Европейские медиа нечасто балуют своих читателей публикациями, посвященными русскому старообрядчеству. Можно сказать прямо, не только простые европейцы, но и многие специалисты-религиоведы континента совсем не в теме этого вопроса. На этом фоне весьма примечательной становится подборка материалов, посвященных старообрядчеству, опубликованная одним из крупнейших французских изданий — газетой «LaCroix». Самюэль Ливен, специальный корреспондент этой газеты, смог побывать в России и своими глазами увидеть жизнь русских старообрядцев. Для читателей сайта «Русская вера» материал французского журналиста особенно интересен еще и тем, что представляет собой незамутненный взгляд современного европейского консерватора, как говорит сам Самюэль, сторонника старокатолической лефевристской традиции.
Самюэль Ливен
Неподалеку от Москвы община староверов хранит память о французе, некогда обратившемся в православие. После сопровождавшегося беспрецедентной жестокостью раскола в Русской Православной Церкви 17 века, староверческая Церковь старается сохраниться в стремительно меняющейся России.
В Вязниках
Платформа станции Вязники, в 300 км к северо-востоку от Москвы. Пространства тянутся до бесконечности. Два или три пассажира, прибывших с нами, переходят через пустынные пути по огромному мосту. «Стойте на месте. Мой сын Сергей сейчас заберет вас», — уверяет нас Галина по телефону.
Целых три недели Светлана, коллега-журналист из Москвы, проявляла чудеса терпения, чтобы открыть нам двери в семью «староверов». Имея репутацию закрытого, даже сектантского, это религиозное меньшинство после раскола в Русской Церкви вырабатывало защитные инстинкты в отношении окружающего мира. Но в Вязниках, за тысячи километров от границ Сибири, где общины староверов живут настоящими отшельниками, между нами устанавливается доверительный контакт.
«Вы знаете, — говорит Сергей, ведя машину, — приезд французского журналиста — это не случайность. Маневрируя между выбоинами на асфальте, он раскрывает нам удивительный аспект истории староверов региона. Почти 400 лет назад француз, само существование которого всеми так долго игнорировалось, был вашим предшественником по дороге в Вязники». Получивший имя Вавила, этот блестящий ум до своего обращения в православие получил образование в Сорбонне. Прибыв в Россию и в эти дремучие леса, этот человек провел всю оставшуюся жизнь в «скиту» (так по-русски называется жилище отшельника), как сказано, «долготерпением равный совершенному алмазу».
В 1666 году, когда патриарх Никон железной рукой навязывал стране литургическую реформу, этот француз предпочел погибнуть на костре неподалеку от Вязников, но не отречься от древней православной традиции. С тех пор он почитается среди староверов святым, чей героизм представляет собой высочайшую точку духа сопротивления. «Соотечественник Вавилы едет в Вязники…» — эта новость, как пожар, распространяется в окружении Галины. Все соседи-староверы собираются за столом в слабо освещенном помещении: мужчины с одной стороны стола, женщины — с другой. Наступает торжественный момент: произносятся формулы гостеприимства, производится обмен подарками — камамбер и бретонские бисквиты с французской стороны, печатные пряники с надписью «Вязники» и дерматиновые лестовки со стороны староверов. На столе стоят чашки с малиной и тарелки с салатом без заправки. Все ждут прихода священника, отца Владимира (Шибанова — прим. ред. «Русская Вера»), который занимает, как кажется, предназначенное клирику особое кресло. Это человек с надменным видом и пронзительным взглядом. Он женат, у него четверо детей. Держится с достоинством, соответствующим его сану. Священник приглашает небольшое собрание встать, чтобы прочитать благословение. При этом все многократно совершают крестное знамение — всего 12 раз, по числу апостолов.
Еще не доеден суп, как начинают сыпаться вопросы: «Во что вы верите во Франции?», «Как вы креститесь?». Мы оказываемся в самом эпицентре сюжета. Я аккуратно пытаюсь напомнить, что католики и православные, включая староверов, исповедуют веру апостолов и имеют за плечами общую историю первого тысячелетия христианства… Галина и другие женщины улыбаются. Мужчины смотрят более снисходительно. Я с облегчением внутренне благодарю своего соотечественника Вавилу, престиж которого, похоже, облегчает мне вступительный экзамен.
Но снова вступает отец Владимир:
— Почему некоторым кажется, что в современности можно запросто, по желанию, менять то, что установил сам Христос и отцы Церкви? Крестное знамение спасительно, но если изменить перстосложение, установленное от начала, то оно становится губительно!
Говоря это, священник соединяет указательный и средний палец, объясняя, что такой знак символизирует две природы Христа — человеческую и божественную.
— Староверы в России знаменуются двумя перстами, — объясняет он, глядя мне прямо в глаза. Но начиная с реформы патриарха Никона православные крестятся тремя перстами — в честь Троицы, как принято у греков. Такое безобидное на взгляд непосвященного разногласие ввергло Россию в раскол с ужасающими последствиями. Три столетия спустя память об этом темном периоде, отмеченном кровавыми репрессиями и коллективными самоубийствами, по-прежнему не угасает.
— Вавила, со всей своей приобретенной во Франции ученостью, понимал, что мы не можем изменить перстосложение, не предавая веры. Вот почему он принял мучение, — заключает отец Владимир.
Конец беседы. Все встают для молитвы.
В Вязниках, городе с населением 40000 человек, маленькая старообрядческая община живет посреди обычного населения. Когда-то намного более многочисленные староверы играли ведущую роль в местной экономике. Галина и ее друзья ведут нас на экскурсию в дом бывшего владельца хлопчатобумажной фабрики Сергея Синкова (1875-1941), теперь переделанный под муниципальный музей. Здравоохранение, образование, кредиты для семей…
Сохраняя преданность своей вере, меценат и благотворитель много сделал для поддержки своей общины. Но все это прекратилось с революцией 1917 года. Синков бежал в Италию, его собственность была национализирована, а староверы лишены финансовой поддержки на протяжении десятилетий официального атеизма.
Сегодня, спустя 25 лет после падения СССР, общине помогает выжить диаспора староверов родом из Вязников. Двоюродные братья, племянники, имеющие успешный бизнес в Прибалтике, в Молдавии… В молодости Галина и ее муж, Александр, имели похожую судьбу. Она преподавала хореографию в Риге (Латвия), он был специалистом по информатике в армии. События конца 1980-х годов, перестройка и распад СССР заставили их вернуться домой. Александр занялся деревообработкой и производством лестниц. В этот период семья вернулась к религии. Для Александра причиной послужила смерть матери, крещенной в староверии.
Что касается Галины, она не могла вынести того, что ее четверо детей останутся невоцерковленными. «Я сначала пошла в православную церковь в Вязниках, но там они учили делать крестное знамение иначе, чем меня учила мать». Ее дети выросли и уже создали свои семьи, и не все со старообрядцами. Один из внуков не крещен — его мать агностик. Но Галина не хочет им что-либо навязывать. «Наш долг — передавать традиции нашей веры, — считает она. — Однако с интернетом и всеми остальными искушениями это становится все труднее и труднее».
У вязниковских староверов есть мечта — иметь собственный храм. Он будет построен вдали от городской застройки, на крутом холме, возвышающемся над бескрайней, как океан, равниной. «Это будет церковь, открытая для всех!» — обещает Галина. Между тем семья и друзья собираются на ежедневную общую молитву на первом этаже ее дома. Мужчины сменяют друг друга за аналоем, читая молитвы. Женщины и девушки покрывают голову традиционным платком, застегнутым булавкой на шее. По воскресеньям и праздникам отец Владимир служит в церкви Рытово, небольшого староверческого села неподалеку от Вязников, в эти просвещенные годы современного мира.
Благодаря мужеству обитателей села церковь в Рытове (Храм Успения Пресвятой Богородицы — прим. ред. «Русская Вера») осталась единственной в регионе, избежавшей разрушительного гнева большевиков после Октября. «Наши предки встали вокруг храма живой цепью, — рассказывает Сергей. — Некоторые из них были зверски убиты: их привязали за волосы к лошадям, которых выпустили в поле скакать…» Этой ночью, пока мы спали у Галины, Сергей с другом поехали на то место, где жил француз Вавила — это почти два часа езды через лес. Там Сергей сфотографировал для нас крест, стоящий на месте разоренного скита. «Французы, русские, католики, староверы… Бог играет с нашими различиями, — говорит его мать, когда мы возвращаемся на вокзал в Вязники. Теперь мы будем молиться и за вас…»
Староверы — православное меньшинство
Староверы или старообрядцы представляют собой ряд сообществ, отделившихся от русской православной Церкви, отказавшиеся принять реформы, введенные патриархом Никоном в 1666 и 1667 гг. Несмотря на то, что РПЦ сняла наложенные на них анафемы в 1971 году, раскол продолжается, отношения между староверами и новообрядцами остаются двусмысленными. Интеграция староверов в российское общество идет непросто.
Конституция России провозглашает Россию светским государством и теоретически гарантирует равенство всех конфессий перед законом. Фактически же Православная Церковь занимает доминирующее положение и поддерживает тесные связи с правящим режимом.
Не существует точной статистики числа верующих различных конфессий в России. Согласно опросам, между 55 и 73 % опрошенных называют себя православными, от 6 до 18 % — мусульманами, от 1 до 2 % — буддистами, от 1 до 2 % — иудеями, от 1 до 2 % — католиками, от 1 до 2 % — протестантами. В Сибири важную роль продолжает играть шаманизм.
Число староверов в России оценивается в один миллион, примерно 300000 староверов бежали из страны, чтобы расселиться по всем сторонам света: Восточная Европа, латинская Америка, Африка, Австралия… После раскола, сопровождавшегося беспрецедентным насилием, все еще продолжающим будоражить воображение русского человека, они рассеялись по всей территории, постоянно пребывая в ожидании очередной волны репрессий. История староверческого раскола восходит к 1654 году, когда патриарх Никон при поддержке царя Алексея Романова созвал Собор для проведения религиозной реформы с целью обновления религиозных чувств в империи и приведения богослужебных обрядов в соответствие с греческими. В частности Никон отменил двуперстие (изображающее две природы Христа) и ввел троеперстие (символизирующее Троицу). Инакомыслие, первоначально носившее религиозный характер, неожиданно перешло в политическую и социальную сферу. Перед лицом кровавых репрессий сопротивление выразилось в коллективных самосожжениях. Русский композитор М. Мусоргский посвятил этим черным годам свою знаменитую оперу «Хованщина». В финальной сцене этой оперы изображено самосожжение староверов в часовне.
Хотя Русская Православная Церковь сняла анафему в 1971 году, многие еще стесняются сделать «каминг-аут» в качестве староверов (имеется в виду признание своей религиозной принадлежности или происхождения — прим. ред. «Русская Вера»). Начальник охраны бывшего президента Бориса Ельцина Александр Коржаков, например, раскрыл свое старообрядческое происхождение только после выхода на пенсию. Монсиньор Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский, Патриарший наместник Московской епархии и заметная фигура в Русской Православной Церкви, непублично, но каждый год служит заупокойную службу на могиле своего отца, бывшего староверческим священником. В последние годы возвращение староверов, живущих за рубежом, в частности в Латинской Америке, составляет часть программы по заселению российского Дальнего Востока. Возвращение происходит слишком медленно, поскольку российские власти не могут гарантировать землевладельцам материальных условий, сравнимых с теми, которые у них были за рубежом.
Глеб Чистяков, журналист и старообрядец
Этот журналист стремится улучшить информационный образ сообщества, которое все еще пытается найти свое место в российском социуме. Человек с городской опрятной внешностью и планшетом в руках, Глеб Чистяков внешне не очень похож на своих единоверцев буколического внешнего вида, проживающих на берегах Байкала. Но в остальном Глеб полноценный старообрядец. В грузинском ресторане, где мы встретились, он ведет себя в соответствии со своими представлениями и заказывает пищу без мяса — этот продукт запрещен в его сообществе в постные дни. Темой разговора сразу же становится знаменитый вопрос, как правильно креститься — двумя или тремя перстами, с которого и начался Раскол, разорвавший Россию в 17-м столетии. Затем мы переходим ко крещению, которое совершается у староверов полным погружением; не забываем и о традиционном платке, который женщины надевают во время молитвы. Говоря об одежде, он указывает, что всякое место работы или досуга имеет свой этикет внешнего вида. «Это так же естественно, как надеть купальник на пляже», — смеется он.
Несмотря на свое старообрядческое происхождение, Глеб не получил никакого религиозного образования. Только в конце 80-х — начале 90-х, будучи школьником и студентом, заинтересовался историей религиозных традиций в своей стране. Движимый возникшими у него вопросами, Глеб погрузился в чтение и работу с фондами недавно открытых для публики архивов. «Я обнаружил, что большинство русских имеет старообрядческое происхождение», — говорит он. Он с первого взгляда влюбился в иконы и традиционное богослужение, а кроме того ощутил присутствие у староверов той самой глубокой «русской души».
В настоящее время Глеб редактирует издаваемый его Церковью журнал «Вестник Митрополии». Он рассказывает, что старообрядческие журналисты стремятся улучшить отношения Церкви с обществом в условиях отсутствия интереса к ней со стороны властей и СМИ. «Староверы не такие отсталые, как о них говорят», — поддерживает разговор Глеб. «Консерваторы в моральном плане, они играли важную роль во многих областях благодаря своему деловому духу и интересу к техническому прогрессу, подобно протестантам на Западе».
Три с половиной столетия спустя после травмы, потрясшей русскую Церковь, староверы все еще стремятся к тому, чтобы обрести свое место в обществе. У них отсутствует подлинное представительство в парламенте, поэтому многие важные для староверческого сообщества вопросы очень медленно решаются. Так, например, вопрос возвращения конфискованной советской властью собственности. «Собственность, старообрядческие храмы в 90-е годы, проданные в частные руки, представляет собой неразрешимую юридическую проблему», — подчеркивает Глеб, загружая на своем планшете фотографию московской староверческой церкви, превращенной в боксерский клуб. Встреча заканчивается, когда мы спускаемся в час пик по эскалатору на станцию метро «Пушкинская». Он отправляется домой, в домашнюю моленную. По сути ту, которую каждый старовер строит в уюте собственного дома — от центра Москвы до границ Сибири.
В заключение от редакции
Первоначально Вязниками было названо село на берегу реки Клязьмы, которое входило в Ярополческую дворцовую волость. Волость напрямую подчинялась царю, помещиков не было. В селе Вязники было два монастыря — Благовещенский и Введенский, главный храмовый комплекс состоял из Казанского летнего храма, Никольского зимнего и колокольни между ними. В Казанском храме находилась чудотворная икона Казанской-Вязниковской иконы Божией Матери. В селе Вязники в середине XVII века проживало 400 купцов, которые занимались переработкой льна, и по сей день их наследие в виде фабрик сохранилось по берегам Клязьмы. Самыми известными были купцы Василий Кореннов, династии Елизаровых, Демидовых, Сеньковых, Рукавишниковых, Лукновских.
Многие жители Вязников отказались принять реформы патриарха Никона. По этой причине в городе и его окрестностях властями были развернуты широкомасштабные гонения. Известно, что в результате многочисленных сысков старообрядцев ловили и сжигали на главной площади Вязников. Среди страдальцев — старцы Капитон, Прохор, Иаков, Леонид и Вавила. Вавила был французом, окончил Сорбонну, судьба забросила его в Россию, где он сознательно перешел из лютеранской веры в старообрядчество. Еще один знаменательный исторический факт — в Ильиной Горе рядом с Вязниками родился будущий епископ Арсений Уральский, канонизированный в начале XXI века, известный начетчик и апологет старообрядчества.
В окрестностях Вязников также действовало несколько старообрядческих монастырей. Так, в начале XVIII века настоятель Благовещенского мужского монастыря игумен Пахомий ушел в Меленковские леса и основал там монастырь. В то же время рядом с мужским монастырем девица Девора из рода Нарышкиных создала женский монастырь.
30 июля 2016 года предстоятель РПСЦ митрополит Корнилий (Титов) прибыл в Вязники Владимирской области. Здесь состоялась его встреча с главой администрации Вязниковского района Игорем Владимировичем Зининым и главой Вязниковского района Владимиром Васильевичем Лопуховым. На встрече обсуждались вопросы выделения здешней старообрядческой общине земельного участка в городе, под строительство храма. Вечером местные старообрядцы пригласили владыку на ужин, который состоялся в доме председателя общины Галины Подерягиной. Именно в этом доме, пока не имеется своего храма, по праздникам и воскресениям община собирается на совместную молитву. Галина Сергеевна рассказала митрополиту о трудностях, с которыми периодически сталкивается их община, о работе с властями, о скромном быте здешних христиан. Небольшая дружная община от всего сердца поблагодарила владыку за приезд — верующие выразили надежду на скорое решение земельного вопроса.
> Это человек с надменным видом и пронзительным взглядом.
Надменным видом? Любопытная характеристика.