Крестопоклонную неделю называют «Средопостная», т.к. приходится она на середину Великиго поста. Крест в каноне назван «четвероконечным миром», ибо поистине является осью христианского мира, серединой и сердцевиной, вокруг которой выстраивается сакральное пространство духа. Поклонение Кресту должно усладить горечь поста, ибо он «освящение водам, очищение воздуху, освящение и просвещение всякому». А еще Крест назван «триобоюдным мечом», рассекающим тьму. Тьму страстей и неведения.
На заре своего христианства, когда совершенно ничего не знала, мало что понимала, а только верила, услышала во сне фразу «поклоняйтесь подножию ногу Его». Побегав по Рогожке и расспрашивая кого можно, получила отгадку. Думаю, вы уже догадались, что речь шла о поклонении Кресту. Листая однажды подарочное издание из собрания Третьяковской галереи, как будто впервые увидела икону «Распятие», где Богоматерь просто, по-бабьи, подперев щеку рукой, стояла у Креста и плакала о Сыне. Тут со всей очевидностью до меня дошел смысл слов из Канона:
На Кресте Всенепорочная Своего Сына яко узре, оружие скорбное утробу Твою растерза.
Богоматерь, терзаемая видом мучений возлюбленного Сына — что может быть трогательней и печальнее? И о каком счастье земном мечтаем?
Интерес к теме Креста имеет не только духовный, но и осязаемый, материальный аспект. Существует целая наука «ставрография», о которой, правда, узнала студенткой. На лекциях по вспомогательным историческим дисциплинам мы познакомились, в частности, с Людогощенским и Алексеевским крестами. Первый, как известно, был поставлен в 1359 г. жителями улицы Людогощи, находящейся на Софийской стороне. Из летописи мы знаем, что в Новгороде произошла драка между жителями, итогом которой и стало появление поклонного креста. Второй является вкладным и установлен по повелению архиепископа Алексия в Софийском соборе Новгорода. Считается, что он установлен в память о Куликовской битве (тоже драка, но глобальнее первой).
Вообще ученые подразделяют кресты на поклонные, обетные, охранные и памятные. Однако деление это довольно условное, т.к. часто один и тот же крест мог быть и тем, и другим, и третьим. Древняя традиция установления крестов была принята Русью вместе с приходом христианства. Например, известен каменный Труворов крест XIV-XV вв., расположенный на окраине древнего кладбища в Изборске. Местное предание гласит, что крест отмечает могилу Трувора, князя-варяга, скончавшегося в 864 году, т.е. еще до принятия Русью крещения. Интересна история обетных крестов, многие из которых поставлены в память о чудесном спасении. Одним из самых знаменитых является Святославов крест 1234 г. Согласно сказанию, князь Святослав Всеволодович высек этот крест из камня в память о спасении во время сильной бури. Крест хранится в Георгиевском соборе Юрьева-Польского и почитается как чудотворный.
В 1639 г. иеромонах Анзерского скита Соловецкого монастыря, будущий патриарх Никон, после конфликта с основателем скита преподобным Елеазаром решает покинуть монастырь. В устье Онежской губы его застигает буря. Спасшись у берега острова Кий, Никон, в ознаменование своего спасения, водружает на нем деревянный крест. Через несколько лет, став новгородским владыкой, он вновь отправляется на Соловки, но уже за мощами святителя Филиппа. Проплывая мимо Кий-острова и увидев сохранившийся поклонный крест, Никон вспоминает обет о постройке монастыря. В 1656 г., обратившись к царю Алексею Михайловичу с просьбой о пожаловании выбранной земли, патриарх Никон получил грамоту, которой ему разрешалось поставить церковь и основать монастырь на острове Кий. Через год на остров торжественно был отправлен уникальный крест-мощевик «в меру Креста Христова» (310×192). Знаменитый Кийский крест, изготовленный из кипариса по заказу патриарха Никона, содержит сто восемь частиц мощей святых и шестнадцать камней с мест библейских событий. Сейчас крест можно увидеть в московской церкви преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках.
Некоторое время спустя царь, которого староверы назовут «антихристом», тоже установит крест в память о чудесном спасении. Путешествуя на Соловецкие острова на яхте «Святой Петр», царь Петр I в Унской губе Белого моря еле спасся от сильнейшей бури. Обетный деревянный крест он сделал своими руками и установил на берегу моря. В нижней части креста царем вырезана надпись, но не на церковнославянском, как было принято, а на голландском языке: «Сей крест поставил капитан Петр в лето христово 1694». На берегу моря крест простоял недолго, т.к. начал гнить. Сначала его перенесли в Пертоминский монастырь, а потом в Свято-Троицкий собор Архангельска. Сейчас он хранится в Архангельском краеведческом музее. Любопытно, что кресты на Белом море, по мнению исследователей, служили не только для поклонения, но и в целях навигации. Высокие, до 10 м в высоту, кресты были своего рода маяками, навигационными знаками, указывая путь к спасительной гавани. Знаменательная символика. Те, кто бывал на Соловках, наверняка помнят кресты, установленные на острове.
Обжитое пространство на Руси всегда было освящено крестами, не только памятными и обетными, но и межевыми. Ученые отмечают, что слово «крест» очень часто включалось в русские топонимы: Кресты, Крестцы, Крестное, Спасский Крест и т.п. Любопытна история села Крест (Крестобогородское), вошедшего в границы города Ярославля. В 1655 г. митрополит Ростовский Иона Сысоевич установил на горе при подъезде к Ярославлю Крест в благодарность за избавление города от моровой язвы. Изначально он находился в деревянной часовне, вместо которой в 1677 г. был построен храм. После перенесения туда иконы Смоленской Богоматери село стали называть Крестобогородским. Именно здесь, на этом месте, ополчение Минина и Пожарского устроило первый привал перед походом на Москву. Здесь же в большом количестве собирались богомольцы на праздник Воздвижения Креста и Крестопоклонную неделю.
Сейчас многие совершают паломничество в село Годеново, неподалеку от Переславля-Залесского. Там находится чудотворный Крест, который, согласно легенде, в 1423 г. явился пастухам на Сахотском болоте. Была там. Столпотворение народное и суета паломников, жаждущих кусочка святыни, не оставили в душе ожидаемого впечатления. «Глас хлада тонка, тамо Господь»… У староверов существует свое «Годеново», только расположено оно на Преображенском кладбище в Москве. Рядом с могилой основателя кладбища Ильи Ковылина есть чугунная часовня. В.Г. Сенатов так пишет о ней:
Здесь большой, более человеческого роста, крест с резным, из дерева, художественным изображением Спасителя. Пред крестом масса неугасимых лампад. При жизни Ковылина этот замечательный крест находился в его домовой молельне и после его смерти поставлен здесь. Крест считается у раскольников чудотворным, а потому в течение целого дня здесь можно встречать раскольничьих поклонников.
По преданию, крест XV века. Однако в последнее время попасть ко Кресту стало не так просто. Часовня открывается во время праздника Воздвижения Креста. Когда у поповцев еще идет церковная служба, беспоповцы успевают приложиться ко Кресту. Так в прошлом году мы приехали к закрытой часовне. Долго пытались найти того человека, который мог бы ее открыть, но, увы. Пришлось удовлетвориться прогулкой по кладбищу и воспоминанием о том, как мы поклонялись Кресту в прошлые годы. Из всех желающих приложиться поповцев было лишь три человека. Грустно, когда староверы забывают свои традиции…
В разговоре о крестах не упомянуть каменный крест на острове Валаам, по легенде установленный самим Андреем Первозванным, по меньшей мере странно…автор явно не дотягивает!
Годеново — чистой воды московская PRщина. А вот в Ярославле "Кресты" до сих пор общеупотребительный топоним…
"Годеново — чистой воды московская PRщина" Поясните, плиз, обоснуйте. Другим словом, Костя, за базар словесный ответьте!
Да триста лет там ничего не было, пока не появились шустрые ребята с хорошими деньгами. Это юг Ярославской области — читай- север Московской.
Животворящий Крест, об этом речь. Крест в Годеново. Святыня. Вы пишете про каких-то ребят, про деньги, о географии. Еще о чем взбредет в головку?
Я бы сказал, что тенденция у нас обратная. Даже у старообрядцев стала появлятся "мода" искать святыни и святые места за рубежом, там где их возможно и вовсе нет. В то время, как свои исконные русские святыни подзабыты, а кое где и вовсе заброшены. Обратите внимание на репортажи путешественника Антона "Чегера" по нижегородским старообрядческим монастырям и древним могилам — все поросло лесами и троп не осталось.
Если где-то сохраняется или даже возрождается поклонение своим отечествееным святыням это наоборот хорошо.
Животворящий крест стоит в КАЖДОМ христианском храме, а Годеново — раскрученный (кем и на что см. выше) ТУРИСТИЧЕСКИЙ с оттенком паломничества бренд.
Да понятно все, Константин :). Если бы тот Крест был в старообрядческом храме, цены бы ему не было. А он в храме РПЦ и потому заведомо обречён на хулу. Вместе со всем Годеново, с РПЦ… для полноты и Никона можно вспомнить :).
Вы правы, в старообрядческом храме цены (sic!),а не ценности, и правда бы, не было :) Вот, кстати, коллеги по цеху из тех же мест http://pereslavl-eparhia.ru/orden-chest-i-slava-velikoj-rossii-vruchen-nastoyatelnice-nikolo-solbinskogo-monastyrya-igumenii-erotiide/