Фестиваль ледяных фигур «Вифлеемская звезда», который вот уже третий год подряд по традиции проходит в Екатеринбурге у Храма-на-Крови, начинаясь незадолго до календарного нового года и по-настоящему расцветая в Рожество Христово и следующую за ним святочную неделю, нынче преподнес зрителям подлинный сюрприз. Нет, вовсе не потому, что был всецело посвящен святителю земли Русской Сергию Радонежскому, а лишь одной из скульптур, для кого-то, возможно, ничего не говорящей, а для людей, свято хранящих истину Православия в первозданном виде, по-настоящему удивительной.
Впрочем, и не потому также, что она впечатляет сама по себе, а во многом из-за своего географического местоположения — по сути, у главного храма уральской столицы, у места, где и зимой, и летом, и в дождь, и в жару — всегда толпятся туристы. Да-да, речь об «уральской Голгофе», как именуют это место сторонники «официального православия»: на месте, где стоял легендарный теперь Дом Ипатьева, в подвале которого расстреляли последнего русского императора Николая Второго с домочадцами.
Произведение двух авторов, названное «Благословение», и впечатляло, и удивляло, и радовало, и вызывало вопросы, заставляя задуматься. Ледяная фигура представляла собой не что иное, как полноценное двуперстие, о сути которого старообрядцам говорить не надо — в том числе и за него пострадали свято почитаемые среди староверов протопоп Аввакум, епископ Павел Коломенский, боярыня Морозова и сотни, тысячи верующих так, как было принято на протяжении веков на Руси.
В табличке у этой фигуры, посвященной, как тематически и действительно вся экспозиция, Сергию Радонежскому, говорится, что в 1380 году он благословил князя Дмитрия Донского на борьбу с врагом и предрек ему победу: «Согласно житию, старец совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления души, а иногда даже просто для того, чтобы увидеть его. К нему приходили за благословением!»
Авторы ледовой скульптуры, екатеринбуржец Константин Евдокимов и гость из чувашских Чебоксар Андрей Молоков, создали по-своему уникальную скульптуру и, похоже, совершенно беспрепятственно установили ее здесь, практически в самом центре Екатеринбурга, напротив усадьбы уральских купцов Харитонова-Расторгуева, владельцы которой, как известно, были тайными старообрядцами. И не менее примечателен тот факт, что помещено двуперстие у главного храма столицы Среднего Урала. Похоже, что и в «официальной» РПЦ начали понимать необходимость повернуться вспять и признать: то, что хранят староверы несколько веков, суть истина, в отличие от «щепоти», которой они вот уже три с лишним века знаменуют себя…
Отрадно и то, что медленно, но верно духовенство — а без благословения священников и епископства в Екатеринбургской и Верхотурской епархии РПЦ не делается на Урале практически ничего, от политических решений до маломальских приходских праздников — возвращается к истокам, пусть пока и на уровне таких вот ледяных скульптур. Как тут не вспомнить афоризм о том, что начинают всегда с малого?
Идеально-правильное двуперстие, наравне с десятком других околоправославных фигур, простояли здесь ровно два месяца, с первых чисел января до конца февраля, вплоть до наступления оттепели. И каждые выходные здесь собирался народ — и просто зеваки, и верующие люди, и любопытные туристы, и инаковерующие. Это было похоже на некий ритуал: люди обходили ледяные скульптуры, фотографировались на их фоне, внимательно и с видимым удовольствием читали описания, а в первые дни работы фестиваля даже знакомились с авторами, выясняя у них подспудный смысл их творения.
Правда, несмотря на дух состязательности, двуперстию «Благословение» занять призового места не удалось, хотя точно известно, что лучшие работы были награждены грамотами от митрополита Екатеринбургского и Верхотурского РПЦ Кирилла. В частности, награду получило ледовое изваяние «Житие Сергия Радонежского» — на нем все недели и месяцы работы экспозиции висела надпись: «Приз митрополита»…
Фото автора
Весьма занятная статья.