Чем вятская община староверов отличается от старообрядцев Латинской Америки? Почему ходят в Великорецкий крестный ход в августе, а не в июне, как РПЦ? Как складываются отношения с властью, когда и где будет строиться новый храм? Журналист портала «Навигатор-Киров» побеседовал с настоятелем кировского храма РПСЦ во имя святителя Николы иереем Германом Чуниным и познакомился с укладом жизни вятских старообрядцев.
Старообрядцы на Вятке живут со времен раскола русской церкви в 17 веке. Тогда на приверженцев старой веры начались гонения. Вятка географически удалена от столиц России, климатические условия достаточно тяжелые. В советский период все общины в городе были уничтоженны. Во времена СССР службы проводились в домах у прихожан, староверы ходили друг к другу в гости. Новый виток в развитии старообрядчества на Вятке начался в 2000-е годы. В Кирове появился храм, вокруг которого сплотились прихожане. Сейчас в городе 5 общин разных согласий.
Здесь нужно четко разделить понятия. Есть церковная община, а есть поселения старообрядцев, как, например, в Сибири, в Южной Америке. Пока у нас такого поселения нет. Но мы стремимся к тому, чтобы создать место, где компактно смогут проживать люди нашей веры. К сожалению, современные законы такого не предусматривают. Появился новый указ, по которому могут выделить землю церковным организациям и казачьим обществам. Но казакам можно заниматься земледелием по закону, а нам нет. У нас есть желание дойти до высшего суда, чтобы разъяснили эту ситуацию. Пока мы не можем создать религиозное поселение. Но мы хотим проживать вместе, чтобы сосед придерживался таких же нравственных устоев, чтобы дети общались со сверстниками из верующих семей.
Прихожане в храме разные. Членом общины может стать любой человек. Обычно думают, что в храм к староверам ходят только бабушки и дедушки, но это не так. Много молодежи и людей с жизненным опытом, которые пришли не из потомственных староверов, а «со стороны». Сейчас в общине более сотни постоянных прихожан. Кировские старообрядцы ничем не отличаются от обычных горожан: живут в квартирах с удобствами, работают. Правда, в семьях у них часто не по 1-2 ребенка, как у всех, а по 3-4. Староверы стараются не растворяться в светской, мирской жизни, сохранять самоидентичность.
Мы живем по канонам, которые действовали и в 18 веке и сейчас действуют — это «Кормчая книга», свод канонических правил. Не отказываемся от современных технологий, а поступаем по разуму. Мы общаемся по Интернету, например, пользуемся всеми достижениями технического прогресса. Просто нужно отсеивать худшее, злое, искать среди всего лучшее и доброе.
Есть поселения, которые отгораживаются от людей, не общаются с иноверцами, есть общины, которые закрываются от внешней информации, от достижений цивилизации. Староверы стараются немного закрывать свои общества, регулировать воздействие современного мира, потому что если не отрегулировать поток негатива, невозможно будет и в семье создать благоприятную атмосферу.
Владыка Андриан (Четвергов, упокоился в крестном ходе в 2005 году — прим. ред.) изначально предлагал московскому патриархату идти в одно время. Мы хотели идти впереди или позади новообрядцев. Но это сложно. Они идут большой массой, мы просто потеряем там свое единство.
Для староверов главное — искать духовное совершенствование. Лучше мы пойдем отдельно, молясь, поддерживая друг друга.
В крестный ход мы идем ко дню рождества святителя Николы, 11 августа. В память о нем и устраиваем службу, потом идем обратно. Новообрядцы идут своим маршрутом, потому что обходят по пути все свои церкви. У нас церквей нет.
Это сложные политические игры. Депутаты не отказали, по закону они не имеют права. Новообрядческой церкви возвращают здания по этим же правилам. Чиновники предложили отдать здание другое, поменьше. Но для этого нам нужно было написать отказ от помещения филармонии. А в итоге оказалось, что новое здание мы можем получить только на общих правах. А это значит, что предстоят аукционы, борьба за аренду. Мы не можем себе такое позволить с финансовой точки зрения. Данное лукавство дало нам горький опыт. Постараемся с Божьей помощью решить эту проблему. Все-таки хотим вернуть то, что построили наши предки.
Место, где мы молимся сейчас, временное. Нужда в собственном храме была всегда. Мы долго искали площадку под строительство церкви. С божьей помощью нам удалось получить место на ул. А. Невского на возвышенности. Много активных прихожан в церкви, а на большие праздники собирается и того больше. Церковь в арендованном здании не может всех вместить.
От редакции: В 2001 году администрация г. Кирова передала старообрядческой общине здание бывшего сельсовета в селе Красное, Нововятский район. 9 мая 2001 года Андриан (Четвергов), епископ Казанский и Вятский, освятил помещение и благословил перестраивать его в церковь.
Храм — символ христианства. Мы хотим построить его по образцу храма Покрова на Нерли. Попытаемся сохранить пропорции, красоту. Все современные церкви сегодня имеют подсобные помещения. Наверное, сделаем их в подвале, чтобы не нарушать торжественность внутреннего и внешнего убранства храма. В наших планах церковь — это свеча, которая тянется к Богу. В течение двух лет мы оформляли землю. Сейчас нужно сделать план, сметы, проект, согласовать все с надзорными органами. Только после этого получим разрешение на строительство. Страшная бюрократия. Думаю, еще года два уйдет на подготовку бумаг. Только тогда мы сможем начать стройку.
Кировские СМИ грубо исказили информацию о стоимости строительства. Наш проект не стоит 80 млн., стройка обойдется намного дешевле. На данный момент никаких источников финансирования нет. Старообрядцы из другого региона профинансировали проект, сделали пожертвования. Пока спонсоров мы не ищем, занимаемся бумажной работой. А в дальнейшем надеемся, что Господь все устроит.
Старообрядцы в России со времен Никоновых реформ — а это больше 300 лет — были почти всегда гонимы. Староверам отрезали бороды, проклинали двуперстное знамение, налагали двойные налоги на «раскольщиков», ссылали на каторгу. А гнали нас за то, что мы хотели жить так, как жили наши предки. Сейчас взаимоотношения с властью становятся теплее, продуктивнее. Но много настороженности и двойные стандарты к разным конфессиям. Становится по-человечески обидно, когда говорят: «Вы староверы, вас 300 лет гнали, еще немного потерпите».
Источник: navigator-kirov.ru
К сожалению, автор статьи опубликовал несогласованный черновик этого интервью. Оставив это на совести редакционного коллектива мирского издания, мы публикуем на нашем сайте тот вариант интервью, который был согласован между автором публикации и о. Германом.
http://www.kirovold.ru/content.php?page=full_news&id=1
Спаси Христос. Исправили на "согласованный" вариант.
Для информации: Старообрядческий храм в Кирове в котором находится детская филармония исторически принадлежал староверам поморского согласия. Последние более 25 лет поморская община Кирова периодически ходатайствует о возврате храма. Пару лет назад поморская община так же обращалась к депутатам ссылаясь на закон. Депутаты не отказали в возвращении, а отложили вопрос. В настоящее время продолжается работа по возвращению храма. (в этой связи непонятно как может община РПСЦ рассматривать отказ от прав на здание филармонии, которое ей никогда не принадлежало)
В начале статьи написано, что в городе сейчас 8 общин — можно уточнить, что за общины?