Нелегко приходится настоятелю старообрядческой поморской общины села Усть-Цильма о. Алексею Носову. Ведь из-за нехватки наставников в Республике Коми о. Алексей Григорьевич часто вынужден выезжать к староверам других районов Коми, чтобы вести службы, исповедовать и крестить, решать их насущные проблемы.
Предлагаем вниманию читателей интервью с о. Алексеем, в котором он рассказывает о жизни печорских староверов и о своем служении.
***
Бог и ради одной овцы проповедовал своим апостолом идти. Мне радостно, когда наша община поморцев пополняется новыми членами. Тем более глава семьи из села Соколово Василий Мамонтов сам был крещен в старую веру своей бабушкой, а теперь креститься пожелала его супруга. Приняли родители решение в старую веру крестить и свою маленькую дочь.
Да, в деревне Даниловке Печорского района Коми однажды крестил больше 20 человек, но это и из других населенных пунктов подъехали, а в деревне Медвежской того же района набралось около 40 желающих принять крещение в старую веру.
Мы с наставником Московской поморской общины Василием Федотовичем Нечаевым так долго убеждали печорских староверов строить молельный дом. И, слава Богу, они построились! Побывал сегодня у них — очень уютно. Привез им в помощь работников нашего молельного дома и его строителей: Андрея Чернышова и Виктора Кузняного. Они смонтировали в молельном доме Печоры котел, трубу, вытяжку и батареи. И мы договорились о доставке из Усть-Цильмы в Печору луковичной главы.
Народ пойдет! Староверы сами по себе люди пассивные. Да, дома молятся, посты держат, а вот на соборную молитву прийти — тут уже надо потрудиться и время найти. А не все это хотят делать. И такая проблема у староверов всей России. И у нас, в Усть-Цильме, также было. В свое время, когда я начинал свою деятельность, у меня на службе было 2-3 человека. Но постепенно костяк нашей общины сложился. Сегодня в нашем храме на службу собирается по 30-40 человек. В большой праздник — по 50-60 молящихся. А на Пасху — больше 200 человек, так что все не помещаются в храме, молятся на улице.
Службу есть, кому вести, даже когда меня нет. Но все равно надолго я никогда не уезжаю. Вот и сегодня сразу после крещения в Печорском районе поеду обратно в Усть-Цильму. Полпути проеду и отдохну немного, а с первым паромом, в 6.30 утра, перееду через реку. А когда приеду в Усть-Цильму, час-два отдохну и на работу выйду.
Но бывает и такое время в Усть-Цильме, когда ее нельзя покинуть. Например, когда проходит республиканский фольклорный праздник «Усть-Цилемская горка», и гости со всей России в Усть-Цильму приезжают. В это время у нас отбоя нет от желающих принять крещение. И мы никому не отказываем. Хотя есть староверы, которые считают, что, если у человека родные не нашей веры были, то в старую веру его принимать не следует. Но я не понимаю, откуда взялось такое заблуждение?
Ведь Господь, когда апостолов Своих отправлял, то сказал им, чтобы всех привели к Нему. Вот однажды ко мне обратилась мусульманская семья с просьбой помолиться за их больного ребенка. А когда ребенок у них выздоровел, они покрестились в старую веру.
Окормляю староверов городов Нарьян-Мар и Усинск. Туда я чаще всего выезжаю зимой. На крещении бываю и в Ижемском районе Коми. Но там сейчас мало староверов осталось, как и в поселке Нижний Одес Сосногорского района Коми. А когда-то здесь находилась крупная община. Бываю и в Сыктывкаре, где провожу исповедь и крещение в местной поморской общине. К слову, Сыктывкарская поморская община недавно отметила свое 25-летие.
В пути всегда молитву творю, и Господь помогает, так, что и не замечаешь, порой, как приезжаешь. Но, когда зимой путешествуешь по Северу, то бывает, что в такую пургу попадешь! Отправился я как-то в Заполярье крестить, исповедовать и освящать квартиры поморцам, остановился передохнуть. И потом через окно машины только смог выбраться наружу — так занесло. На пять лет мне хватает одной машины, и она буквально разваливается от таких моих поездок.
По данным всесоюзной переписи 1989 года, в Коми насчитывалось более 100 тысяч староверов и выходцев из старообрядческих семей. Около 90 тысяч проживали на тот момент в Печорском районе, в таких деревнях, как Даниловка, Медвежская, село Соколово. В поселке Том Ижемского района Коми почти все жители были староверами. Много староверов проживало в городе Ухте. В Усинском районе старообрядческими были села Усть-Лыжа и Колва. Почти весь старообрядческий у нас Удорский район.
В Усть-Цильме некогда проживало 10 тысяч старообрядцев. Но сейчас многие разъехались, потому что в селе нет работы. И вот я еду по приглашению земляков к ним в другие города России.
В основном в Киров и Кировскую область, где живут выходцы из Усть-Цильмы, и меня приглашают крестить земляков. Бывает, что в год я крещу по 100 и больше человек!
Набожных в моем роду было много. Они собирались на службы и даже вели службы. Среди них мой прадед Яков, он был грамотным человеком, Псалтырь знал наизусть, вел службы, но наставником не являлся. Его сын даже был председателем сельсовета и при этом никогда не вступал в партию. А когда стали рушить храм в 1930-ом году, и народ запричитал, он вышел и сказал: «Было бы радение, не отнято моление». И все — получил четыре года лагерей. Изучением нашей родословной занимается двоюродная сестра моей мамы и научный сотрудник Усть-Цилемского историко-мемориального музея А. В. Журавского Любовь Кондратьевна Рочева.
А меня с детских лет воспитывала бабушка Евдокия Петровна Носова. Хотя она родом была с Мезени, но ее мой дед перевез сюда, и она приняла старую веру. Вот с бабушкой я и на службах бывал, видел, как хоронят староверов.
А получилось так, что по жизни Бог меня ведет. Мне было 6-7 лет, когда мы с родителями поехали в Инту. На вокзале к нам подошел старичок и, показывая на меня, сказал: «Этот до 25 лет для себя поживет, а потом для Бога жить будет!» Но кто был тот старичок, так мы и не узнали. Да и сам я про этот случай забыл, но спустя годы моя мама мне напомнила о нем. Потому что так ведь все и вышло, как предсказал незнакомый старец.
В юношеском возрасте я интересовался разными религиями: прочел Коран и Бхагавадги́ту. В поисках истины изучал книги протестантов, католиков и даже сектантов — иеговистов. И однажды пришел и в старообрядческий молельный дом села Усть-Цильмы. Вернее, супруга Екатерина Васильевна, можно сказать, меня привела. Она узнала телефон молельного дома и выяснила, когда можно прийти. И вот 18 декабря мне исполнилось 25 лет, а 30 декабря я пришел в храм.
Помню, в тот день стоял сильный мороз, но я пешком из села Коровий Ручей пришел в Усть-Цильму, а это шесть километров. Мне предложили помолиться на службе, возжечь свечи. «Нет, я пришел только узнать истину», — был мой ответ. Начал я с того, что стал читать сначала исторические книги, потом веры сравнивал и видел несогласие со Священным Писанием других христианских конфессий. И вот, с 2001 года я настоятель старообрядческой общины села Усть-Цильма. Благословение на этот путь мне дали настоятели Московской поморской старообрядческой общины Савелий Иванович Корсаков, Евфимий Севастьянович Лепешин и Василий Федотович Нечаев.
Да, из Московской Преображенской общины. А Василий Федотович Нечаев — мой духовный отец.
Но поддержку, духовные советы мне дают и наши, местные, староверы. Вот, например, Феофил Васильевич Чупров, который исполнял обязанности духовного наставника в Карпушевке, эта деревня недалеко от Усть-Цильмы находится. Так получилось, что я побывал у него незадолго до его смерти. Феофил Васильевич проверил, как я читаю по-старославянски. А потом положил мне руку на голову и сказал, чтобы я шел по этому пути и никуда не сворачивал.
А потом, так получилось, что я оказался в Москве, мы начали строить храм во имя святителя Николы, и я приехал в Российский совет Древлеправославной поморской церкви, чтобы получить одобрение, взять благословение, встретил Алексея Васильевича Хвальковского. Он был ответственным секретарем Российского совета ДПЦ, но самое главное — он сказал ту же самую фразу: «Иди этим путем и никуда не сворачивай». И тоже руку мне на голову положил. Меня это поразило, что человек такого уровня, а я знал, что Алексей Васильевич был членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, повторил ту же самую фразу, слово в слово, сказанную уже и нашим местным наставником.
Да! Так в моей жизни сбылись слова незнакомого старца, который предрек, что я до 25 лет для себя поживу, а после — для Бога жить буду. Но кто был он? Знаю только, что в то время в Печоре много староверов проживало, может, это был кто-то из наставников? Но важно другое — пройдя этот путь, я осознал, что, если человек захочет спасти свою душу и будет обращаться за этим к Богу, то Господь все сделает, чтобы этот человек принял веру и избрал тот путь, который ведет его ко Спасению.
Фото автора и сообщества В Контакте «Красная Печора — газета Усть-Цилемского района»
уто и азъ последьний простьць оумею херотонисати в свяштеньный образъ руковъзложениемъ и крьштениэ правити?
Несмотря на предвзятое отношение РПЦ к Старообрядческой церкви, она выходит постепенно на более высокий уровень, не исключено, что будущее за старообрядцами!!! И роль таких журналистов, как Наталья, немаловажна…
Несколько лет уже моя работа проходит в селах и деревнях Припечорья. И я благодарна тем людям, при активном участии которых открываю для себя заповедную северную глубинку.
Среди них и настоятель старообрядческой общины села Усть-Цильма Алексей Носов. Вместе с Алексеем Григорьевичем я впервые побывала в старообрядческом селе Соколово и обрела здесь огромный материал для журналистского исследования и подготовки статей для сайта «Русская вера»!