, зачатые в пост, якобы несут на себе некое проклятие, явно оспаривалось святителями в древнерусской Церкви. В XII веке такие русские духовники, как новгородский Кирик, уже имели в своем распоряжении «худые номоканунцы» — книги, которые, по выражению архиепископа Нифонта, «годятся сжечи». «Прочтох же ему из некоторой заповеди: аще в неделю, или в субботу, или в пяток ляжет человек и зачнется дитя, то будет любо тать, любо блудник, любо разбойник, любо трепетив, а родителема епитимея два лета, и рече ми: тыи книгы годятся сжещи» (Вопрошания Кирика и ответы еп. Нифонта) [1].
Надо отметить, что посты во время жизни апостола Павла были не столь длительными, как сегодня. В целом пост и супружеское воздержание — это два разных подвига, которые имеют определенные связи между собой, но являются разными по сути. Пост, в плане ограничения от вкушения скоромной пищи, — это личный подвиг: каждый сам определяет для себя, сколько и какой пищи ему вкушать (даже среди постной пищи есть большое разнообразие продуктов). Ни одно правило не призывает нас полностью воздерживаться от еды в течение постных дней и многодневных постов, а лишь указывают употреблять пищу другого качества, постную, и ограничить количество.
Супружеское же воздержание — обоюдный подвиг. К тому же, в отличие от пищи, супружеское общение невозможно в дни постов заменить ничем другим. А ведь именно интимные отношения между супругами постоянно поддерживают их единство, в частности духовное и душевное. Эти отношения являются ничем иным, как осуществлением слов Самого Бога: «И будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть» (Мк. 10:8).
Не являются ли ригористические установки о многодневных воздержаниях противоречащими Христову учению об одной плоти и апостольскому указанию «не лишать себя друг друга, только по согласию и на время»?
Как бы то ни было, в Церкви издревле существует норма воздержания от супружеского сожительства во время постов. Но, в отличие от пищевых запретов, за нарушение которых каноны наказывают отлучением от св. Причастия, указания святых отцов относительно запретов на супружеское общение в пост носят скорее рекомендательный характер. Естественно, принцип воздержания в пост должен касаться и этой стороны жизни. Меру же воздержания и частоту отношений в посты должны решать сами супруги как самодовлеющие судьи, и ключевой момент — по согласию. В идеале, конечно, неплохо бы заручиться также советом и благословением у духовного отца.
Номоканон о супружеских отношениях в посты и некоторые другие дни
Помимо Священного Писания, в старообрядческой Церкви большой авторитет имеет Священное Предание.
О соблюдении супружеской неприкосновенности в Великий пост положительно указывает церковное правило в Большом Требнике: «Миряном от жен воздерживатися весь святой Великий пост. Аще ли падется с женою своею во святыи пост, то ни на Пасху да причастится, занеже весь пост безчествова: бельцем же от жен своих законных соблюдатися, якоже речеся, на весь пост» (Номоканон Постника, 40 гл.).
Однако вот что по поводу происхождения этого правила пишет известный русский канонист А. С. Павлов в своем исследовании «Номоканон при Большом Требнике»: «Не совсем уместная приписка к славянскому тексту о том, чтобы супруги в продолжение поста Четыредесятницы воздерживались от общего ложа, впервые сделана в третьем Киевском издании Номоканона, в котором указан и самый ея источник: Сава (монах?), уст. гл. 52 (разумеется, вероятно, устав святителя Савы Иерусалимского). Такое же правило находится в Номоканоне Постника. На соблюдении этого правила настаивают: Вальсамон в 52 ответе Марку Александрийскому, мнимый Иоанн, епископ Китрский (Кормчая, гл. 58, прав. 2) и схолиаст Пидалиона в одном из примечаний к 69 апостольскому правилу» [2]. (Третье киевское издание «Номоканона» вышло в 1629 г. с предисловием архимандрита Киево-Печерской Лавры Петра Могилы — прим. ред.).
О том, чтобы уклоняться от своих жен в воскресенья и в Четыредесятницу, говорится во втором ответе Иоанна, епископа Китрского, епископу Драчскому Кавасилу: «О еже осквернятися своих жен в неделю и в четыредесятницу. Иже ниже в вечер господоименитого дне своих жен не хотящих осквернятися, яко же сказал апостол, да упразднитеся в молитве, запрещеньми в меру сице согрешающих, исправляти, такоже отнюд, и во святую четыредесятницу, инех дний множае себе чистых, от супружниц соблюдати. (Перевод. «Тех, которые даже в вечер господоименитого дня не хотят уклоняться от своих жен, как сказал апостол, чтобы проводить время в молитве, должно исправлять запрещениями в меру; также и в Святую Четыредесятницу более чем в другие дни должно соблюдать себя чистыми от супруг» [3].
63 правило Номоканона также советует иметь воздержание в воскресные дни и великие праздники: «Во иное же время друг друга да не лишают, по апостолу, точию во время причастия и антидора, в неделях, и в нарочитыя праздники, и сие по согласию». Источниками этой статьи послужили 5, 7 и 13 правила Тимофея Александрийского, с дополнением из Номоканона Постника [4].
Патриарх Антиохийский Феодор Вальсамон в ответе патриарху Александрийскому Марку указывает на недостоинство Причащения невоздержанных супругов. «Вопрос 52. Если во время Четыредесятидневного поста супруги не воздерживаются, удостаиваются ли они Божественных Таин в мироспасительный праздник Великой Пасхи или нет? Ответ: Если мы научены воздерживаться даже от вкушения рыбы и не разрешать просто так поста во всю Святую Четыредесятницу, а также по средам и пятницам, то тем более супруги бывают вынуждены воздерживаться от плотского соития. Поэтому тех супругов, которые совершили такое противозаконие и переменили на сатанинскую невоздержность спасительное покаяние, происходящее от поста и удаления от плотских похотей (как будто целого года не было им достаточно для удовлетворения своих плотских похотей), не только не удостаивают Святого Божественного Причастия в праздник Святой Великой Пасхи, но и исправляют епитимиями».
Русские канонисты об отношениях супругов в посты
Русские канонисты средних веков колебались, стоит ли подвергать мирян жесткому ограничению в супружеском общении в посты, и предлагали различные варианты послабления.
В поучении Новгородского архиепископа Иоанна II (Илии) находим: «…А от жен не отлучайте по нуже, оже сами не изволят по свету подружих своих. А нам повелено есть тако, еже чистей недели и страстней и воскресней до конца, то тех три недели возбраняйте. А се слышал же есмь, оже друзии попы глаголют детем своим: Оли все говенье не лежите с женами, тоже дадим причастие, — то того нетут. А вы, попове будуче, оже восхочете служити коли, то чи на много дней отлучаетеся от попадий своих?! И оли то попом будя, аже не простечи, то любо си будут и в говении не ублюлися от жен, дайте причащение… [5].
В переводе на современный русский:
А от мужей не требуйте, чтобы воздерживались от жен, если только они сами не станут это делать по согласию со своими супругами. Ведь нам предписано соблюдать только лишь Чистую, Страстную и всю Светлую седмицы, так что относительно этих трех седмиц и поучайте. А еще я услышал, что некоторые священники заявляют своим чадам: Допустим причащаться на Пасху, только если весь Великий пост воздержались от жен, — а вот нет такого правила! Вы-то сами, отцы, когда соберетесь служить, неужели по многу дней воздерживаетесь от своих жен?! И если уж для священников нет такого требования, то уж тем более для простецов; так что если кто-нибудь и не воздержался от супружеского общения в посту, допускайте его причащаться.
Новгородский епископ Нифонт так отвечает на вопрошание Кириково: «Спрашивал: Достоит ли дати тому причащение, аще в Великий пост совокупляется с женою своею? — Разгневася [владыка]: Ци учите, рече, воздержатися в говение от жен?! Грех вы в том! — Рех: написано, владыко, есть в уставе в бельческом, яко добро есть блюстися, яко Христов пост есть. Аще не могут, а переднюю неделю и последнюю. И Феодос, рече, у митрополита слышав, написал. — Такоже не ни написав, рече, ни митрополит, ни Феодос, разве неделя праздник, а праздное недели вси дние, аки дние неделя. Аще ли створит тако, запрети ему паки творити. А хотяче кому причащатися в неделю, то в суботу измытися рано, и паки к жене в понедельник на вечер»[6].
В переводе на современный русский:
А следует ли допускать причащаться тех, кто был со своей женой в Великом посту? — <Святитель Нифонт> рассердился: Вы что, учите воздерживаться в посту от своих жен?! Грех на вас за это! — Я ответил: Владыко, но ведь так написано в уставе для мирян, что хорошо бы воздерживаться, ибо это пост Христов. И Феодосий так написал, со слов митрополита. — <Святитель ответил>: ничего подобного ни митрополит, ни Феодосий не писали. <Речь> только о воскресеньях и Светлой седмице. Ведь на Светлой седмице все дни — как воскресенья. Если так сделают, то запрети им так делать. А если кто хочет причаститься в воскресенье, то пусть с утра в субботу омоется, а в понедельник вечером снова может быть с женой.
В Святцах XVI века библиотеки Троицкой лавры № 365 сказано: «Аще кто по худоверию своему не может ни в Великий пост от жены своея удержатися, и да удержал бы ся федорову неделю, вербную, страстную и святую» [7]. В переводе: «Если кто по маловерию своему не может удержаться от своей жены весь Великий пост, то хотя бы удерживаться Федорову неделю, Вербную, страстную и Светлую». Причем за воздержание в период от мясного заговения перед Великим постом до Радуницы обещается прощение грехов целого года.
В «Правиле бельцем» (по мнению описателя рукописей Соловецкой библиотеки, вероятно, «русском сочинении»), разработана регламентация полового воздержания до и после приобщения Святых Таин в Рождественский и Петров посты: «В великое говение от жены воздержатися… В Филиппово говение и в Петрово к причастию за неделю соблюдися от жены, а после причастия 3 дня» [8].
В Номоканоне XVI–XVII веков библиотеке Уварова №559 (329) это правило относится лишь к клирикам: «Заповеди иереям диаконам и клирикам… Аще кто по неудержанию в великий пост блуда не останется с женою своею, да… феодорову неделю и средокрестну и вербную и страстную, а во иныя да приближаются… А в Петров пост и в Филиппов невозбранно с женами своими пребывати, разве понедельника и среды и пятка и субботы и недели и памяти святых. А в Госпожино говение пребывайте в чистоте яко и в Великий пост» [9]. В переводе: «Заповеди иереям, дьяконам и клирикам. Если кто по неудержанию в Великий пост не воздержится от жены, то… Федорову неделю, Крестопоклонную, Вербную и Страстную, а в остальные будут вместе. А в Петров пост и в Рождественский не возбраняется с женами быть, кроме понедельника, среды, пятницы, субботы, воскресенья и памяти святых. А в Успенский пост пребывайте в чистоте, как и в Великий пост».
В текстах XVI века говорится: «Во Святой Великий пост добро удержатися маложенам от себе, аще ли не можета, да первую неделю и последнюю чисто да сохранятся. Такоже и Рожеству Христову пост, и к Петрову дню» [10]. В переводе: «Во святой Великий пост будет хорошо удерживаться молодоженам, если же не могут, то первую и последнюю недели пусть сохраняются. То же и в Рождественский пост и в Петров».
В дополнительных статьях к русским исповедным уставам в рукописном требнике XVI века Соф. библ. №875 читаем «Поучение святых апостол и святых отец отца духовного, како жити детям духовным в Великий пост»: «А в говение вовсе с женами не совокуплятися, и после Великого дня неделю всю проводити чисто, занеже Христу, воскресшу из гроба, солнцу всю неделю не заходившу. Вся бо та неделя как один день. А коли человек не может воздержати плоти своей, он да блюдет первую неделю и крестопоклонную, и неделю страстную и светлую по празднике. Зане же те недели все четыре за один день. А на тех неделях, во вторник и в четверг, если же не прилучится нарочитого святого, да совокупится с женою. А лучше бы десятину Божию всю чисту Богови отдати» [11].
Авторитетный византийский толкователь церковных канонов Иоанн Зонара (ХII век) приводит повесть-притчу «о прельстившемся иерее». Веками эта история входила в сборники церковного права на Руси, в том числе и у старообрядцев.
Транслитерация: Обретохом бо и сказание сице бывше, еже разсудихом написавши и предати. Презвитер бе некий в некоторой веси, име жену же, и млада беста оба. И Великия суботы вечеру приспевшу, вся яже подобная празднику уготова презвитер вечер возлеже со женою своею на одре. Брани ж ему пришедши от беса блуднаго, восхоте смеситися со женою своею, она же не остави его. Востав бо пришед, и бысть со скотиною, не ведущи жене его. Светающи же святей недели Пасхи, утреню совершив иерей, и литургию сотворив, сущим с ним всем людем. По воздвижении же божественаго хлеба и по причащении же облак птиц различных, ядущих крови, падшим на церковь ко вратом церковным прилетаху, яко нецыи ратницы, сретающи и сретаемых, и мечи купно пометающе, людие врата крепко затвориша, внутрь стояху мужие и жены. Святому же причащению бывшу; иерей же слышав и видев бывшее, и рече: «Мое есть согрешение, и моя язва. Мене ради сонм сии птиц бысть». И исповедаяся пред всеми людьми. Тако вопиюще вси, Господи помилуй, первый врата отверз, ничим же врежден быв от птиц. И тако вси людие начаша исходити, и еще же жене иереове, во вратех сущи, восхитиша ю птицы: подробну расторгнуша ю, и с костьми во устех своих вземше отлетаху. Сие преславное видение презвитер нам сказа, списателне к ползе нашей се положихом. Сего ради подобает со опаством вся творити, яко да не мнимое благо в лукавый грех будет.
Свободный перевод: В некоем селе жил молодой священник с молодой женой. Накануне Великой субботы, подстрекаемый блудным бесом, он начал склонять жену к плотскому общению. Она, будучи женщиной добродетельной и не желая впасть в грех, покинула супружеское ложе. Тогда неудовлетворенный муж согрешил со скотиной, о чем жена, естественно, не знала. Во время воздвижения Святых Даров на пасхальной литургии, которую совершал священник, около его церкви появилась стая («облак») хищных («ядущих кровь» или «кровожрущих») птиц, атакующих врата храма. Когда пресвитер узнал об этом, он сразу понял причину зловещего знамения, публично покаялся в содеянном и первым вышел из храма. Птицы не причинили зла ему и всем прихожанам (к тому времени исповедавшимся и причастившимся). Когда же во вратах появилась добродетельная жена священника, птицы набросились на нее, растерзали и улетели.
Исповедный устав старообрядческой Церкви к вопросу супружеских отношений в пост
В Уставе еп. Арсения Уральского, распространенном сегодня среди священников РПсЦ, правило 47 указывает: «Супруги, если во время приготовления к Причащению не удержатся от совокупления, то по 5 правилу Тимофея Александрийского отлучаются от причастия. И еще они должны иметь воздержание в воскресные дни и великие праздники, по 63 правилу Номоканона. Устав Большой такое же воздержание совещавает иметь и во всю святую Четыредесятницу и прочия постныя дни, под которыя не дозволяется браку повенчание» [12].
При совершении Таинства Исповеди священники РПсЦ пользуются Чином исповедания из Большого Потребника, изданном при патриархе Иосифе в первой половине ХVII века. Касательно вопроса регламентации супружеских отношений в определенные периоды года, вот что находим на страницах этого Чина исповедания:
«Вопрос женатым и вдовцам: По закону ли с женою живеши, в Великий пост или на Святой неделе не бывал ли еси с нею, или в воскресение, или в среду, или в пяток. Не бывал ли еси с нею в Господские праздники, и в Богородичные, и в дни памяти святых великих».
«Вопрос замужним и вдовицам: В Великий пост и на Святой неделе не соблудила ли с мужем своим, или с чужими. В воскресение, и в среду, и в пяток, не соблудила ли еси. И в Господские праздники, и Богородичные, и памяти великих святых не соблудила ли еси».
«Поучение детям духовным: А с женою живи законно. Среду и пяток, неделю и праздники Господские, и Пречистой Богородицы, и прочих святых, почитай честно».
Обращает на себя внимание тот факт, что отношения между законными супругами в пост называются блудом, а также законные супружеские отношения приравниваются к отношениям с чужой (чужим) женой либо мужем (эту же тенденцию наблюдаем и в ряде более ранних исповедных опросников) [13].
Так кто же был автором Номоканона, по которому сегодня совершается исповедальное чинопоследование в старообрядческой церкви?
«Единственный источник, откуда можно почерпнуть сколько-нибудь определенный ответ на этот вопрос, составляют первые два русские (Киевские) издания славянского перевода Номоканона, вышедшие в первой четверти XVII века. В них сделано прямое указание на Афон, как на место происхождения, и на афонских духовников, как на авторов издаваемой книги… Книга, появившаяся без имени автора и без всяких признаков происхождения от лица, власть имущего в церкви, могла получить столь высокое практическое значение только благодаря тому, что все считали ее произведением афонских подвижников, которые в свою очередь считались лучшими духовниками на всем православном востоке» [14].
Возникает очень последовательный и немаловажный вопрос:
Почему вопросы семейной жизни и интимных отношений между супругами регламентируют афонские монахи? Было ли у них объективное представление о тонкостях семейной психологии? Не было ли их целью сознательное разрушение теплых семейных отношений в угоду второго пути — монашества, как более правильного?
Литература:
[1] С. И. Смирнов. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины, М. 1912, с. 7
[2] Павлов А. С., Номоканон при Большом Требнике, М. 1897, стр. 166–167
[3] Кормчая патриарха Иосифа, 1650 г., (напечатана тип. П.П. Рябушинского, 1912 г.), гл. 58, л. 598, об.
[4] Павлов А. С., Номоканон при Большом Требнике, М. 1897, стр. 186
[5] Памятники древнерусского канонического права, Русская историческая библиотека, т. 6
[6] Памятники древнерусского канонического права, Русская историческая библиотека, т. 6 вопр. 57, столб 37–38
[7] С. И. Смирнов. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины, М. 1912, с. 186
[8] С. И. Смирнов. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины, М. 1912, с. 184
[9] С. И. Смирнов. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины, М. 1912, с. 43
[10] С. И. Смирнов. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины, М. 1912, с. 119
[11] А. И. Алмазов. Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви. 1984 г. Том 3, стр. 253
[12] Епископ Арсений Уральский (А. В. Швецов). Краткий номоканон и чин исповеди (гектограф нач. ХХ века)
[13] А. И. Алмазов. Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви. 1984 г. Том 3, стр. 187–242
[14] Павлов А. С., Номоканон при Большом Требнике, М. 1897, стр. 5.
-Батюшка, а в Пост женщину можно?
-Можно, но только не жирную!
Я редкий читатель Руверы, и поэтому, вслед за Николой В. недоумеваю: что за анонимность. Возможно, здесь подразумевается «редакция». Тогда предупредительно извиняюсь.
Статья без автора – не более, чем демагогия, набор лозунгов, заводных кричалок. А автор, в исконном понимании, – не обязательно сочинитель, но тот, кто берётся защищать изложенную позицию и отвечать на каверзные вопросы.
Обсуждать такие вопросы надо. Любые правила хороши тогда и тем, когда встроены в культуру отношений. Без этого имеем не руководство к действию, а музей выцветших вывесок. Нечитабельные вывески дискредитируют и сами сборники Правил, лишая их жизненной силы. Касается это и древних правил, и новых.
В целом статья провокационная. Мира в Церкви она не прибавит. Да и с чего бы редакции нецерковного сайта заботиться о мире в Церкви — что во время Поста, что в любое иное время…
Статья интересная. Жаль только, что в очередной раз без авторства.
В целом автор смог убедительно обосновать свою точку зрения. Могу предполагать, что в силу щекотливости вопроса в прошлые эпохи християнство вообще интимные отношения в плане строгости не в полной мере смогло обозначить четкие границы дозволенного. Отсюда противоречивость и тенденциозность взглядов.
Насколько я знаю, на вселенских соборах интимные отношения вообще не рассматривались. А это само по себе многое значит.
Неразбериха в данном вопросе в принципиальном отношении является ахиллесовой пятой для старообрядчества: указывая на необоснованность введения ряда новин в Церкви, в то же время, они сами же не могут обосновать идею крайней строгости супружеских отношений, кроме как «так сложилось ко временам раскола». При этом игнорируются слова апостола Павла и святителя и вселенского учителя Иоанна Залтоуста.
Статья получилась антистарообрядческой. Поэтому хотелось бы узнать ОБСНОВАННОЕ альтернативное мнение.
Не согласен с Вами, что статья антистарообрядческая. Приводятся ссылки на древних русских святых, которые были против монашеских требований к супружеской жизни.
из сказания св. отец о велицемъ и прочихъ постехъ в неделю г ю поста: «аще постишися, то не от единого хлеба постися…. и от всехъ плотскихъ похотей, да истинный постникъ явишися. .. о братие вси суть дни честны, и до воскресения христова … аще же не совершиши поста до конца лености ради своея, то не токмо погубиши трудъ свой, и ничтоже успееши на отпущение грехомъ: но и беси порадуются о тебе глаголюще, нашъ еси, а не божий: а хранитель твой ангелъ скорбитъ о нерадении твоемъ».
а это к последней басне из статейки: Григорий Богослов о божественней литургии «и слышахъ ангела глаголюща, отцы блазии и вернии, аще кто в суботу пребывъ съ женою, или в яве, или во сне, несть достоинъ пречистаго тела и крове господа нашего иса христа». так что, бесы пропустили всех осквернившихся, а на благочестивую жену набросившися…
«Слышавше же братие о посте, потщимся честно проводити пост вся недели равно, яко первую неделю, токожъ и последнюю, и до светлаго воскресения христова, со всяцемъ воздержаниемъ… и правоверные христиане наречетися.» книга Златоуст, с.80.
Николае, не надлежит представлять «альтернативное мнение» озабоченности от лукаваго, жадуштаго столкнуть християнъ с подвижнического пути по преминовании большей части поста. обращайте ся за укреплением к св.Iоанну Златоустому, глаголавшему нам в 4-ю неделю поста поучение: «пост на врагы непобедимое оружье, и страстотерпцемъ крепость, и бесомъ отгонитель. постъ целомудрию сосудъ…» «кая польза алкати, плотию умирая, а дела злая творити; кая помошть от яди воздержатися, а на блудъ совокуплятися; …»
А мне статья понравилась! И если честно, список грехов в чине исповеди нуждается в серьёзной правке, но вряд ли на Соборе сейчас этот вопрос пройдёт. Сейчас интересны юбилеи, праздники и тому подобное….
Самым малозначимым короче занимаются соборы, всякими тематическими шоу.
не «в правке», а дополнении за чтение и писание непотребного.
Примечательно, что ни в одном исповедальном опроснике 14-17 веков (просмотрела около 15 вариантов) мне не встретилось упоминания о наказании за возможный отказ одного из супругов от близости. Очевидно, что на практике не принято наказывать сторону, которая периодически уклоняется от супружеского долга. А разве он не грешит уклонением? Ведь его тело не принадлежит ему, как говорит ап. Павел. Об этом ни слова ни в одном требнике.
Ну замахнулась редакция! Это же покушение на власть попов! Кто же власть так просто отдаст?
Формулировка из Потребника «Вопрос замужним и вдовицам: В Великий пост и на Святой неделе не соблудила ли с мужем своим, или с чужими» находиться на грани ереси, когда приравниваются два несравнимых ни с нравственной, ни с канонической точки зрения поступка. Очень жаль, что Освященный Собор РПСЦ 2018 года не внял докладу о. Геннадия Четергова который предлагал провести ревизию подобных «правил».
Действительно, в ряде исповедальных сборников интимные отношения между супругами в пост называются блудом либо приравниваются к отношениям с чужой (чужим) женой либо мужем:
• «Или в субботу вечер, или в Господские праздники, или Свят день со своею женою или с чужою блудил еси. Или во Святую неделю блудил еси» (Треб. ркп. 16 века, Соф. библ. №1090, с. 454-466)
• Или в Господские праздники, или в среду, и в пяток, и в неделю со своим мужем или с чужими блуд творила еси (по требн. ркп. 16 века, Импер. публ. библ. № (Q.I.) 100 л. 46-49)
В некоторых опросниках неясно, спрашивается ли об отношениях с законной супругой либо блуд в определенные периоды года вменяется бОльшим грехом, чем в прочие дни:
• «Противу праздника блудил. Или Великого поста не сохранил. Или Великоденныя недели не соблюл» (Вопрос мужам и отрокам по служебнику с требами, рук. 16 века, Соф. библ. № 875 с. 129-132)
• «Аще ли в субботу вечер, или в неделю, или в праздники соблудил» (по сборн. ркп. кон. 15 в., Кирилл-белоз., № 22/1099, л. 436-438, вопрос мужам).
• «Или в субботу вечер блуд сотворен, или во святого нарочитого день — епитимии 50 дней, поклонов 90. Или во святого нарочитого день, епитимии 6 дней, а поклонов 40 на день» (треб. ркп. собр. Погодина № 305, л. 25-29, вопрос мужам о грехах)
Ряд рукописей тут же указывают епитимию за супружеские отношения в «неположенные периоды года»:
• «Аще в субботу вечер со своим мужем была еси — епитимия 40 дней, а поклонов 12 на день. Или во Святой день со своим мужем блуд сотворила еси — епитимия 6 дней и поклонов 12 трижды в день» (по сборн. ркп. 16 века, Импер. публ. библ. № (Q.I.) 729 л. 173-174, вопросы женам без надписания)
• «Аще ли в субботу или Господский праздник с женою был еси — епитимия 40 дней (по требнику ркп. 16 в. Софийск. библ № 1088, л. 358-360)
В «вопросах попам и дьяконам» видится ужесточение требований:
• «Или в субботу, или в неделю, или в Господские праздники с женою был еси. Или в Великий пост с женою был еси, и на Святой неделе, и во Спожин пост (Успенский)» (по требн. ркп. 15-16 в. собр. Погодина № 310 л. 28-234, исповедание попом и дьяконам, л.184-185)
Так на соборе поди монашествующие главенствуют, им эти «проблемы» как минимум чужды, а то может и неприязнь какая есть к половой жизни. Вот и не спешат вникать в эту проблематику, а уж тем более с целью возможной либерализации.
Вот если бы устрожить, запретить, наказать, обложить и другие проявления истинного православия по-древнерусски, то может бы и сделали.
Освященный сбор не внял — и какой смысл это обсуждать? Вот какая реальная цель такой публикации? Пересмотр соборного решения? Этого не будет. Поднятие шума? Так шум годится только как средство — для достижения какой-то цели. Какова же цель?
На данный момент никаких Соборных решений по этому вопросу и не было за всю историю Церкви. И да, неплохо бы уже рассмотреть такой важный для каждой семьи вопрос и принять по нему адекватное Соборное решение.
> В Уставе еп. Арсения Уральского, распространенном сегодня
> среди священников РПсЦ, правило 47 указывает
С таким количеством дней в которые «нельзя» это какая-то война против здоровых семейных отношений между супругами.
Опять монахи по своим меркам навыдумывали.
Уточните, будьте добры, где именно такое написано в Уставе Арсения Уральского. Там деление по главам, а не по «правилам», и по обсуждаемой теме в главе 52 «О посте» написано буквально следующее: «А миряном во время поста и от жен воздержатися». В моем распоряжении Устав, изданный в 2005г. по благословению митрополита Андриана. А у Вас какая версия? На каком конкретно листе написано то, что Вы приводите как слова свт.Арсения?
Елена, у нас версия гектографа нач. ХХ века, добавили в текст скан листа, где указано то самое правило.