Ровно десять лет назад, весной 2007 года, увидел свет первый выпуск газеты «Община», который дал старт развитию старообрядческой прессы на Урале и даже за его пределами. Идея, появившаяся «снизу», была вскоре одобрена священником Иоанном Устиновым, после чего началась работа по созданию газеты.
За эти годы из небольшого приходского — издание выросло почти до Всероссийского. Сейчас уже трудно найти приход, где не слышали бы про уральскую старообрядческую газету «Община». О том, с чего все начиналось, как развивалось, с какими трудностями сталкивался и какие успехи переживал небольшой редакционный коллектив — в интервью с главным редактором и издателем газеты, профессиональным журналистом и потомственным старообрядцем Максимом Гусевым.
«Наш успех — в поддержке читателей»
Честно говоря, не рассчитывал. Вернее, никогда не думал об этом и только за год до юбилея вдруг осознал — десятилетие не за горами. Но если бы вначале этого большого пути мне сказали, что газета отметит десятилетие своего существования — точно не поверил бы. В суете будней не мыслишь о праздниках и датах, которые касаются тебя и твоего проекта.
Я, как журналист, пишущий о старообрядцах, думаю всегда о том, как бы оригинально изложить очередной сюжет и чем бы его проиллюстрировать. Для меня это важнее, чем даты, пусть и значимые, круглые. Но, конечно, сам факт впечатляет. Старообрядческие проекты в большинстве своем столько не выдерживают. Да и нет их, к сожалению, ярких информационных проектов, в нашей Церкви. Поэтому хотелось, чтобы «Община» стала нашим общим изданием, которое любят и которому доверяют. И мы с поддержкой читателей добились этого.
С течением лет я стал понимать, что наш успех — в поддержке людей, для которых мы трудимся. И в том, что газета издается по благословению пастыря, которого я мог бы пожелать каждому верующему человеку. Понимающий священник, каким является наш отец Иоанн Устинов, — это даже по старообрядческим меркам настоящий клад.
А еще успех газеты в том, что мне, как редактору и издателю, доверен проект, который просто нельзя омрачать. Поэтому мы, наш небольшой творческий коллектив, исходим из того, что каждый следующий выпуск должен быть не хуже предыдущего, а может и лучше. Это позволяет творчески и профессионально двигаться вперед.
Начало жизни газеты «Община» связано не со мной. Я никогда этого не скрывал и чужих заслуг себе не приписывал. Из маленького приходского издания мы выросли до газеты, которую ждут если и не в большинстве, то во многих приходах Церкви по всей России, а также на Украине и в Молдавии.
Ирина Уаровна Жидких начинала это дело. Я же расскажу о том, когда я присоединился к проекту. Собственно, было это в 2007 году, ранней весной, когда первая газета уже разошлась и на очереди была вторая. Тогда не было четкого графика выхода «Общины», понимания, чем ее наполнять.
Поэтому однажды мы сидели у Ирины Уаровны дома, пили чай и подручными средствами верстали номер. Он был без новостей, по сути, абстрактный номер газеты с перепечатками из разных источников. Он рождался в спорах, в активном обсуждении предлагаемых идей. Но уже тогда было тонкое понимание, что мы должны стать «своей» газетой для каждого, кто возьмет ее в руки.
Название «Община» родилось само собой
Да. Поэтому я считал и считаю, что газета появилась в моей жизни очень вовремя. В декабре 2006 года умер мой дедушка Никифор Семенович Кетов, благодаря которому во многом я стал тем, кем стал. Думаю, не секрет, что меня воспитывали не папа и мама, как это бывает, а дед и бабушка. Так получилось. Никифор Семенович растил меня в духе старообрядчества, но «краны не перекручивал». Он делал многое для того, чтобы я расширял свой кругозор, брал от жизни лучшее, а мимо худшего проходил, не задерживаясь. И, мне кажется, он словно рассчитал свою жизнь так, чтобы вложить во внука все, что только было возможно, и после этого стал уходить.
Как бы то ни было, его смерть стала трагедией, подобной тому, как человек вдруг теряет почву под ногами. Меня поддержали наши старообрядцы — прихожане храмов в Екатеринбурге, на Пристани. И хотя я уже не был подростком — мне тогда исполнилось 23 года, за плечами был журфак, несколько важных командировок — смерть близкого человека стала сильным испытанием.
И тут идея Ирины Уаровны. Помню, мы сидели то ли перед Рожеством, то ли перед Богоявлением в екатеринбургском храме, и она впервые озвучила мысль о газете. Я не воспринял этого серьезно. Речь не о ее словах, а о том, что подобное — издание собственной газеты — у нас вообще возможно, поскольку я никогда не был духовным фанатиком, и понимал, что с людьми надо говорить — даже печатным словом — на современном языке, а не на старославянском.
И, если бы Ирина Уаровна не стала воплощать слова в дела, возможно, ничего и не было бы. Но она пошла дальше, потянув и меня вслед за собой. Не сомневаюсь — это было ее желание поддержать меня. И, уверен, вовлечение меня в будущую редакцию было не без одобрения, а может и по инициативе нашего батюшки, отца Иоанна Устинова.
А дальше было придумано название. Оно родилось само собой: «Община». Мы решили, что оно должно объединить верующих людей. А после этого стал определяться характер издания, внешний вид, поиск типографии для печати и… приучение прихожан сначала в Уральской епархии, а позже и по России к тому, что мы не проект-однодневка, что мы не преследуем каких-то личных целей, но хотим качественно делать то, что умеем. И мы вышли на всероссийский уровень.
Потому что Пристань — колыбель старообрядчества современной Свердловской области, а отчасти также Челябинской области и Пермского края. Плюс — именно с Пристани идут мои старообрядческие корни, Пристань много значит для многих, если не для большинства современных уральских староверов. Отсюда родом мой дед. Его дядя, священник Никифор Заплатин, служил в храме на Пристани, был кандидатом в епископы на уральскую кафедру. Неудивительно, что именно Пристань должна была стать точкой отсчета нашей газеты. В эти годы — в начале нового тысячелетия — многие уральцы стали совершать массовые паломничества на Пристань, в намоленный храм, к своему духовному отцу.
Словом, все было предопределено свыше, и нам надо было лишь почувствовать это. С помощью Господа — а в этом деле все было только по Его святой воле — мы сумели это понять. От Пристани в газете на протяжении всех лет сохраняется многое, конечно, новости, которые появляются в каждом номере, и то, на что многие уже не обращают внимания. Я говорю о внешнем облике газеты — в «шапке», то есть вверху первой страницы, рядом с названием, у нас изображена колокольня Свято-Троицкого храма. Не случайно, что газета сподвигла нас на написание книги. Но это уже другая история.
Стали звонить со всей России
С улыбкой вспоминаю, насколько все тогда было просто и приземленно. Тираж составлял то ли 50, то ли 60 экземпляров. Отпечатана газета была на принтере и размножена на ксероксе. Выглядела, мягко говоря, простовато. Ирина Уаровна распространяла газету лично. Подходила к людям после богослужения, предлагая тем, кто, как ей казалось, будет читать газету, а не положит на полку и не забудет о ней. И было ясно, если мы хотим развивать газету в профессиональном русле, нам необходимо увеличивать тираж. Но сделать это надо было не банально — печатать больше, раздавая за «Спаси Христос», — а делать газету так, чтобы тираж рост естественно, чтобы был спрос, чтобы люди передавали ее из рук в руки, делились газетой между приходами, просили еще и готовы были платить.
Вторая проблема — цена. Понятно, что хотелось бы делать ее бесплатно. Но мы живем в условиях рынка, и бесплатного у нас ничего не бывает. Свечи, наши жертвы Богу, стоят денег. Иконы и книги тоже не бесплатны. Значит и газета не может и не должна быть бесплатной. Но первые номера окупались не потому, что была установлена плата за газету, а потому, что люди платили столько, сколько считали нужным, чтобы поддержать издание.
Примерно через год тираж вырос до ста экземпляров. Это, казалось, был успех. Помню, как вручную скреплял степлером очередной тираж перед тем, как отдавать его в храмы. В то время постоянными точками распространения были екатеринбургская и пристанинская общины, но постепенно добавились Миасс, Шамары и Баранчинский. Стали звонить люди из-за пределов Уральской епархии. Так родилась идея выкладывать газету в интернете.
Первым информационным ресурсом, который начал распространять газету, стал сайт «Староверы-Семейские», который я и сейчас вспоминаю с большим сердечным теплом. Его редактор и администратор Михаил Заиграев, старовер из Москвы, любезно создал раздел, который мы и стали регулярно наполнять. Со временем сайт морально устарел. Поэтому я вышел с предложением к Олегу Хохлову, одному из активистов Рогожской общины и редактору сайта «Старове.ру», с предложением создать на его ресурсе весь архив нашей газеты. И теперь у нас там постоянная прописка.
С увеличением тиража и появлением желающих читать газету в других приходах встал вопрос с логистикой, то есть с доставкой. Пришлось взять на себя дополнительную нагрузку — помимо распространения газеты по уральским приходам через своих людей, которые ездят в гости или по иной надобности в соседние общины. Добавились постоянные визиты на почту, где надо было выстаивать очереди для отправки посылок.
Менялись типографии. Где-то становилось дороже, и мы искали пути удешевления. Добавлялись все новые приходы. Звонили как желающие подписаться на газету, так и те, кто отказывался от нее. Удивили меня старообрядцы Санкт-Петербурга, которые однажды отказались получать газету, объяснив, что на нее нет спроса. И ладно, если бы у них было свое регулярное издание. Но нет, они посчитали, что у них в информации о жизни других приходов нет надобности. Я объясняю это тем, что питерцы — люди молодые и активные, черпают информацию в интернете.
Было, впрочем, еще несколько удививших меня общин, которые обещали вовремя платить, но с получением посылок об обещании забывали. В последнее время я к этому как-то привык и не обращаю внимания, стараясь концентрироваться на главном — регулярном по шесть раз в год издании газеты.
И, кстати, даже там, куда посылки я не отправляю. Этому способствуют сами люди, которые путешествуют между приходами, передают друг другу газеты, копируют отдельные статьи. Знаю, что «Община» попадает и к часовенным, и к поморцам. Ученые из Уральского отделения Российской академии наук каким-то образом находят газету. Она попадает в музеи, в университеты. Как? Для меня это большая загадка. Появляется газета даже в скитах. Большую поддержку оказывает Московская Митрополия и лично владыка Корнилий. Он наш внимательный читатель на протяжении чуть ли не всех этих лет. Лично меня это ко многому обязывает. Особенно когда сам предстоятель Церкви звонит и делится впечатлениями от газеты.
Скорее, благодарит, что мы, несмотря ни на что, продолжаем это дело. Но для меня важно то, что митрополит дает советы, критикует за ошибки. Владыка очень внимательный читатель. Вообще мне давно понятно: наши старообрядцы хотят знать, как живут христиане в других регионах, чем занимаются, что их волнует. И наша газета по мере возможности заполняет эту нишу, выполняя главную функцию журналистики — информирование.
Кстати, помимо официальных запросов на газету от общин мне очень дороги «гласы вопиющих в пустыне» — письма от простых людей, которые где-то однажды увидели «Общину» и пожелали регулярно ее читать. Среди таких людей был даже никонианский священник, который долгое время получал газету. К сожалению, некоторые читатели пожилого возраста, выписывая газету, со временем перестают ее оплачивать, а конверты с газетой для них возвращаются. И я понимаю: человек ушел.
О людях и для людей
Общий вектор развития всей прессы одинаков, будь то общественно-политическая или церковно-приходская газета. Главное — наполнение. Вне зависимости от того, какая это газета, она должна быть интересна читателю. Если людей не привлекает первая полоса, заголовки, темы, то они естественным образом теряют к ней интерес. Подавляющее большинство нашей церковной прессы идет по этому тупиковому пути. Ни фотографии на первой полосе, ни понятных тем, ни рассказов о прихожанах. А газета должна быть о людях и для людей.
К сожалению, наши священники очень заняты. Далеко не все являются прогрессивно-мыслящими. Это значит, они не рассказывают своей пастве о том, чем живут другие приходы, о своих поездках и общении с интересными прихожанами, о своих воспоминаниях. Они не понимают, что для них газета — опора и поддержка в информационном просвещении. Не все наши духовные отцы — говорю не только об уральских священниках, но и о многих из тех, с кем мы плодотворно работаем — понимают: достаточно найти 5–10 минут в месяц для того, чтобы рассказать редактору газеты о событиях в своем приходе, и эта информация будет должным образом подана и прочитана. А люди будут рады знать, как и чем живут христиане в других регионах.
Как я уже сказал, не все люди хотят оплачивать газету. Финансовый вопрос из года в год беспокоит нас. То типография из-за кризиса поднимает цену, то «Почта России» «радует» новыми расценками на услуги. И никто не задумывается, как нам удается удерживать цену в 30 рублей на протяжении вот уже пяти лет. За это время подорожал и проезд на транспорте, и хлеб, и коммуналка, а мы держимся на том же уровне.
Вспоминаю и улыбаюсь, как несколько раз люди мне в глаза не очень миролюбиво заявляли, что я живу за счет доходов от газеты «Община». Что на это сказать? Только классическое: «Без комментариев».
Другой момент, с которым сталкивались неоднократно, — это те проблемы, которые мы неизбежно затрагиваем. За эти годы было несколько «громких» материалов. Из-за одного такого текста газету даже запретили продавать в одном приходе. Хотя мы лишь рассказали о ситуации не так, как все привыкли — с улыбкой и радостью, а показали тему с обратной стороны. Не буду ворошить прошлое и напоминать об этом. Но было и такое.
Вообще, к моему большому сожалению, далеко не все люди в нашей Церкви любят и воспринимают критику, даже если она конструктивна. Непонимание ведет к тому, что находятся желающие прекратить существование газеты. Но их, как мне кажется, останавливает то, что эхо от закрытия «Общины» будет куда сильнее, чем можно себе представить. В современном старообрядчестве, которое не чуждо интернет-блогов, средств связи и социальных сетей, уже не получится по-тихому закрыть тот или иной известный проект. Потому что неизбежно будет обсуждение, предположения со всеми вытекающими последствиями.
Впрочем, и мы разумеем: если кому-то что-то не понравилось, стараемся подходить к теме мягче, иногда «мира ради церковного» избегать ее.
Старообрядцам не интересна история
И да, и нет. Газета в газете, до которой мы дозрели только спустя несколько лет после начала издания самой «Общины», появилась тогда, когда мы поняли: наши читатели в большинстве не знают своей истории — ни далекой, ни близкой. И если о старине далекой написано немало, то про историю близкую, а вернее — свою, региональную, кроме внешних историков никто не писал. А те, кто и писал, делали это так, как выгодно им.
И мы решили: можно долго и беспредметно рассказывать, писать о Веселых горах, уральских скитах, памятных знаках, важных территориях региона и исторических погостах, пещерах, где, возможно, прятались наши предки, сохраняя для себя и для нас веру, а можно рассказать людям о том, что до многих из этих мест можно дойти и доехать, доплыть и доползти, чтобы прикоснуться к великой истории.
Но вот что удивительно. Далеко не всем это оказалось интересно. И, когда летом 2015 года мы пропустили очередной выпуск «Общины», подготовив толстый 32-страничный выпуск «На горах», люди оказались к этому не готовы. А некоторые показали свое невежество. Приложение, ставшее в тот раз самостоятельным, оказалось не очень востребованным. Люди спрашивали: «Где «Община»?»
Получается, что так. И даже та история, которую мы стараемся подать сквозь призму современности, через себя и свои ощущения, впечатления. Вообще в НГ мы преследуем одну важную цель — заинтересовать молодое поколение старообрядцев к исследованию своего прошлого, к которому местами еще можно прикоснуться, а равно и рассказать нашим читателям о других странах, которые хранят общехристианские святыни.
Важно и то, что Сергей Панов пишет только о тех местах, где побывал сам, и о которых рассказывают архивы. Я лично посетил и Веселые горы, где просияли иноки, и Аятское озеро, где жили монахи-отшельники, и Смолинскую пещеру, где прятались старообрядцы, и шарташское кладбище, где были скиты и похоронены наши достопочтенные предки.
Да, конечно. Древних христианских святынь в мире великое множество. Когда я планирую очередную поездку, всегда стараюсь предусматривать посещение святых мест. Греция, Кипр, Черногория, Италия, Испания, Стамбул — бывший Константинополь. Недавно добавилась Грузия. К сожалению, уместить все впечатления от этих стран и святынь в одной небольшой вкладке, которая занимает у нас всего четыре страницы, невозможно. Более того, хочется рассказать обо всем подробно, с красивыми иллюстрациями, но газета не резиновая. В итоге читатель пока так и не узнал многого, что открылось мне в путешествиях.
И я понимаю, что правильно было бы сделать отдельный выпуск газеты, посвященный каждой этой стране. И при этом я уверен, что многим людям это не очень интересно. Увы, у многих читателей весьма ограниченный кругозор, который их вполне устраивает. Поэтому, скорее всего, эта идея так и останется на уровне идеи. А читатель останется без рассказа о святой Нино, которая крестила грузинский народ, без повествований о монастырях Черногории, без греческих святынь. А жаль, ведь рассказать есть о чем. И есть что показать.
«Общины» уже могло и не быть
Надо надеяться. Честно говоря, сейчас план один: из-за колоссальной загруженности на светской работе постараться во что бы то ни стало сохранить ту регулярность выхода «Общины», к которой привык читатель. То есть выпускать газету шесть раз в год — к Рожеству, в Масленицу, к Пасхе, на праздник святых Петра и Павла, затем к Рожеству Богородицы и началу Филиппова поста.
При этом мне хотелось бы привлечь как можно больше читателей, а также священников. И в каждом зародить понимание: газета — тяжкий труд, который складывается из взаимопомощи и поддержки. Из рассказов настоятелей и прихожан, заметок простых людей, а также финансовой помощи. Честно скажу, тащить крест издателя очень непросто, поэтому хотелось бы найти понимание в сердцах и душах христиан.
И напоследок открою одну небольшую тайну. Четыре года назад был кризис. Не было ни средств, ни помощи и, казалось, никому газета не нужна. Поэтому к печати я начал готовить последний выпуск «Общины» с прощанием к читателям. Просто так прекратить выход газеты я не мог, ведь уже тогда была ответственность перед тысячами тех, кто ждет и читает газету. Но потом мы как-то выдержали. Поддержал отец Иоанн. Начал помогать наш благочинный, отец Михаил Татауров, Московская Митрополия стала брать на реализацию 150 экземпляров газеты. Уральские священники поняли, что «Община» — всерьез и надолго, что она не преследует каких-то корыстных целей и направлена только на поддержание и сплочение верующих. И мы выдержали, выстояли.
Примерно тогда же к газете присоединился теперь уже постоянный автор Сергей Панов. Священник отец Алексей Лопатин в 2015 году поддержал заказом цветного спецвыпуска «Общины», посвященного старообрядцам Уганды, который разошелся среди верующих и чиновников различных уровней, попав, в том числе, в руки министра иностранных дел России Сергея Лаврова. Ему, насколько я знаю, газету передал лично владыка Корнилий.
Я уверен, что все это было не случайно. В этом выражалась помощь Божия, вполне зримо, осязаемо. Теплые и профессиональные отношения сложились с протоиереем Евгением Чуниным. Поддерживает духовно владыка Григорий, епископ Томский. Поэтому сейчас главное — не только сохранить наш общий издательский опыт, но и приумножить его на пользу всей Церкви. Думаю, все вместе мы обязательно справимся. Нельзя по-другому, никак нельзя.
Беседовал: Дмитрий Урушев
фото: Олега Бажукова и из архива «Общины»
"И если о старине далекой написано немало, то про историю близкую, … никто не писал". 100% так.
Можно в любом архиве проверить по формулярам,18-19 вв. "излазаны" вдоль и поперек, 20-й век — чистые формуляры, а с 80 -х годов и взять нечего — один бухучёт.
Максиму — доброго здоровья и успешной работы, трудности которой представляю по собственному печальному опыту.
"Старообрядцам не интересна история" — а это касается не только старообрядцев, а людей любой другой конфессии. К сожалению, 80% народа история, историческая память вообще не волнуют никоим образом.