Традиционно во время Великого поста старообрядцы приступают к таинству покаяния, а по его совершении, по благословению духовного отца, приобщаются Святых Таин. В данной статье представлены советы священников по подготовке к исповеди и по дальнейшей организации личной духовной жизни.
***
Отвечает иерей Иоанн Севастьянов, настоятель храма РПсЦ в г. Ростове-на-Дону.
Для того чтобы сменить духовного отца, конечно же, нужно благословение. Ни один священник не имеет права не благословить Вас на окормление у другого духовника. Но благословение нужно для сохранения добрых отношений и для того, чтобы духовным отцом была сформулирована Ваша особая епитимия (если, конечно же, таковая имеется). Думаю, что другой священник не может Вас не принять на исповедь, хотя в жизни много что случается. Обязать его к этому никто не сможет.
В старообрядчестве нет такого преувеличенного значения духовника, как это наблюдается в новообрядчестве. В нашей Церкви сохранен древнехристианский принцип внутренней свободы во Христе. И поэтому окончательное решение своих жизненных вопросов каждый христианин принимает сам.
Отсюда следует, что духовное чадо ни в коем случае не является собственностью или рабом духовника. Да настоящий духовник никогда и не будет настаивать на своем, наперекор воле исповедующегося. Опытный духовник понимает, что человеку можно только советовать, помочь самому найти правильный ответ на тот или иной вопрос. Поэтому никто никогда не в праве оправдывать свои поступки исходя из слов того или иного духовника.
Расхожая пословица «Послушание выше поста и молитвы» является извращенным контекстом христианского делания. Мы знаем из слов Христа, что нет ничего выше поста и молитвы (Мф. 17, 21). Но, с другой стороны, можно привести многочисленные примеры бесприкословного послушания своим наставникам святыми людьми. И Сам Господь «был послушлив, даже до смерти». Это никак не противоречит вышесказанному. Эти примеры послушания характеризуются одним краеугольным принципом — добровольность.
Любое послушание может быть только добровольным. Если человек не принужден к исполнению того или иного действия никакими внешними обстоятельствами и авторитетами. Только в этом случае послушание может принести духовную пользу и результат. Если же человек вынужден следовать советам не по доброй воле, а ультимативно, по принуждению — духовному или физическому, то такое духовничество ничего не стоит, и очень часто приводит к духовным трагедиям. Если что-то совершается не добровольно, это уже не послушание.
В первый раз я советую говорить о таких грехах на исповеди прикровенно. Для первого раза скажите от этом в общих фразах, назовите этот грех так, как он перечисляется в десяти заповедях Моисея. Опытный священник сразу почувствует Ваш настрой и либо поможет раскрыться в этот раз, либо отложит подробное исповедание до следующей исповеди.
Еще, как вариант, если посчитаете, что батюшка проявляет неприемлемый для Вас интерес, то так ему и скажите, что пока не готовы сказать об этом. Попросите перенести разговор на следующую исповедь. Дело в том, что если Вы на исповеди хотя бы обозначили проблему для себя и для священника, то в следующий раз Вам уже намного проще будет вернуться к этому греху и совершить чистосердечное покаяние.
Грехи, в которых Вы забыли покаяться, все же следует проговаривать на исповеди. Или сделать это в следующий раз, или же, если совесть Вас обличает, вернуться к священнику и кратко изложить ему свою проблему.
Дело в том, что возвращение человека к Богу бывает всегда труднее первой встречи. Наш отрицательный жизненный опыт сильно препятствует нам. И чем более опыт отрицателен, тем значительнее его последствия.
Вспомните опыт Марии Египетской. Прежняя жизнь мучила ее 17 лет ее пребывания в пустыне. Поэтому следует подождать и, по мере возможности, советоваться с духовным отцом — тем, которого Вы выберете.
И опять-таки, аналогия с преподобной Марией. Она не причащалась 46 лет. Так что не стремитесь причащаться любой ценой. Причастие — это соединение с Богом. А неужели Он не видит Вашей жажды? Успокойтесь и доверьтесь Ему. Он обязательно поможет и поддержит.
Старообрядцы относятся к вопросу частоты причащения исходя из сложившихся реалий церковной жизни. Для нас частота причащения не является вопросом нумерическим, количественным. Для нас это вопрос качественный. Наша традиция подготовки к Причастию предполагает определенный алгоритм поста и молитвенного правила. По традиции мы всей Общиной причащаемся 4 раза в год, в каждый из годовых постов. При желании каждый христианин может причащаться и чаще, но соблюдая вменяемую практику подготовки к Причащению. У нас не стоит вопрос о том, что чаще, чем 4 раза в год, причащаться нельзя. Это не так. Но мы и не приветствуем некое обновленческое движение к упразднению всякой особенной подготовки к каждому Причастию.
Дело в том, что в Церкви не существует понятия «частое» причащение. В Церкви раньше было постоянное причащение. Понятие «частое» — нумерическое, субъективное. Кто и как меряет — часто или не часто? 4 раза в год — это часто? А 12 раз в год? А 30 раз? Кто решает, когда и сколько раз нужно причащаться? Сам христианин? Его духовный отец? Епископ? Мы не приемлем понятия Частое причащение. Мы принимаем или же постоянное общее причастие, или же общее во время поста. Раньше в Церкви было постоянное причащение. Это так. Все члены Общины причащались при каждой Литургии. На Литургии нельзя было присутствовать, если человек не причащался. Об этом принципе говорится и в Св. Писании и в святоотеческий литературе. Христианин в принципе не мог не причащаться. Каждый, кто не причащался, как говорил св. Иоанн Златоуст, «скотски живет». И именно оттуда в Церкви существует правило, что если человек пропустил три воскресных Литургии, то он отлучался от Церкви. Т.е. образ церковной и литургической жизни был совершенно другой.
С течением времени церковная жизнь оскудела. Не старообрядцы, а еще Симеон Солунский писал о том, что, мол, в древности все причащались, и те, кто не причащался, не мог стоять в храме на богослужении. А теперь, т.е. во времена Симеона Солунского, уже не так. На Литургии присутствуют и те, кто не причащается. Т.е. уже в то время литургическая жизнь изменилась. Поэтому современный принцип причащения только в посту вытекает из того, что Община не может сохранять принцип постоянного причащения. Вы можете себе представить в современной церковной жизни, чтобы на Литургии причащались все, а те, кто не причащается, не имели доступа в храм? Кто-то из нас может сказать себе, что он будет готов причащаться каждый раз? Мы готовы выпроводить из храма всех христиан, кто не готов причащаться на каждой Литургии? Именно из этого человеколюбия и вытекает наш принцип причащения только в посты. Именно поэтому сейчас забыт принцип постоянного причащения. Помните, как апостол Павел говорил:
Если мой брат соблазняется тем, что я ем мясо, то я не буду есть мясо вовек
Так же и мы. Если в нашей Общине есть немощные братья, которые не способны к постоянному причащению, то, по любви к ним, мы ограничим и свое причащение, чтобы не оторвать их от Церкви. Или мы причащаемся все каждое воскресение, или же, если мы так не можем, то причащаемся раз в пост, но все. Отсюда и сформировалась современная практика 4-хразового причастия в год.
Святитель Иоанн Златоуст, приступая к св. Причастию, молился такими словами:
Вем (рус. — знаю) Господи, яко недостойно причащаюся Пречистого Ти Тела, и Честней Крови Твоей повинен есм, и во осуждение себе ям и пию (рус. — ем и пью). (Молитва 7 из Последования к св. Причащению).
Это говорил сам Иоанн Златоуст о себе! Каждый вменяемый христианин, адекватно оценивающий свое духовное состояние и имеющий определенный покаянный настрой, конечно же, должен понимать свое недостоинство для Причастия. Воспринимать Причастие как дар Божий, который подается не по каким-то достижениям, а исключительно вопреки им и абсолютно даром. И более того, если кто-то может сказать о себе, что он достоин Причастия, то это самая первая проблема и самое главное препятствие к принятию Св. Таин.
С другой, объективной, стороны, в Церкви Самим Господом уставлен принцип христианского взаимного контроля и взаимной духовной оценки друг друга. Принцип исповеди на чем строится? На оценке поведения христианина другим христианином. Почему Господь и дал власть связывать или разрешать именно апостолам, а не ангелам или самому человеку. Почему апостол Иаков рекомендует исповедывать друг другу согрешения свои? Потому что в оценке нашей духовной жизни очень важен взгляд со стороны. И именно этот взгляд и может нам подсказать, полезно ли будет нам причащаться или крайне вредно в нашем состоянии. Определить наше объективное достоинство. О том, что можно быть недостойным причастия, что причастие может принести смертельный вред, однозначно говорит апостол Павел:
Кто будет есть Хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней… Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор. 12, 27-29).
Принцип достоинства ввел сам апостол. Это не чья-то выдумка. Поэтому духовник решает, достоин человек причастия или нет. И это вполне православный подход. Это очень важный момент христианской жизни. Различие субъективного и объективного взгляда.
Отвечает иерей Никола Муравьев, настоятель храма РПсЦ Покрова Пресвятой Богородицы в г. Килие (Украина)
Святые отцы учат нас крайне осторожно подходить к любому церковному таинству и проявлять великую рассудительность. Думаю, что при наличии времени у вас и у вашего духовного отца в принципе можно подробно обсуждать каждое проявление вашей греховности. Но если исходить из практики моих духовников и тех, кто терпит меня исповедником, могу сказать, что с каждым человеком для меня важно определить не только то, какой и когда совершен грех, но и почему это совершилось (по небрежности, вспышке страсти или «по привычке», т.е. есть греховная страсть); в зависимости от укорененности греха в человеке и «общественной опасности» (был ли причинен духовный или материальный вред другим людям или семьям) обсуждается возможность и методы духовного исцеления. Степень ответственности за многие грехи варьируется в зависимости от возраста грешившего и иногда его семейного состояния. Возможно, вам стоит довериться своему духовному отцу, и если вы уже доверили ему свою душу, то и принимать те методы «лечения», что он вам предлагает.
В святоотеческом наследии рекомендуется оставаться со своим духовным отцом до тех пор, пока это полезно для души. Даже приводится пример, что если в строительстве здания последовательно участвуют многие архитекторы, то здание скорее всего получится «сложным» и не целостным. С другой стороны, если в стройке произошел застой, то нужно искать способ оживления.
Есть сложность перемены духовного: 5-е правило 1-го Вселенского Собора запрещает отлученного одним духовником разрешать другому духовнику. В дораскольных Кормчих есть рекомендация: «Аще хто имети начнет отца люта духовнаго или невеждю, (да) отпросится от него и идет (и инде) и исповесться; аще его не пустит, не можеть ся его охабити». Лет двадцать назад мне даже встречался в одном из потребников «Чин, како подобает отцу духовному отпустити сына духовнаго для дальняго разстояния или нужа ради». Сейчас не вспомню, где это видел.
Также необходимо благословение на переход к другому духовному от «старого». Теперь это может быть без письма от одного к другому с сообщением о прещениях и наложенной епитимье — это можно решить и по телефону. Но мне совершенно непонятно, как можно удерживать около себя духовное чадо, которое тяготится моим «наставничеством». Насильно мил не будешь — так гласит народная мудрость.
Осознав необходимость смены Духовника, проверив себя — не капризы ли это, не потакание ли страстям и нежеланию следовать наставлениям священника, нужно обратиться к отцу за благословением «ухода». Здравомыслящий батюшка теоретически понимает, что не может быть идеальным наставником для всех. Каждый из нас своеобразен. Один просит четких практических указаний, другому необходимо обсудить причины и последствия поступков. Кто-то просто нас перерос. Другое дело, что бывает по-человечески, а иногда и по-мужски обидно, когда нам предпочли другого, но ведь это только повод сделать выводы: у меня есть конкретные ошибки, т.е. себя можно «улучшить», измениться.
Думаю, что в основном вопрос о соблюдении постов — это проблема «головы» и духовного и (или) психологического настроя конкретного человека. Только сам человек может принять решение о возможности соблюдения поста. Если он принимает необходимость для себя соблюдения дисциплинарных установлений Церкви, к которой он принадлежит, как-то: молитвенного правила по утрам и вечерам, несения епитимьи или воздержаний в приеме пищи, и, соглашаясь, исполняет эти правила по силе и по возможности, ради Христа, принесшего Себя в Жертву за нас, то «все возможна суть верующему» (Мр. 9.23).
За двадцать лет, которые служу священником, я слышал достаточно много причин, по которым человек никак не имеет возможности поститься («я очень бы хотел, но….»), причем обстоятельства приводятся самые разнообразные, а подчас противоположные по смыслу, причем в одном ответе. Думаю, что «аллергии» на пост не бывает, возможно, есть неприятие чего-то конкретного (в том числе и скоромного?). Возможно, стоит обследоваться, определиться и исключить неприемлемое? Вы понимаете, надеюсь, что Причастие по интернету невозможно, значит, необходимо подойти к своему приходскому священнику, либо к тому, кто является духовным отцом вопрошающего, и определиться для себя, что именно Вам нужно для очищения души, кроме соблюдения внешнего поста.
Причастие Великой водой, конечно, возможно, но все наши действия должны быть согласованы с тем, кто принял ответственность перед Богом за Вашу душу — духовным отцом. Лучше не искать новых духовных путей, доверьтесь Преданию Церкви.
Отвечает иерей Иоанн Курбацкий, настоятель храма РПсЦ в г. Калуге
Самое действенное средство против «стыдных» грехов, да и вообще всех грехов, страстей и греховных навыков — исповедь. Это так, потому что все наши грехи держатся на гордости. А гордости противостоит добродетель смирения. С полной верой и упованием на Бога идите на исповедь. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, мы боимся исповедать грехи, а грешить не боимся, тогда как должно быть все наоборот.
Итак, только искренняя исповедь может освободить от греха и порочных навыков. Исповедь — свидетельство покаяния. Но она же сделает покаяние деятельным, а исправление прочным. Надо победить тщеславный стыд, понимая, что исповедуешься Богу, а не священнику. Священник — свидетель исповеди. Скажу вам, как священник, что всегда чувствуется лукавое стремление человека притвориться праведным, что-то скрыть, самооправдаться. И от этого тягостно на душе. Зато о едином грешнице кающемся бывает радость на небеси (Лк. 15:7). Эта радость передается священнику и самому кающемуся.
Щедр и милостив Господь.
Он пришел призвать не праведников, а грешников на покаяние (Мф.9:13).
И долготерпеливо ждет нашего обращения. Идите на исповедь, и тем вступите во вражду с грехом. Молитвы, посты, земные поклоны необходимы, но без исповедания грехов духовное врачевание будет недостаточным и непрочным.
Вопрос о причащении надо решать с духовным отцом, поэтому мой ответ будет носить только рекомендательный характер. Апостол Павел заповедует нам:
Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми (Рим 12:18).
Вот как толкует эти слова святой Иоанн Златоуст. Насколько зависит от тебя, никому не подавай повода ко вражде и ссоре — ни иудею, ни язычнику; если же увидишь, что как-нибудь нарушается благочестие, не предпочитай согласия истине, но стой за нее мужественно, даже до смерти; но и в этом случае не враждуй душой, не отвращайся добрым расположением, а восставай только против поступков. Если бы другой не соблюдал мира, ты не воздвигай бури в душе своей, но внутренне будь его другом, однако же нимало не изменяя истине, как заметил я выше.
Кайтесь и смиренно переносите эту ситуацию. И молитесь за того, кого обидели. В «последовании ко святому причащению» есть замечательная молитва преподобного Иоанна Дамаскина, 14-я по счету. Она краткая, и ее можно молиться в любое время, а не только непосредственно перед Причащением. Вот она:
Господи, даждь милость ненавидящим мя, и враждующм ми, и поношающим ми, такожде и оклеветающим мя, да никто же никако же от них, мене ради нечистаго зло некако постражет, ни в нынешнем, ни в будущем веце. Но очисти их милостию Своею, и покрый их благодатию Своею, Благии.
Отвечает иерей Глеб Бобков, настоятель храма РПсЦ в х. Новонекрасовский Краснодарского края
Из Псалтыри мы знаем слова святого пророка Давыда: «С преподобным преподобен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися».
Выбор духовного отца — весьма ответственное дело, и к нему надо подходить с молитвой и рассуждением. Ведь, избирая себе духовника, мы вверяем ему попечение о нашей душе, о её спасении. Каким святым стоит молиться о помощи в обретении духовника? В первую очередь святым апостолам, и в частности апостолу Петру, которым Господь первым дал благодать разрешения грехов человеческих.
Начать стоит с беседы со священником, которого Вы видите своим духовным отцом. Неплохо спросить священника о совете в каком-либо относительно простом деле, чтобы на этом примере увидеть его отношение к людям, что и каким образом этот священник предлагает своим духовным чадам. Но надо понимать, что не только разные священники могут вести людей к Богу разными путями, но и один и тот же духовник может людям в схожей ситуации дать весьма различные наставления и советы, в зависимости от разных факторов, на которые священник может обратить своё внимание.
Известно, что даже у святых были грехи и недостатки, и что безгрешен только Бог. Из этого следует, что даже если мы себе найдем святого духовного отца, у него тоже будут недостатки и грехи, которые мы должны быть готовы прощать. Значит, с самого начала надо быть готовым к сложностям, возможным непониманиям и разнообразным конфликтам. И в чине исповеди священник прямо об этом же говорит: «Аз бо таков же человек и грешнее всех человек». И святой Феодор Эдесский пишет: «У демонов в обычае показывать тебе недостатки духовного отца, дабы затыкать уши твои к тому, что он говорит тебе». Но есть некоторые моменты, на которые следует обратить внимание.
В Святом Евангелии от Иоанна Исус Христос дает важнейший признак христианской общины: «О сем разумеют вси, яко мои ученицы есте, аще любовь имате между собою» (46 зачало). Следовательно, надо смотреть, как священник, которого вы хотите видеть своим духовником, относится к своим прихожанам. Посмотрите, какие результаты приносит духовное руководство священника, к которому Вы предполагаете идти на исповедь. Пообщайтесь с его духовными чадами. И на их примере можно будет предположить, к каким результатам может привести духовное наставничество конкретного священника.
Также очень важно знать, что духовник — только помощник и наставник в деле воспитания христианина. Духовный отец может только советовать и подсказывать, к чему могут привести грехи, как и что может навредить душе прихожанина, как человек может привести свою душу ко спасению.
К сожалению, бывают проявления младостарчества, когда духовное наставничество сводится к руководству всеми, в том числе и бытовыми сторонами жизни прихожан. Священник благословляет, где и как духовные чада должны жить, определяет большинство особенностей их семейной жизни. Конечно же, это не совсем правильно. Дело духовника — помочь христианину спасти свою душу, правильно выстроить отношения с Богом. Потому что всё равно свою духовную жизнь каждый христианин ведет сам, а духовник только наставляет и советует. Не могут же родители ребенка своего всюду водить и указывать, что говорить и как поступать, — это было бы неправильно и неразумно. Христианин сам, молясь и исследуя Святое Писание, должен воспитывать себя, прибегая к помощи духовного отца в сложных случаях, и сверять свою душу в Таинстве Покаяния с наставлениями и исправлениями духовника.
Духовная жизнь ведь не только в исполнении обрядовой стороны христианской жизни — ежедневной молитве и посещении храма, а в духовном росте — постоянном самосовершенствовании и общении с Богом. Ни один духовный наставник не может постоянно стоять над душой и направлять её, а верующему надо самого себя постоянно понуждать жить согласно Святому Евангелию. И в случае сложностей нужен совет и наставление священника — например, как уйти от распущенности мыслей или многоглаголания. А что касается обыденных житейских вещей, то вряд ли стоит спрашивать духовника, во сколько ужинать или каким транспортом в храм ехать.
Отвечает иерей Максим Андреев, настоятель храма РПсЦ во имя Святой Троицы в пос. Шувое
Покаянием совершается наше исправление от грехов, вновь нами создаваемых. Так как после Крещения нет другого способа быть вызванным ко спасению, по благодати и дару, кроме подвигов и трудов, кроме исповедания прегрешений и удаления от зла, то и дарован этот великий дар. По своему милосердию Господь прощает всех грешников, но залогом прощения является раскаяние и невозвращение к тем грехам, в которых человек принес покаяние.
Так бывает, что человек вроде раскаялся, но потом впадает опять в те же грехи. В этих грехах снова надо раскаиваться и прилагать больше усилия над собой, чтобы не впасть в них опять. Борьба с грехами — это труд всей нашей жизни. Дьявол, враг нашего спасения, постоянно искушает нас на те или иные греховные поступки. А побеждается он только молитвой, постом и добрыми делами. Как любое растение имеет корень, так и грех имеет корень (страсть). И всё неисчислимое множество грехов может быть сведено к весьма ограниченному перечню греховных страстей, которые к ним приводят. Вот важнейшие из них: гордость, блудная похоть, сребролюбие, чревоугодие, гнев, ненависть, уныние.
Для более успешной борьбы с грехами очень важно иметь правильное представление об этих внутренних причинах, так как грехи — это действие страстей, когда человек совершает телом те дела, к которым пробуждают его страсти. Если человек не желает какого-то греха, он без труда сможет его избежать, даже если сатана будет его искушать. Наоборот, если человек уязвлен некими пристрастиями, он постоянно находится в опасности совершить грех. Поэтому в духовной борьбе христиане должны преодолевать (отсекать) страсти, не дожидаясь, когда они приведут ко грехам.
Отвечает иерей Вадим Коровин, настоятель храма РПсЦ в г. Саратове
Христос, когда был распят на Кресте, искупил грехи всего мира. Но к этому искуплению человек должен стать причастен по доброй его воле, то есть должен находиться в Его Церкви, приняв Крещение и потом строя свою жизнь по-христиански.
Крещение приобщает человека к жертве Христовой, и все прежние грехи человека Бог прощает. А дальше надо стараться не грешить. Если же случится грех, нужно идти на исповедь перед своим духовным отцом (священником), получать от него духовное наказание (епитимию) и исполнять его, после чего священник разрешает кающегося от грехов, поскольку Христос дал такую власть апостолам и их преемникам (епископам и священникам):
Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Иоан. 20:22-24).
Надо принять правильное крещение (в три погружения с головой в воду, во имя Отца и Сына и Св. Духа) и потом исповедаться священнику. Тогда грехи будут прощаться.
Из журнала «Слово Церкви», 1915 г., № 23
Вычитыванием «Скитского покаяния» таинство исповеди заменить нельзя. В Малом Катехизисе на вопрос «Которое есть пятая тайна?» дается ясный ответ:
Покаяние, еже за грехи бывает с сокрушением сердечным во исповедании грехов, с надеждою о отпущении, ради излияния честныя крове Сына Божия, и то разрешением священническим, имже сила дана есть от Христа вязати же и решити.
И далее говорится:
Разрешити кающагося никто же может, точию православный священник, понеже кроме Церкви несть спасения и разрешения… Заповедь апостольская послушествует, сице глаголюще: исповедайте убо друг другу согрешения. Исповедатися убо ни кому же иному, точию пред теми, иже имут силу разрешити и сведением нам совещати.
Из этих мест Катехизиса положительно ясно, что таинство покаяния состоит не только в том, чтобы покаяться, но и в том, чтобы получить разрешение от грехов. Но разрешить кающегося, как говорится в Катехизисе, «никто же может, точию православный священник» — «имже сила дана есть от Христа вязати же и решити».
Интересно, с чего сделаны выводы: "В старообрядчестве нет такого преувеличенного значения духовника, как это наблюдается в новообрядчестве"? И главное, зачем снова противопоставлять то, о чём в вопросе даже не упоминалось?
В РПЦ со ссылкой на святых отцов говорят, что бежать надо от тех духовников, которые дают советы, противоположные учению Христа и святых отцов, поэтому и духовника выбирать надо тщательно, а так же никто в РПЦ не запрещает исповедоваться у разных священников всё по тем же причинам.
Я бы сказал так, что в новообрядчестве сам духовник наблюдается значительно реже, так что говорить о его преувеличенном значении как-то странно. Официальная позиция РПЦ в лице ее богословов и лекторов абсолютно такая же как и у старообрядцев: духовник — советник, но не начальник и не диктатор. Если где-то на местах происходит перекос, то это исключительно я считаю из-за самих людей, и от такого и старообрядчество не застраховано. Если одному очень нужно, чтоб за него подумали и решили, а другой не прочь побыть "уважаемым старцем" — какая разница в каком обрядчестве сложится схема подчинения и указания вместо советов.
А зачем противопоставлять я уже свое мнение написал. Это старообрядческий сепаратизм. Попытка найти, создать и подчеркнуть различие там где оно как-то не вырисовывается само.
Мне кажется, речь шла о другом. В представлении многих людей, раз духовник сказал делать так, значит это верно и правильно, от Бога. В старообрядчестве практически нет понятия старчества, поэтому наверное человек спрашивает по слухам от церкви РПЦ, где такое явление все-таки есть, хотя оно и порицается. Священник применил педагогический оборот, а не пытался очернить РПЦ.
Ста́рчество (от старец) в православии — вид иноческой деятельности, связанный с духовным руководительством. Духовное наставничество осуществляет специальный человек — старец (как правило священник-инок или старый монах) над другими монахами, которые живут с ним в одном монастыре; и реже, наставничество осуществляется над _приходящими к старцу_ мирянами.
Наставничество осуществляется в форме бесед и _советов_, которые дает старец, приходящим к нему людям.
===
Это определение из википедии. А теперь вопрос. Где в определении старчества указана обязательность, директивность, строгое подчинение? Я выделил некоторые слова и фразы специально, чтобы указать, что в соответствии с определением, старчество для мирян не обязательно и фактически дублирует роль духовничества, не наделяя старца особыми полномочиями по сравнению с духовником.
Повторю — вопрос в людях. Если люди будут обращаться к духовникам и старцам не за советами, а за четкими указаниями, то во что выродится старчество и духовничество? Правильно, в жесткую директивность. Мне интересно, в старообрядчестве _в действительности_ как происходит общение людей с духовниками. Особенно, людей, склонных к перекладыванию тяжести ответственности на другого (не обязательно из вредности, может из-за слабости). Я предполагаю, что при определенных условиях, вполне реальных, духовничество в старообрядчестве запросто становится вынужденным старчеством. Жаль, священники РПСЦ не участвуют в дискуссии, они могли бы это прокомментировать в общих чертах.
Тут вопрос с двух сторон: что желает человек от старца: идет за советом или указаниями? И как духовник себя чувствует, когда у него что-то спрашивают: ведет себя как друг или начальник? Однозначно, что об этом следует говорить. Мы планируем в скором времени на сайте сделать масштабные обсуждения по самым важным современным вопросам. Этот вопрос, бесспорно, такой.
Я считаю, что это неверно говорить, что в РПЦ чуть ли не официально существует механизм старчества в виде начальников-духовников, а в старообрядчестве существует только духовничество где духовник лишь советчик. Я думаю, что ситуация в обеих церквях примерно одинаковая и формируется "спросом и предложением". Искоренять "директивное старчество" надо и там и там (если появится), и это признано и РПЦ, и РПСЦ говорит об этом.
Верно, что ситуация в личной исповеди формируется "спросом и предложением", однако в старообрядчестве всё-таки нет понятия "старчества" в таком масштабе, как это существует в РПЦ. Возьмем обычного человека из светской среды. Он может часто слышать, что в таком-то монастыре РПЦ живет подвижник, прозорливый старец, который может дать совет страждущему. Он может слышать, что где-то происходят вычитки, изгнания злых духов и т.п. Практически в каждом регионе это есть, преимущественно при монастырях. В старообрядчестве такого нет. По крайней мере, я никогда не слышал, чтобы кто-то где-то изгонял злых духов.
Я думаю тут надо в первую очередь учитывать численное превосходство РПЦ как в части монастырей, храмов и духовенства, так и в части прихожан. И отсюда — большой соблазн отдельных церковных деятелей удовлетворить спрос. Когда у тебя по стране всего 200 храмов, 1.5 монастыря и в каждом приходе народу достаточно немного, то особо не разживешься. А вот если у тебя всего этого много, то есть поле для "обработки", да и "потеряться" от большого начальства со своими выкрутасами наверное проще. Ну это я так думаю. РПЦ в непростом положении — господствующая, так или иначе при власти, при ресурсах… это ж какой соблазн…
Но это не значит, что РПСЦ повела бы себя лучше, дай ей доступ к таким возможностям. Одни и те же люди и там и там, из одного теста, да и догматически-вероучительно одно и то же у них на этот счет. Ну как в политике: оппозиция пока оппозиция и малочисленная то кричит, что власть ворует, а что происходит когда оппозиция к власти приходит?.. Как наш глубокоуважаемый "старец" Осипов говорил — из одного все теста выходят, и люди, и правители, и попы. С чего вдруг ожидать в корне иного поведения при попадании в определенные условия.
Вот статья, например: http://goo.gl/YgGTPl
То есть как только появился доступ к деньгам и процесс их перераспределения, то сразу же начались терки. А если денег еще больше будет?
Вот с этим полностью согласен!
Максим! С чем согласен? С тем, что поп — служитель мамонны, а не Церкви Христовой? Чьих будете?