Всякий раз перед началом Аввакумовских чтений, уже ставших традиционными в пермском приходе, в Храме во имя Святителя Стефана Пермского, мы, их организаторы, испытываем чувство волнения: приедут ли люди в столь морозную погоду, успешно ли пройдут чтения? Но и на сей раз всё, слава Богу, обошлось удачно.
Слушателей шестых чтений в день 16 декабря было даже больше, чем в предыдущие годы, а торжественную службу отслужили семь батюшек: о. Валерий Шабашов из Верещагино, о.Михаил Татауров из Шамар, о.Никола Татауров из Перми, о.Михаил Лоскутов из пос. Баранчинский, о. Вадим Матяш из Бородулино, о.Илия Тиунов из Лысьвы, о.Александр Чалов из Очера. Более того, с приветственным словом к участникам чтений впервые обратился представитель администрации Пермской городской Думы Баталов Сергей Николаевич, а корреспондент местного радио взяла интервью у о. Николы.
Во вступительном слове протоиерея о. Валерия, благочинного Пермского благочиния Русской Православной Старообрядческой Церкви, прозвучала мысль о непреходящем значении личности протопопа Аввакума в наши нелёгкие времена, события середины 17-го века были тесно увязаны с современностью, вплоть до пожелания молодым мужчинам как можно раньше брать на себя ответственность за создание семьи.
На сей раз особо активной на шестых Аввакумовских чтениях была семья главного их организатора и вдохновителя о.Николы /Татаурова/. Батюшка выступил с докладом "Образ исповедника в "Житии протопопа Аввакума", матушка Наталья сделала очень актуальное сообщение о значении православного обряда в жизни христиан, а их дети — Иван, Марина и Анна — вдохновенно исполняли песнопения об Аввакуме в составе хора детской воскресной школы.
Наиболее глубокими и содержательными были доклады кандидата исторических наук Чазова Сергея Ивановича "Протопоп Аввакум и его сподвижники: путь к лидерству" и доктора технических наук Белобородова Сергея Михайловича "Раскол или движение сопротивления?". Сергей Иванович довёл до внимания слушателей, что в силу ряда исторических и личностных причин харизматическим лидером приверженцев подлинного православия стал именно протопоп Аввакум, а Сергей Михайлович сумел убедить присутствовавших, что, что, в отличие от свободных духом и волей староверов, династия Романовых на протяжении двух столетий превращала своих подданных в рабов и что пагубные последствия этого рабства мы ощущаем и поныне.
Кандидат философских наук Георгий Викторович Лоскутов нашёл на сайте "Самарское староверие" интереснейшие материалы о Пустозерске — месте увековечения памяти священномученика Аввакума, а Чудинова Галина Васильевна литературно оформила их, выступив с сообщением о том, какие работы будут проделаны там в ближайшее время.
Пустозерск — первый русский город на Крайнем Севере — объект культурного наследия всероссийского масштаба. По замыслам губернатора НАО Игоря Федорова, в Пустозерске должен появиться полноценный археологический музей под открытым небом с демонстрацией раскопок и с туристическими маршрутами. Посещение округа паломниками создаст новые рабочие места в близлежащей деревне Устье, придаст импульс для развития сферы обслуживания, гостиничного бизнеса, загрузит транспортные
предприятия округа. Согласно долгосрочной целевой программе "Создание музейно-туристического комплекса "Пустозерье" на 2011-2015 годы" финансирование объекта составит 504 миллиона рублей. Возникла региональная общественная организация — ассоциация содействия духовно-нравственному возрождению Ненецого автономного округа и других областей русского Севера.
Таков был ответ на желание жителей Республики Коми сохранять память о подвижниках старой веры и в частности о протопопе Аввакуме, пострадавшем за веру в Пустозерском остроге в 1687-м году.
Доклады и выступления на чтениях сопровождались демонстрацией подготовленного Виталием Мингалёвым великолепного слайд-фильма о посещении святого места мученической кончины пустозерских страдальцев делегацией Русской Православной Старообрядческой Церкви во главе с митрополитом Московским и всея Руси Корнилием в сентябре 2012-го года.
Очень порадовали слушателей чтений прекрасные выступлений детских хоров из Перми и Шамар, а также песнопения сводного мужского хора о подвиге священномученика Аввакума и его верных сподвижников. Под сводами Храма, возле великолепного резного иконостаса они прозвучали по особому одухотворённо.
Отрадными признали участники чтений и те факты, что работники администраций ряда краёв и округов начинают поворачиваться лицом к староверчеству, понимать историческую и нравственную правоту протопопа Аввакума и его последователей, что в нынешнем году Государственная премия по литературе была присуждена Владимиру Личутину на роман "Раскол", что вышла в свет Кирилла Кожурина "Боярыня Морозова".
Аввакумовская тема, воистину, неисчерпаема, настанет время — и новое молодое поколение староверов продолжат наши ежегодные чтения.
Галина Чудинова
Источник: Сайт "Самарское староверие"
Комментариев пока нет