Ставший уже традиционным, фестиваль детских воскресных школ Московского благочиния «Гуслицкие рождественские встречи» несколько лет подряд проходил в поселке Шувое. Теперь эстафету подхватили и другие подмосковные приходы. В этом году гостей принимала община г. Орехово-Зуево, куда после утренней службы празднику Собора Пресвятой Богородицы 8 января съехались многочисленные гости из Москвы, Московской и Нижегородской областей.
В ожидании начала концерта духовных песнопений митрополит Корнилий, священники подмосковных приходов и многочисленные гости занимали свои места.
Первыми выступали хоры воскресных школ из п. Шувое и г. Орехово-Зуево.
После них на «сцену» поднялся хор из д. Устьяново. Уже решено, что в будущем году именно они будут принимать участников и гостей фестиваля.
Интересным и запоминающимся было выступление учащихся воскресной школы Павловского Посада. Они не просто исполнили богослужебные песнопения и духовные стихи, но и проиллюстрировали их яркими, нарядными рисунками.
Гости с родины протопопа Аввакума, нижегородского села Большое Мурашкино, исполнили не только богослужебные песнопения, но и редкие духовные стихи о празднике Рожества Христова.
Самым запоминающимся стало выступление хора воскресной школы Рогожской общины. Дети пели самостоятельно, без взрослых. Серьезная подготовка позволила наизусть, без книги, уверенно спеть ирмосы канона Рожеству Христову, светилен празднику и несколько духовных стихов. В завершение выступления о. Леонтий Пименов, ведущий вечера, предложил детям экспромтом исполнить песнопение «Слава в Вышних Богу!» Неуверенными, осторожными были первые звуки, но маленькие певцы хорошо справились со своей задачей. Второй раз они пели уже спокойно и уверенно. На третий раз пели все — певцы и слушатели!
В заключение вечера сводный хор всех воскресных школ исполнил чин славления Рожества. Здесь слушателей уже не было — пели все! Слова этих песнопений знают все старообрядцы, взрослые и дети.
По окончании концерта Митрополит Корнилий, Московский и всея Руси, вручил дипломы и памятные подарки руководителям и учащимся воскресных школ.
А тем временем для гостей накрывали столы, готовили праздничное чаепитие.
Гости могли познакомиться с выставкой детских рисунков и поделок.
Состоявшийся праздник порадовал всех присутствующих. Это мероприятие было не официальным концертом, а сердечной встречей близких и родных людей. Однако некоторые гости мероприятия были весьма удивлены тем, что концерт проходил в стенах храма, иконы закрыты ширмами, импровизированная «сцена» располагалась на амвоне, а певцы стояли спиной к Алтарю, обратившись лицом к зрителям. Ранее подобные концертные мероприятия проходили в стенах светских заведений, и подобных вопросов не возникало.
Складывается странное впечатление, когда ко многим новопришедшим в старообрядческих храмах относятся чрезвычайно строго, делают замечания по каждому поводу, а себе позволяют всё. Человека, ставшего даже боком к алтарю, прошедшего между подсвечником и иконой, ступившего на ковровую дорожку амвона могут строго одернуть и даже выставить за дверь.
Несомненно, концерты духовных песнопений — дело нужное и полезное! Но можно ли при этом забывать о благоговейном отношении к святому храму? В старообрядческом интернете нередко публикуются заметки, статьи и фельетоны, осуждающие концерты в храмах иных конфессий. Претендуя на роль ревнителей, старообрядцы должны более принципиально подходить и к себе. В противном случае надо «заградить уста» и прекратить всякие обличения и осуждения инославных.
Еще одни вопрос, над которым можно задуматься. Богослужебные песнопения — это молитва. Можно ли «исполнять» ее, отвернувшись от Бога, обращаясь к людям?..
Старообрядцы не практикуют купание в проруби на крещение, а иордани выполненные в форме креста — нарушение 73 правила шестого Вселенского собора Трулльского : "Поелику животворящий крест явил нам спасение: то подобает нам всякое тщание употреблять, да будет воздаваема всякая честь тому, чрез что мы спасены от древняго грехопадения. Посему и мыслью, и словом, и чувством поклонение ему принося, повелеваем: изображение креста, начертываемыя некоторыми на земли, совсем изглаждать, дабы знамение победы нашей не было оскарбляемо попиранием ходящих. И так отныне начертывающих на земле изображение креста повелеваем ОТЛУЧАТЬ".
Известно, что крестообразные проруби устраивали на Руси еще до раскола. В настоящее время в разных старообрядческих приходах рубят "иордани" разной формы.
Правило говорит о тех, кто на земле изображает Крест. Но прорубь на льду делают, т.е. на воде. Это разные вещи.
Отличительные черты и признаки человека, имеющего истинное смирение, суть следующие: почитать себя грешным паче хорошего пред Богом, укорять себя во всякое время, на всяком месте и за всякое дело, никого не хулить и не находить на земле человека, который был бы гнуснее, или грешнее, или нерадивее его самого, но всех хвалить и прославлять, никого никогда не осуждать, не уничтожать и не оклеветывать, во всякое время молчать и без приказания или крайней нужды ничего не говорить; когда даже спросят и есть намерение или крайняя нужда заставляет говорить и отвечать, тогда говорить, тихо спокойно, редко, как бы по принуждению и со стыдом;ни в чем невыставлять за себя за меру, ни с кем не спорить ни о вере, ни о другом чем, но если говорит кто хорошо, сказать ему: «Да»; а если худо, отвечать: «Сам знаешь»; быть в подчинении и гнушаться своей волею, как чем — то пагубным; иметь взор, поникший всегда в землю, иметь перед глазами смерть свою, никогда не празднословить, не пустословить, не лгать, не противоречить высшему; с радостью переносить обиды, уничижения и утраты, ненавидеть покой и любить труд, никого не огорчать, не уязвлять ничью совесть. Таковы признаки истинного смирения; и блажен, кто имеет их, потому что здесь еще начинает именоваться домом и храмом Божиим, и Бог вселяется в нем, и делается он наследником Небесного Царства. Аминь.
Преподобный Ефрем Сирин.
Прекрасные слова преподобного и верх мудрости! Попробуйте сочетать их с жизнью протопопа Аввакума, Иоанна Златоустаго и многих других праведников. Неужели они не имели смирения? — Имели! Были таковыми, но не боялись белым называть белое, а черным черное. Только и всего. Дело не в осуждении кого-либо, а в разсуждении. Это одна из христианских добродетелей.
Еще один грубый пример: на Западе сейчас протестантская церковь "допускает" однополые браки. Христианин должен молчать и проявлять "смирение" или сказать, что так быть не должно?
Поистине, от увиденного уста заграждаются….
Дорогие братья и сестры ! Вы кого сейчас осуждаете ? Самого митрополита и весь священнический чин! Остановитесь прошу Вас , не грешите больше , подойдите к своему духовному отцу обсудите это и все , прошу Вас Христа ради !
Нет, не Митрополита и не священство! Само действие нам кажется странным: петь на амвоне спиной к алтарю. В новообрядческой церкви это часто бывает, а для старообрядчества такая традиция нова.
Апостол Павел говорит: «…и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» (Еф. 5:11)
Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;
если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;
если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытáрь ( Ев. от Матфея 18:15-17)
Последние три абзаца показывают трезвенное отношение христианина-автора к подобным мероприятиям. Концерт и дети — это прекрасно, но некоторые фотографии немного "шокируют". Сцена устроена на месте причастия. Похоже, это смущает даже либерального и современного старовера.
К сожалению, происходит то, что наблюдаем.. Полностью согласна с мнением автора, который даже ещё и в мягкой форме преподнёс увиденное… Из амвона сделали концертную сцену, иконы занавесили, над головами "воспевающих" повесили звезду. Богоугодно ли это всё? Кого славили-то? Как известно, в нынешнем году исполняется 30 лет со дня начала "подвижнической и культурно-просветительской деятельности" в Орехово-Зуевском крае и в Подмосковье нижегородского старообрядческого священнослужителя (строителя по образованию), настоятеля Зуевского старообрядческого храма во имя Рожества Пресвятыя Богородицы протоиерея Леонтия Пименова, являющегося с 2004 г. благочинным старообрядческих приходов Московской области РПСЦ. Видимо, желание славы способно затмить ум до абсурдного, так что и богоугодное с виду дело становится богоборческим и лишь во осуждение…
Все прекрасно. Но сцена на амвоне и зашторенный иконостас это как-то мягко говоря не совсем правильно на мой взгляд. Неужели нельзя было заранее снять какое-то подходящее для данного мероприятия помещение? Наверняка где-нибудь поблизости есть какие-нибудь кафешки и пр.