Еще три года назад они даже не знали о существовании друг друга, а сегодня, объединившись, создали сообщество, подобного которому нет на Дальнем Востоке. Буквально за пару лет четыре женщины собрали вокруг себя сотни амурчан и сумели разжечь в них интерес к необычному увлечению — генеалогии. Зачем создавать свое семейное древо — читайте в материале.
Дуэт, ставший трио
Генеалогией — изучением своих родовых корней — занимаются немало людей: каждый пытается создать семейное древо, узнать, кто он и откуда.
Среди таких была и жительница Благовещенска, бывший учитель начальных классов Елена Слободчикова. За десять лет кропотливого труда она накопила достаточный опыт в работе по поиску своих предков. А вот Мария Чикунова только начинала свой путь в изучении родовых корней. Когда Марии кто‑то дал телефон Елены, они, еще не видя друг друга, нашли общий язык, решив создать в «Ватсапе» группу единомышленников. Им казалось, что в мессенджере к ним присоединятся несколько заинтересованных людей, однако в первые месяцы счет пошел на десятки, а потом — на сотню пользователей, в том числе из других регионов и из‑за рубежа. Все они обменивались информацией: кто, где и как ищет сведения.
Амурские родоведы считают, что, занимаясь генеалогией, нужно иметь исследовательский склад ума, терпение, кропотливость. Но составить фамильное древо может каждый, необходимо только желание идти вперед и не опускать руки, если встречается препятствие.
Видя такой интерес, Елена и Мария решили организовать первую «живую» встречу единомышленников. Договорились с одной из благовещенских библиотек, в которую тогда, в начале 2021 года, пришли немногим более 10 человек. Но это была знаменательная встреча: к дуэту Елены Слободчиковой и Марии Чикуновой примкнула Наталья Олейникова, и это трио решило создать сообщество «Амургенеалогия». Появилась первая страница в соцсетях, было организовано первое мероприятие — неделя генеалогии.
— У нас разный возраст и разная энергетика, но в сообществе сложился некий симбиоз. Старшее поколение больше ориентировано на классические методы поиска: как и кого опросить, куда съездить — в библиотеку, сельсовет, музей. А молодые лучше знают сферу цифровых технологий, поиск по базам, соцсетям, интернет-ресурсам. Поэтому нам есть о чем рассказать людям, — говорит Мария Чикунова.
От пикника до ДНК
Чтобы систематизировать поступающую информацию, амурские генеалоги ввели традицию: каждый присоединившийся пользователь заполнял своеобразную анкету — кто кого ищет. Так сформировался список, который сегодня называется «База переселенцев» (изначально все наши предки оказались в Приамурье как переселенцы) и в которой уже более 700 фамилий.
Кроме ежемесячных встреч, амурские генеалоги организовывали для всех заинтересованных экскурсии в архив или музей, читали лекции, проводили мастер-классы по родословной тематике, выставки на набережной, устраивали генеалогические пикники в городском парке и встречи с опытными родоведами. Например, к нам приезжали приморские исследователи Светлана Акимова и Виктор Штука.
Амурским генеалогам интересно не только самим познавать тонкости родоведения, но и учить этому других. Именно это отличает амурское сообщество от других подобных на Дальнем Востоке.
А потом женщины замахнулись на такие крупные мероприятия, как Школа родоведов и конференция «Амурские родословные». Эта была большая и серьезная работа, ведь подобного опыта у них не было. Энтузиасты думали, что на их первую конференцию соберется немного участников, но интерес к своим родовым корням был настолько велик, что с докладами выступили 18 человек, в том числе онлайн. Например, бывшая амурчанка Анна Милдор, живущая в США, представила исследовательскую работу «Практическое применение ДНК-тестов в генеалогии». (Во всем мире развит генетический поиск по базе, в которой хранятся миллионы образцов ДНК.)
Своим опытом поделились генеалоги из Владивостока и Санкт-Петербурга, Райчихинска и Серышева. Их доклады не были сухими и скучными, наоборот, всем понятными, даже трогательными, вызывающими уважение к проделанной работе. Участники рассказывали не только о своих семейных корнях, но и об исторических личностях. Так, амурский краевед Валентина Кобзарь рассказала о докторе Адольфе Карловиче Перлине, работавшем в благовещенской городской больнице в начале ХХ века. Материалы этой конференции доступны на сайте областного краеведческого музея.
В родоведы идут педагоги
Прошлый год для «Амургенеалогии» был таким же плодотворным: появился опыт, наладились связи. К Елене, Марии и Наталье примкнула Ольга Овчаренко — такой же, как и они, увлеченный человек. В небольшом женском коллективе за каждой закрепилось определенное направление: Елена Слободчикова пишет лекции и разрабатывает методики, Наталья Олейникова как администратор ведет соцсети, Ольга Овчаренко занимается маркетингом, и все знают, что она может договориться с любым человеком, Мария Чикунова читает лекции, занимается дизайном баннеров, листовок и является генератором идей сообщества.
Что же их объединяет, кроме интереса к истории семейного рода? Так совпало (а возможно, это закономерность), что все четыре женщины — педагоги: учителя биологии и химии, физики и математики, начальных классов. А это особая категория людей, совмещающих творческое начало, организаторские способности и педагогику. Амурским генеалогам интересно не только самим познавать тонкости родоведения, но и учить этому других: как правильно сделать запрос в госучреждение или в архив, где найти нужную информацию, кого опросить из родственников и еще многому другому.
Именно просветительская деятельность и отличает амурское сообщество от других подобных, существующих на Дальнем Востоке.
— В Приморье тоже есть сообщества генеалогов, причем очень давно, и они также проводят конференции. Но у них больше развита научная сторона дела. Там нет обучающей составляющей. Для нас же важно научить как можно больше людей грамотно составлять свое фамильное древо, — считают амурские родоведы.
Почему генеалогия помолодела
По признанию родоведов, большинство амурских исследователей семейной истории — это женщины за пятьдесят. В этом возрасте появляется не только больше свободного времени (быт налажен, дети выросли), но и приходит осознание, что надо что‑то оставить после себя детям и внукам. Однако, как отмечают благовещенские энтузиасты, в последние годы генеалогия помолодела. И этому тоже есть объяснение. Сегодня немало молодых людей занимается психологией и психоанализом, а потому они понимают, что их трудности в жизни тесно связаны, как это ни удивительно, с родословной. И чтобы решить свои проблемы, изучают, кем были их предки и как они жили.
— Бытует мнение: хоть плохонький муж, но свой. А это пошло из истории семьи, когда наличие мужа, главы хозяйства было единственным способом выжить женщине с большим количеством детей. Поэтому прабабушки, бабушки говорили молодым: у тебя должен быть муж, у детей — отец, поэтому смирись и терпи. Сегодня, кажется, можно не терпеть, никто от голода не умирает. Но в подсознании, оставшемся от прежних поколений, такая установка есть, — раскладывает все по полочкам Мария Чикунова.
Кроме того, некоторые молодые, слушая семейные легенды, ищут немецкие или еврейские корни. Например, одна из женщин решила, что имя Авраам, которое носил один из ее предков, указывает на принадлежность к еврейской нации. Но амурские генеалоги разочаровали: во‑первых, Авраам — православное имя, во‑вторых, при исследовании оказалось, что в роду у этого человека были не евреи, а казаки.
Лев Ромуальдович и Тигрий Львович
Амурские родоведы, работая в различных архивах, встречают в старинных документах любопытные факты. Например, такие необычные имена: мужские — Маркиан, Парфений, Кассиан, Сафроний, женские — Домникия, Фотина, Феоктиста. Есть даже Тигрий. Так в 1880 году в Благовещенске назвали своего сына потомственный дворянин Лев Ромуальдович Чехович и его законная жена Агриппина Андреевна. Звучит торжественно: Тигрий Львович. А какие необычные фамилии встречаются в старых метрических книгах! Господи-Дай, Глей-Борода, Халамейда, Честнейший, Конопля, Капуста, Кукуруза, Волкотруб, Дристунов, Нечушкин, Лютик.
Родоведы раскрывают семейные тайны
Кто они, эти четыре женщины, сумевшие поднять на новый уровень амурскую генеалогию? С чего начинали собственный путь по составлению родового древа и что смогли узнать в ходе интересных поисков? У каждой из них — своя история, полная тайн и загадок.
Пушкины из Тверской губернии
Елена Слободчикова, один из основателей проекта «Амургенеалогия», методист, преподаватель «Школы семейной истории».
Достижения в собственной семейной истории: сегодня в ее древе свыше 2 500 человек, более 600 прямых предков 69 родов. Дошла в поисках до 1710 года.
Занимаясь исследованием своих родовых корней, Елена обнаружила, что ее бабушка по отцовской линии до замужества носила фамилию… Пушкина. Звали ее Анна Александровна, а родом она была из Тверской губернии. Однако на родство с классиком русской поэзии Елена не претендует, поскольку хорошо знает всех своих предков.
Все началось около 10 лет назад с акции «Бессмертный полк». Елена была осведомлена, что ее дед по маминой линии воевал, но ничего, кроме его имени и фамилии, не знала. Расспросы старенькой мамы тоже ясности не внесли. Тогда благовещенка обратилась с запросом в городской военкомат, в котором нашлась учетная карточка ее деда Андрея Терентьевича Дорофеева. Елена захотела побольше узнать о нем — в записи о смерти, обнаруженной в загсе, было указано, что Андрей Терентьевич родился в селе Нижний Суэтук Красноярского края. Пришлось искать другие пути поиска информации.
Мама Елены была родом из села Ушаково Шимановского района, а в Книге Памяти жертв политических репрессий Амурской области Елена отыскала фамилии прадеда и мужа его двоюродной сестры. Она, подтвердив родство документами, сделала запрос в ФСБ, в котором впоследствии ознакомилась с уголовными делами родственников, расстрелянных в 1938 году. Из этих документов Слободчикова узнала о составе семей репрессированных. Чтобы найти хоть какие‑то зацепки, Елене пришлось долго и кропотливо работать в госархиве Амурской области.
— Когда я впервые пришла в архив, совсем ничего не понимала: что запрашивать, где искать? Знала одно — мне нужны документы, относящиеся к селу Ушаково. Мне помогли сотрудники, работавшие тогда в архиве, — вспоминает Елена.
Зато сегодня она знает настолько много, что может распутать даже самую сложную семейную историю и научить этому любого, кто захочет заниматься генеалогией.
Родной незнакомый дед
Мария Чикунова, один из основателей проекта «Амургенеалогия», методист и преподаватель «Школы семейной истории».
Отвечает в сообществе за творческую, организационную, волонтерскую работу. Ведет родословную свою и мужа, в личном древе более 1400 человек, в поисках дошла до 1685 года.
Еще в школе, выполняя домашнее задание, Маша вместе со своим дедушкой по папиной линии нарисовала первое семейное древо, которое у нее хранится до сих пор. Валерий Александрович Чикунов был удивительным человеком. И когда он умер, Мария остро осознала, что ее будущие дети никогда о нем не узнают. Поэтому Маша стала расспрашивать о жизни деда его сестру и бабушку. Одновременно вела записи о дедушке мужа, поскольку тот был в преклонном возрасте. Марии было всего 22 года, а она уже понимала, что нужно «ухватить» уходящее поколение. Она расшифровала древо, составленное с родным дедом, занесла все в компьютерную программу и… на годы все это оставила. Семья, дети, работа, другие проекты — генеалогия в тот период больше не появлялась в ее жизни.
Прошло почти семь лет. Однажды, просматривая в Сети фильм о политических репрессированных, Мария сказала мужу: «У нас же с тобой репрессированные прадеды. Давай их найдем!» Опять начала искать, нашла базу архива ФСБ. А потом случайно наткнулась на книгу приморского исследователя и краеведа Натальи Бутковской о старообрядцах Бутковских, в которой упоминался ее прапрадед. Так начался новый виток генеалогических исследований.
Мария понимала, что ей не хватает знаний, поэтому пошла учиться на онлайн-курсы. И решила, что должна отработать получаемую теорию на практике, разыскав своего дедушку по маминой линии. Это была семейная драма. Галина Владимировна выросла без отца, поэтому информации о нем в семье практически не было. Единственное, что дочь и внучка знали: фамилию, имя, отчество, примерный год рождения, место проживания — Белогорск, а также то, что прабабушку, его мать, звали Ульяной.
— За два года я нашла всю информацию о неизвестном мне дедушке: место его рождения и дату смерти, как звали его родителей и многое другое. Эта родословная ушла в глубину до 1820 года. Оказалось, его родители в начале тридцатых годов приехали строить Комсомольск-на-Амуре. Там же появились на свет дед, его брат и сестра, — рассказывает Мария.
Трудность поиска заключалась в том, что по этой родовой линии в двух поколениях было два развода. Дед сам в детстве был брошен отцом, а его мать слыла неблагополучной. Поэтому дети в такой семье не получили любви, а повзрослев, не имели понятия о том, какой должна быть нормальная семья. Мария поняла, почему распадались семьи и прадеда, и деда по маминой линии. Она даже нашла информацию и дозвонилась в Комсомольск-на-Амуре до родственников второй семьи прадеда. Они, подозревая мошенничество, задавали ей много вопросов о родне. Она отвечала, и дальняя родня была поражена. А Мария говорила со смехом: «Я все про вас знаю, я исследователь».
Легенды о Путиловых
Наталья Олейникова, руководитель, технический и финансовый директор проекта «Амургенеалогия».
Родоведением занимается с 2015 года. В личном семейном древе 1700 человек, по отцовской линии последний известный предок — 1690 года рождения.
В детстве отец Наташи не раз рассказывал дочери о том, что их предки были в числе основателей Белогорска. Однако на памятнике «Телега переселенцев», который был установлен на городской привокзальной площади в 2010 году, фамилии Путиловых не оказалось. И Наталья засомневалась: действительно ли ее предки приехали в село Александровское, нынешний Белогорск, в числе первых? Она решила подтвердить или опровергнуть семейные легенды и взялась за поиски.
Легенда № 1 подтвердилась частично. По семейным преданиям, в Приамурье из Пермского края приехали три брата Путиловых. Однако в ревизской сказке (документе о подушной переписи населения) 1834 года указано, что в Амурскую область приехал Федор Прохорович Путилов с женой и четырьмя сыновьями. Позже в семье родилось еще шестеро детей. Поэтому речь должна идти не о троих, а о четверых братьях.
Легенда № 2 не подтвердилась. Путиловы, как первопоселенцы, основали Белогорск, о чем говорят все местные краеведы. Но в переселенческих документах указано, что семья причислена к селу Александровскому в 1866 году. При этом с прежнего места проживания они выдвинулись в 1857 году. В среднем поход длился два-три года, но никак не 9 лет. Скорее всего, Путиловы прибыли в эти края в числе первых поселенцев, но официально не были причислены (прописаны) к новому местожительству.
— Третья семейная легенда говорит о том, что все Путиловы, проживающие в Белогорске, родственники. Эту легенду я подтвердила, исследовав свой род. Просмотрела все метрические книги Александровской и Васильевской церквей, чтобы составить большое древо. Позже я познакомилась практически со всеми потомками тех Путиловых, и с уверенностью могу сказать, что мы все родственники. Сейчас многие из них живут в разных уголках мира, но мы общаемся и собираемся создать древо рода и написать книгу о наших предках, — подытоживает Наталья Олейникова, в девичестве Путилова.
По следам старых фотографий
Ольга Овчаренко, куратор «Школы семейной истории», маркетолог сообщества. Генеалогией увлекается с 2017 года.
В личном семейном древе 487 человек, среди которых 54 прямых предка, 99 фамилии. Самый дальний известный предок — 1652 года рождения.
Ольге, единственной из большого семейного клана, удалось разобраться в очень сложном вопросе — почему близкие родственники ее рода имеют однозвучные, но разные фамилии: Титовы — Титаевы — Китаевы. Родные говорили, что при переселении на Дальний Восток братья и сестры носили одну фамилию, но уже на амурской земле разделились, чтобы в случае гонений «брат за брата не отвечал». Оказалось все намного прозаичнее.
— В метрических церковных книгах при крещении записывалось только имя младенца, при этом указывалась фамилия отца и имя, отчество матери. Фамилия моего прадеда была Китаев. Но в Тамбовской губернии в церкви ее записывали по‑разному: Китаев, Титаев, Титов. Предполагаю, что священник делал это или из вредности, или плохо слышал. И получилось, что каждый из семерых детей носил ту фамилию, какая была записана в метрической книге. Поэтому одна девочка была Китаева, ее сестра — Титова, остальные дети — Титаевы. Мой прадед был записан именно под этой фамилией, — говорит Ольга Овчаренко.
Но это было уже потом, когда она стала членом сообщества «Амургенеалогия». А началось все намного раньше. Больше 20 лет назад на свадьбу Ольги ее старенькая бабушка подарила два снимка, на которых были запечатлены прабабушка и дед. Ольга поразилась этим фотографиям, ведь никто не рассказывал ей о репрессированном дедушке: даже его дети не знали отчества своего отца.
Таких загадок на пути поиска своих родовых корней у Ольги было немало. Она исполнила мечту своего дяди Александра Васильевича Шолом: он хотел увидеть хотя бы фотографию своего деда. И даже не подозревал, что она хранится в семейном альбоме, доставшемся ему после смерти матери. Это был групповой снимок, но кто на нем изображен, никто не знал. Ольга долго искала ниточки, чтобы размотать клубок неизвестности. Оказалось, что у ее троюродной сестры хранится точно такая же фотография, датированная 1926 годом. И родовед, проанализировав многие факты и мнения родственников, определила, кто же изображен на групповом снимке.
Источник: ampravda.ru
Комментариев пока нет