От редакции:
Почти каждого из нас очень часто так затягивает водоворот повседневности, что Церковь, даже в семьях христиан, находится где-то на втором плане. О том, чтобы соблюдать посты и прийти на исповедь, и не задумываемся, находя сами себе всевозможные оправдания и успокаивая себя тем, что, вот мол, выйдем на пенсию, тогда и в храм ходить будем, намолимся и о душе позаботимся. Одно только упускаем: ведь этого времени мы можем просто не дождаться… О суетной и короткой жизни человека, о таинстве Соборования и страшном грехе зависти рассказывается в проповеди иерея Николы Ковалёва, настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в г. Жмеринке (Украина).
Воистину суета всяческая, житие бо се, сон и сень, и всуе мятется всяк земнородныи, яко же рече писание: аще и весь весь мир приобрящем, и тогда во гроб вселимся, идеже купно, царие, и князи и убозии. Тем же, Христе Боже, преставленныя от нас покой, яко Человеколюбец.
Седален канона за умерших.
Как часто мы, принимая участие в заупокойных Богослужениях, слышим эти слова, порой не задумываясь о том глубоком смысле, который в них заложен.
Воистину суета всяческая…
Эти слова мы встречаем в ветхозаветной Книге Екклесиаста, где сказано:
Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудился он под солнцем? (гл.1. ст.2),
а также далее:
Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, всё — суета и томление духа! (гл.1, ст.14).
Давайте признаемся сами себе, что почти каждого из нас очень часто так затягивает водоворот повседневности, что мы уже и остановиться не можем… Сначала учеба, затем работа, семья, дом, карьера и так далее. Церковь, даже в семьях христиан, находится где-то на втором плане. В храме бываем в лучшем случае на Рожество и на Пасху. О том, чтобы соблюдать посты и прийти на исповедь, и не задумываемся, находя сами себе всевозможные оправдания и успокаивая себя тем, что, вот мол, выйдем на пенсию, тогда и в храм ходить будем, намолимся и о душе позаботимся. Одно только упускаем: ведь этого времени мы можем просто не дождаться… Незаметно летят дни, месяцы, годы нашей жизни. Все то, что тщетно, ничтожно, не представляет никакой ценности перед Господом — у нас на первом месте, пока мы здоровы и в расцвете сил. Так мы и живем, словно смерть и болезнь существуют не для нас, словно других они постигнут, а нас минуют.
Но все это до тех пор, пока тяжелая болезнь не остановит нас. И только тогда вспоминаем о Боге и просим Его святой помощи и исцеления. Да и в такой тяжелый час некоторые все свои силы направляют не на исцеление грешной души, а на врачевание лишь телесных недугов. Без сомнений, тело свое каждый человек должен поддерживать в здравии и при необходимости обращаться к врачам. Бог действительно создал и врача, создал и лекарства, и дал врачу власть исцелять, как об этом читаем в Ветхом Завете:
Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего — врачевание… (Сирах 38:1).
В книге Сираха сказано еще одно, очень важное: прежде чем идти к врачу, в течение всего времени, которое ты будешь употреблять на то, чтобы быть исцеленным естественным образом, ищи покаяния, ищи духовного очищения. Далее читаем:
…В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце… и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен (Сирах 38:10-12).
К сожалению, именно о молитве, о покаянии многие из нас и забывают, бросая все свои силы на врачевание тела, издерживая на это порой все имение свое и в то же самое время полностью забывая о душе…
А о ней-то и следует заботиться в первую очередь! «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему», — читаем мы в Соборном Послании Святаго Апостола Иякова (5:14-15).
О таинстве Соборования
Надо признаться, что среди многих христиан бытует ошибочное мнение о том, что таинство Соборования нужно проводить лишь над людьми преклонного возраста, находящимися в тяжелой болезни или даже при смерти. Еще с апостольских времен ведет свое начало это таинство, когда они (апостолы) «…многих больных мазали маслом и исцеляли», как об этом сказано в Евангелии от Марка (6:13). Освященный елей сообщает больному силу бороться с болезнью, преодолевать страдания телесные и сохранять покой души. Главное, чтобы с искренней верой принимал болящий сие таинство, тогда и Господь не замедлит с оказанием Своей помощи. Для одних она будет заключаться в полном избавлением от болезни, для других — в преподании только временного облегчения от нее или даже только укреплении сил к благодушному перенесению ее.
Но в любом случае смерть неизбежно приходит к человеку. Всем суждено умереть, даже тем, кому в этой жизни была дарована отсрочка через исцеление телесных недугов. Выздоровление больного не является самоцелью, оно есть лишь знак Божественной милости, дающей человеку время еще принести покаяние и «поработать спасению своей души».
Иногда люди боятся этого таинства, считая, что оно ускорит кончину. Это глубокое заблуждение! Сроки нашей жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность — исповедоваться, причаститься и собороваться.
Каждому из нас следует задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Именно болезнь для многих становится той отправной точкой, с которой и начинается наш приход к Богу. Таинство Соборования отчасти сродни таинству Покаяния, но не может заменить последнего, без которого невозможно наше исцеление и духовное выздоровление. Очень часто болезнь заставляет человека изменить свою греховную жизнь и встать на путь покаяния, ведущий к Господу. А это — духовное выздоровление, для христианина гораздо драгоценнее физического здоровья. Поэтому не будем отлагать наш приход на исповедь, выискивая сами себе оправдания, ссылаясь на чрезмерную занятость работой, домашними повседневными заботами и другими делами. Еще раз подчеркну, что если мы не сделаем этого сегодня, завтра может быть уже поздно, ибо не знаем назначенного нами Богом срока. Завтра для нас может просто не наступить…
Лучше сегодня покаемся, потому что не знаем, доживем ли до завтра
Автор Великопостной молитвы «Господи и Владыко животу моему…» Св. Ефрем Сирин так об этом говорит:
Не отлагай исправления на завтрашний день, потому что он тебе не известен, а смерть, висящая над головою твоею, всегда известна, то есть непременно наступит, быть может, даже сейчас, сию минуту. Не говори: «Сегодня согрешу, а завтра покаюсь». Но лучше сегодня покаемся, потому что не знаем, доживем ли до завтра.
Задумаемся об этом! Это относится ко всем нам.
Действительно, мы живем в этой жизни и не радеем и не готовимся к вечности. В нашей обыденной суете мы, когда идем куда-то или едем куда-либо, например, в другой город, в гости или по иным делам, сколько приготовлений предпринимаем! Мы начинаем все осмысливать, все узнавать, стараемся максимально подготовиться ко всему тому, что можем встретить или что может нас там ожидать. А ведь хотим или нет, но все мы, каждый в свое время, покинем эту землю и предстанем пред Господом. Это будет не кончина в понимании окончательного прекращения жизни. Нет. Хотя для некоторых было бы, конечно же, лучше, если бы с земным бытием все кончилось. Но по-иному предначертал нам Бог. Ведь душа человека бессмертна и предстанет она уже не перед мирским судом с его законами и ценностями, а пред Судом Божиим. Тогда будем укорять себя, что так бездарно, так безвременно, безбожно проводили свою жизнь. Заботились о суетном и не готовились к вечности. Не будем заблуждаться, думая, что у нас еще очень много времени впереди и мы еще успеем стать на путь благочестия и исправить ошибки в более зрелом или пожилом возрасте. Придет время и мы, если не радеем сейчас о достойной христианина жизни, будем горько сожалеть о бесцельно прожитых годах.
Аще и весь мир приобрящем, и тогда во гроб вселимся…
Сколько мы тратим времени на то, чтобы в этой жизни достичь того, что уйдет с гробовой доской?
Что такое жизнь ваша? Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий, — говорит Апостол Ияков (4, 14).
Так стоит ли становиться рабом мирских житейских ценностей и забот, помня о скоротечности нашего земного существования?
Ни один самый властный и богатый человек не смог остановить время и не предотвратил той минуты, когда смерть отбирает все то, на приобретение чего ушла вся земная жизнь. Ни многомиллионные сбережения, ни престижные, обустроенные особняки и квартиры, ни дорогие автомобили, ни самые высокие посты, чины, саны и звания не спасают. Я не хочу сказать, что не нужно трудиться, нет. Нужно и трудиться, и жилище иметь, но не надо думать, что только на это должны тратиться все наши силы, надо помнить, что всегда и везде на первом месте должен быть БОГ!
Когда же этого нет, вся наша жизнь сводится лишь к преумножению, пусть даже и честно нажитых, накоплений и богатств, ничего, кроме вреда, не приносящих нашей душе и открывающих врата к одному из самых больших грехов, которым поражены и многие христиане — греху зависти. Кто-то может возразить: какой же это большой грех? Это ведь не убийство, не прелюбодеяние или кража? Но это далеко не так. Зависть можно сравнить с ржавчиной, которая разъедает железо. Зародившись совсем маленьким пятнышком, эта духовная коррозия постепенно поражает и разъедает всю душу человека. И справиться с ней человеку становится все трудней и трудней. Сначала это всего лишь чувство досады, вызванное успехом, благополучием другого человека. Затем возникает подозрительность, вражда, желание избавиться от этого человека. Такую цепочку можно проследить в каждом случае возникновения зависти.
Завистливый хотел бы видеть славного бесчестным, богатого — бедным, счастливого — несчастным. Вот цель зависти — видеть, как завидуемый из счастья впадает в бедствие. И вот уже, окрепнув и распространившись, эта «духовная ржавчина» поражает и подчиняет себе всего человека, приводя к еще более тяжким грехам, являясь, по словам Иоанна Златоуста, корнем убийства. Как говорит Соломон:
зависть — гниль для костей (Притчи 14:30).
Эта гниль постепенно отравляет своим смертоносным ядом всю жизнь человеческую, и видимое благополучие и успех ближнего лишают человека спокойствия и сна. Св. Иоанн Златоуст сказал:
Завистливые хуже зверей, ибо эти нападают на нас только тогда, когда или нуждаются в пище или прежде бывают раздражены нами; а те, быв и облагодетельствованы, поступают часто с благодетелями, как с врагами.
А как относится к зависти каждый из нас? Замечали ли мы у себя этот порок?
Вернемся к словам канона: «…идеже купно, царие, и князи и убозии». Заметьте: купно — то есть вместе. И в смертный час наш уже не будет у Господа разделения на чины и звания. У Него мы будем все равны независимо от того, прожили мы жизнь в скромном жилище или золоченых палатах, были простым тружеником или занимали высокий пост. В стихере на погребение читаем: «…Раб и владыка купно предстоят, царь и воин, богат и нищ в чину равнее, кождо бо от своих дел или прославится, или осудится…» И в другой стихере: « Воистину суета и тля, всяко мирское видение славное. Вси убо умрем, цари же и князи. Судии же и вельможи, богатии и убозии, и всякое естество земных. Где ныне иногда царствуяи, гробу предается, воистину суета человеческая». Так стоит ли, зная все это, дорогие братия и сестры, продолжать жизнь, лишь накапливая себе временные богатства, совершенно не думая в то же время о судьбе бессмертной души и к тому же продолжая истлевать от иссушающей наше сердце зависти.
Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше, — обращается к нам сам Христос (Матф. 6:19-21).
Зависть — один из самых больших грехов
То, что зависть действительно сушит и изъедает завистника, это действительно так. Сами посмотрите, ведь все другие грехи доставляют какое-нибудь наслаждение, какую-нибудь радость тому, кто их творит; например, гордый радуется своей славе, сребролюбец — своему богатству, чревоугодник радуется при виде изысканных яств, ленивый рад праздности, блудник увлекается похотливостью, злобный удовлетворяется мщением врагу. А зависть не только не приносит тому, кого она обуяла, никакого наслаждения, никакой радости, а наоборот, ввергает в печаль, и печаль неодолимую, которая денно и нощно точит завистника. Не зря говорят, что лучше всего видят глаза не серые или зеленые, мужские или женские, глаза человеческие или глаза зверя или птицы, а глаза завистливых людей. Они видят все: и вблизи самое малое, и то, что находится вдалеке; одного только не видят — того доброго, что делают другие, а если и видят, наполняются слезами и стараются не видеть, как бы сами невольно закрываясь. Глаза завистливого достигнут человека, где бы он ни находился и что бы он ни делал. Не найти нам такого человека, даже самого добродетельного и благочестивого, который не имел бы какого-нибудь, хоть небольшого недостатка или порока. Как сказано, один только Бог без греха и чист от скверны. Но глаза завистливого выискивают и видят в людях самые малейшие пороки, даже такие, которых в них никогда и не было.
Об этом же пороке хорошо высказался Св. Василий Великий:
Мы можем избежать зависти, если из человеческого не будем почитать великим и чрезвычайным ни того, что люди называют богатством, ни увядающей славы, ни телесного здоровья; но будем стремиться к приобретению благ вечных и истинных.
Апостол Павел упоминает зависть среди грехов, а именно — дел плоти, сотворение которых делает невозможным для творящего их унаследование Царствия Божия. Как он говорит в послании к Галатом:
Яко таковая творящеи, Царствие Божие не наследят.
Далее Св. Апостол Павел наставляет нас:
Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание… Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать (Гал.5:22-26).
Будем же помнить эти слова и непрестанно вести борьбу с этим грехом и в своей душе, и среди наших близких! Будем стремиться жить так, чтобы от людей, к сожалению, еще не верующих, нас отличало не только ношение нательного креста, чтобы каждый наш поступок, каждое наше дело были для них живой проповедью Святаго Евангелия! Будем непрестанно помнить о Боге, стараясь прожить каждый день так, как если бы мы знали, что это последний день нашего земного бытия. И чтобы мы могли вместе с Апостолом Павлом произнести слова:
…для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение (Филип. 1:21).
И да сподобит нас Cам Бог стать причастниками Царствия Небесного, благодатию и человеколюбием Господа нашего Исуса Христа, Ему же слава, честь и держава во веки веком. Аминь.
Иерей Никола Ковалёв. Настоятель храма во имя Покрова Пресвятыя Богородицы в г. Жмеринке.
Комментариев пока нет