27 октября 2021 года в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева состоялась презентация выставки «Святой покровитель. Икона Алексия, человека Божия, из собрания Владимира Некрасова». Куратор выставки — научный сотрудник научно-исследовательского отдела А. Л. Гульманов.
На выставке впервые экспонируется редкий памятник русской иконописи рубежа XVII—XVIII веков — житийная икона преподобного Алексия, человека Божия. Почитание этого святого зародилось в Vвеке в Сирии, а на Руси он стал особенно популярен в годы правления царя Алексея Михайловича Романова, так как был небесным покровителем государя. Имя Алексий получил при крещении и старший сын Петра царевич Алексей Петрович. Тогда же, в XVII веке, на Руси появились и житийные иконы Алексия, человека Божия, неизвестные в византийском искусстве. Представленная на выставке икона уникальна не только количеством, но и составом проиллюстрированных сцен жития.
Происхождение иконы неизвестно, но ее художественные особенности сближают ее с искусством Вологды и отражают влияние крупнейших иконописных центров Поволжья — Ярославля и Костромы. Автору иконы были знакомы и столичные образцы: изображение Алексия человека Божия в среднике зеркально повторяет образ этого святого работы царского изографа Симона Ушакова.
Подробно о памятнике рассказал куратор выставки А. Л. Гульманов:
«Икона святого Алексия, человека Божия, с Житием, избранными святыми и сюжетами, добавленными к циклу Жития. Памятник конца XVII — начала XVIII века, казалось бы достаточно поздний, но дело в том, что вообще житийные иконы святого Алексия до XVII века практически неизвестны. В Византии вообще неизвестны никакие житийные циклы, а в русской иконописи самый ранний неисследованный памятник в историческом музее датируется концом XVI века. А по-настоящему житийные иконы этого святого распространяются только в XVII веке. Ну, и конечно, почитание святого Алексия глубоко проникло в народ. Было известно несколько редакций Жития этого святого. Житие было переведено с греческого еще в XI веке, но в XVII веке делается новый текст, который потом много раз издается. Новый текст Жития более подробный, насыщенный риторическими вступлениями, комментариями автора и очень подробными речами всех действующих лиц. При этом все житийные иконы святого Алексия не повторяют одна другую, то есть никакой устойчивой традиции иллюстрирования Жития не было. Эта икона самая необычная из всех. Во-первых, все-таки самый длинный цикл, 28 композиций. Есть одна рукопись, где тоже 28 композиций, еще одна, где 30, но они не имеют отношения к этой иконе, с ней никак не совпадают, в иконописи это такой абсолютный рекорд. Повествование очень подробное, при том, что здесь пропущены некоторые важные эпизоды Жития, например, иконописец совершенно не изображает чудесные явления Богородицы в Эдессе, когда она сказала пономарю церкви про святого Алексия: «обратите на него внимание», потом глас ангела в соборе святого Петра, в присутствии императора и патриарха Папы Иннокентия I, когда глас предупредил, что скоро преставится святой Алексий, человек Божий, и его надо найти.
На этой иконе этого нет, зато остальные сцены Жития представлены необыкновенно развернуто, подчас напоминают сменяющиеся собой фазы движения. Например, на двух клеймах, посвященных обучению будущего святого грамоте. В Житии этот момент подчеркивается, что святой изучил грамматику, риторику, потом святое Писание. С юности приобрел глубокие знания, и у него родилась мысль отречься от всего мирского. Иконописец очень внимательно подходит к таким нюансам, как изображение счастливых сцен семейного уюта, свадьбы, прощания святого Алексия с невестой, когда он отдает ей перстень. Здесь действие происходит в домашних интерьерах, это новое понимание пространства в иконописи. Затем Алексий оставляет свою невесту и отправляется в путешествие, снимает с себя богатые одежды и шествует как нищий. Среди клейм очень много сцен молитвы святого. Перед тем, как выйти из дома, Алексий молится, молится на берегу моря, молится по пути в храм к Нерукотворному образу Христа в Эдессе, как это сказано в Житии. Далее он там пребывает как нищий, который живет в притворе церкви Богородицы, а далее — распространяющаяся слава о его святости заставляет его уйти из Эдессы, и он попадает опять в свой родной Рим, решает пойти к своему отцу, попроситься жить у него, отец его не узнает и принимает как человека Божия. Интересно, что бывает, что с самого начала святого Алексия называют человеком Божием, а вот в этой сцене говорится, что отец не узнал его и принял в свой дом как человека Божия. Здесь нет трагических сцен, когда Алексий видит плач своей матери и супруги, нет сцен издевательств над ним слуг. Показан только тот слуга, который был дан ему, и который о нем заботился, благодаря которому весь город и узнал о том, что это был праведник. Есть сцена, где Алексий перед смертью пишет о своей жизни, преставление его с чудесным ангелом, который ему является, это именно иконографическая деталь, так как в Житии это не подчеркнуто. И далее, родной отец Алексия не может взять у святого из руки свиток, и тогда призывают патриарха, который забирает свиток. Далее сцена погребения святого и два дополнительных клейма представляют некоторую загадку. Пока мы не могли ее разгадать, слишком мало времени прошло, требуется многолетнее исследование, и не факт, что оно даст результат. По-видимому, изображен ангел-хранитель, надпись утрачена, апостол Петр, и либо здесь были какие-то связи с заказчиками, либо с престолами церкви, где находилась эта икона.
И последняя сцена — Зачатие Богородицы — отсылает нас к первости рождества Алексия, потому что история его родителей описывается так же, как и история Иоакима и Анны, то есть он тоже был поздним, дарованным Богом ребенком. Вот такой цикл подробный и необычный по своему составу. Икона вологодского круга».
Затем с приветственным словом выступила представитель коллекционера В. И. Некрасова: «Благодарю музей за возможность взаимодействовать и сотрудничать. Это уже не первый раз, когда экспонаты коллекции В. И. Некрасова выставляются в вашем музей. Хотелось бы рассказать о самом коллекционере. Владимир Ильич Некрасов на сегодняшний день является крупнейшим коллекционером именно русского искусства конца XIX-XX века. В его коллекции живопись, фарфор (активно взаимодействует с императорским фарфоровым заводом), лаковая миниатюра. Сейчас готовится каталог, посвященный его коллекции. Последнее время ему стало интересно древнерусское искусство, а именно иконы. Отмечу, что Владимир Ильич является меценатом в широком смысле этого слова. Оказывает помощь людям творческих профессий. Также он помогает Донецкому медицинскому институту, с той целью, чтобы будущие врачи оставались в Донецкой Народной Республике. Также он взаимодействует с музейными учреждениями, планирует совместные выставки, в том числе ему принадлежит идея создания филиала музея им. Андрея Рублева в Севастополе».
Завершая открытие выставки, директор музея им. Андрея Рублева Михаил Борисович Миндлин отметил: «На мой взгляд, у нас получился замечательный проект, вышел весьма интересный каталог этой выставки. И это уже не первый опыт сотрудничества в В.И. Некрасовым, сотрудничество расширяется, надеюсь, будет продолжаться, спасибо коллегам за участие. Я убежден, что такая уникальная икона вызовет широкий интерес у широкой публики».
Выставка будет интересна широкому кругу зрителей, интересующихся историей и культурой допетровской Руси.
Комментариев пока нет