Сразу два знаменательных события, связанных с памятью промышленников Полежаевых, произошли этой осенью в Боровске. Одна из вновь образовавшихся улиц стала называться их именем, а незадолго до этого на доме по ул. Ленина, 18, где они жили, была открыта мемориальная доска. На ней написано, что именно здесь, в доме фабрикантов Полежаевых, 28 июля 1910 года останавливался великий Князь Михаил Александрович Романов.
О том, каков вклад этой семьи в экономическое развитие Боровска, рассказывает потомок купеческого рода Евгения Полежаева.
— Евгения Алексеевна, почему городские власти решили, что именно Полежаевы достойны того, чтобы одна из улиц древнего города носила их имя? Что они сделали для Боровска?
— Главная заслуга семьи Полежаевых — Петра Михайловича и его сыновей Ивана, Георгия, Николая и Пафнутия — перед городом в том, что они в 1887 году открыли ткацкую фабрику. Целых сто лет, вплоть до 1990-х годов, это предприятие было основой процветания города. Продукцию фабрики, а в то время это были головные платки, Полежаевы распространяли по всей стране. Фабрика работает и сегодня. Она выпускает шерстяные пледы, одеяла и палантины.
— Какова история вашего рода?
— Родоначальником Полежаевых следует считать Михаила, родившегося в середине XVIII в. Его сын Роман в 1826 году жил в Боровске, он был купцом 3-й гильдии — таковы данные переписи того времени. Внук Романа, Петр, оставшись сиротой, был взят на воспитание дядей, купцом Яковом Беляевым. В Боровске у него была лавка на торговой площади и кирпичный дом на улице Успенской (ныне ул. Ленина, 18). Беляев завещал их приемному сыну.
Вся дальнейшая жизнь Петра Михайловича связана с Боровском. Он женился на Марии Яковлевне Голофтеевой, девушке из состоятельной семьи (ее родители занимались кожевенным производством). Их совместная жизнь была счастливой. У них было четыре сына и пять дочерей.
— Расскажите, как жила эта семья?
— Вот как вспоминает о том времени внучка Петра Михайловича, Мария Ивановна Полежаева: «Теперь кажется какой-то странной и невероятной наша жизнь в Боровске. Семья была религиозная, староверы. Строго соблюдали устав. Утром, после сна, всегда молились Богу. Читали молитвы, клали семь поклонов. Утренний чай, обед и ужин кушали в столовой на первом этаже.
Помолившись Богу перед едой, вместе садились за стол. Первой свое место занимала бабушка, ей первой подавалась тарелка супа. Из-за стола, покушавши, тоже выходили все вместе. После еды также читали молитвы. Вечерний чай часто делали в зале на втором этаже».
Питалась семья скромно: мясо употребляли не более двух раз в неделю, а остальной рацион включал рыбу, овощи, молочные продукты, ели много хлеба. Вино появлялось на столе только по праздникам. Безделье и праздность не поощрялись. В передней над дверью висел небольшой плакат: «Хоть что-нибудь да делай».
— Что значила фабрика для Полежаевых? Как развивалось производство?
— Фабрика стала их призванием, делом жизни. Один из братьев, Георгий, даже написал об этом стихотворение:
Вдруг зазвучит
фабричный гудок,
эхом отзовется вдали.
Он напомнил родной уголок,
где с братом
лучшие дни провели…
…Цели достигли
упорным трудом,
По торной дороге шли смело.
Вырос Торговый наш Дом,
Создалось Любимое Дело.
Торговля мануфактурой не давала Петру Михайловичу достаточного дохода для содержания большой семьи. Это побудило его вместе с подросшими сыновьями заняться кустарным ткачеством платков на дому. У московских купцов покупали окрашенную пряжу в мотках. Прямо дома у Полежаевых изготовлялась основа на ручной сновальной машине, а также производилась отделка суровья: обвязка бахромы, начес, прессование и бастовка.
Позднее Петр Михайлович арендует избу в селе Комлеве близ Боровска, куда и переносит производство. В избе были установлены ручные ткацкие станки. На них работали мужчины. Перемотка пряжи на катушки и шпули производилась женщинами вручную.
В 1887 году фабрика была официально зарегистрирована. Здесь на 25 станках работали 45 мужчин и 25 женщин. В тот год фабрика изготовила бумажных платков и тканей на сумму 7,5 тыс. рублей.
Дело пошло успешно, и вскоре Полежаевы расширяют его. На окраине Боровска в 1893 году они строят двухэтажный кирпичный корпус и переносят туда производство, которое к тому времени было модернизировано.
С 1897 года на фабрике производят шерстяные платки и полушерстяные ткани на сумму уже 30 тыс. рублей в год. Число рабочих выросло в два раза, до 140. На этот период и приходится образование компании «П.М. Полежаев и Ko».
— В 1901 году Петр Михайлович умер. Не привело ли это к упадку экономики предприятия?
— Нет, ведь сыновья Петра Михайловича стали продолжателями его дела. Их предприятие теперь называлось «Ткацкая красильно-аппретурная фабрика торгового дома П. М. Полежаева сыновья» с равной долей собственности для каждого из четырех братьев.
Иван и Николай остались при фабрике в Боровске. Иван руководил производством и работал как технолог, механик и строитель. Николай работал красильным мастером и ведал хозяйственной частью. Георгий и Пафнутий обосновались в Москве и занимались оптовой реализацией фабричной продукции через «Торговый дом П. М. Полежаева сыновья».
В 1900-х годах на фабрике стало применяться электричество, появились механические ткацкие станки. В 1910-1912 годах предприятие переживает тяжелый кризис сбыта — его продукция не выдерживала конкуренции с лодзинскими платками, более дешевыми и имевшими лучший вид по отделке. Но после проведенной модернизации фабрика быстро вышла из кризиса и в 1913 г. считалась крупным предприятием Калужской губернии.
На ней было 300 работников, стоимость недвижимости оценивалась в 400 тысяч, а основной капитал — в 1 млн. рублей. Основными изделиями фабрики в то время были вигоневые жаккардовые платки на крученой хлопчатобумажной основе, клетчатые шерстяные платки, а также платки из козьего пуха, шарфы и одеяла. Во время первой мировой войны фабрика производила шинельное сукно, одеяла, шарфы и портянки для фронта и даже мины.
— Расскажите, пожалуйста, об общественной деятельности братьев.
— Иван Петрович неоднократно избирался городским головой, был гласным городской Думы Боровска и попечителем четырех сельских школ. Он был также членом правления и почетным членом Боровского вольно-пожарного общества, одним из инициаторов создания которого и постоянным начальником, брандмайором, был его брат Николай Петрович.
Правление в пожарном обществе было выборным. Дружина состояла из 50 человек. В обществе были пожарный обоз, постоянный платный обслуживающий персонал, а также дежурный на каланче. Полежаевы вместе с другими членами правления снабжали пожарных снаряжением, спецодеждой и парадной формой, содержали обоз.
— А что было с ткацким производством во время революции? Оно закрылось?
— После революции в 1917 г. фабрика была национализирована и стала называться «Красный Октябрь». Полежаевы лишились всего, что было создано трудом нескольких поколений, — фабрики, домов в Боровске и Москве и пригородных усадеб. На фабрике появилось новое правление. Однако Ивана и Николая по просьбе рабочих оставили на производстве как специалистов, хотя и подвергали кратковременным арестам. Иван Петрович трудился в качестве технического руководителя, а Николай Петрович — директора. Это способствовало сохранению предприятия в надлежащем порядке. Несмотря на голод и разруху, нехватку сырья и топлива, оно не останавливалось ни на один день.
В 1924 г. Иван Петрович скончался и был с почестями похоронен. У руководства остались Николай и Пафнутий. После усиления репрессий против собственников Николай Петрович Полежаев был сослан в 1929 г. в Ленинакан в Армении, где строился хлопчатобумажный комбинат, а Пафнутий Петрович покинул Боровск и уехал в Москву.
— Как сложилась судьба семьи Полежаевых в дальнейшем?
— К началу 30-х годов все Полежаевы, опасаясь дальнейших арестов и репрессий, вынуждены были покинуть Боровск. Они вселялись в квартиры к своим родным и знакомым, поскольку в Москве шла компания «уплотнения».
Судьба внуков Петра Михайловича сложилась неодинаково. В 1917 г. они были молодыми людьми или подростками. Некоторые из них погибли в годы послереволюционной разрухи, в тюрьмах и ГУЛАГе. Большинство выжило. Среди них было много талантливых людей, обладавших способностями к литературному труду, естественным наукам, актерскому и режиссерскому мастерству, к преподаванию.
Высшее образование удалось получить немногим из-за буржуазного происхождения. Но что удивительно: не было озлобления, отчаяния, скорее недоумение и смирение перед столь трагически изменившимися обстоятельствами жизни.
Комментариев пока нет