В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева 20-21 февраля прошла научно-практическая конференция «Музейно-образовательные программы в экспозициях древнерусского и современного церковного искусства».
Экспозиция старинных икон, выставка предметов церковного искусства, музей древнерусской культуры — где как не там рассказывать школьникам и студентам об истории России, о старинных религиозных обрядах и бытовых традициях. Почему же тогда православные программы и абонементы недостаточно востребованы посетителями даже в таких центрах православия, как Великий Новгород? Как стимулировать школы водить детей в музеи православной тематики? Как гармонично организовать сотрудничество школ и музеев, чтобы часть уроков можно было бы проводить прямо у экспозиции? Как внушить учителям и родителям, что в музеях не проповедуют? Почему не пользуются спросом бесплатные музейные проекты?
У сотрудников «особенных» музеев накопилось много вопросов. Это не считая вечной проблемы спонсорской поддержки, без которой зачастую нельзя качественно организовать то или иное мероприятие. Поговорить о наболевшем решили в Музее имени Андрея Рублева.
Программа конференции была разбита на два дня. Вела заседания заведующая научно-просветительским отделом Музея имени Андрея Рублева, старший научный сотрудник — Ольга Владимировна Никифорова.
20 февраля выступали сотрудники музеев Москвы, Владимира, Сергиева-Посада, Тверской области. Обсуждался самый широкий спектр вопросов: от проблемы глобальной «фольклоризации» православия в музейных проектах до разработки авторской программы, полностью основанной на интуитивном и ассоциативном восприятии искусства.
Конференцию открыл директор музея Геннадий Викторович Попов, который подчеркнул важность изучения истории России через призму церковного искусства. Кроме того, Геннадий Викторович отметил, что каждому исследователю церковного искусства нужно для себя определить баланс между чистой эстетикой и религиозной составляющей, что сделать иногда совсем непросто.
Его поддержал священник Валерий Степанов, зачитав обращение митрополита Арсения, управляющего Центральным и Южным викариатствами города Москвы (РПЦ МП). В нём он назвал Музей имени Андрея Рублева островком культуры времени преподобных Сергия Радонежского и Андрея Рублева, который еще сохраняется в таком быстро меняющемся мегаполисе, как Москва.
Также в своем обращении митрополит Арсений приветствовал начинание по изучению старообрядческого искусства. По его словам, «устремляя наш мысленный взор к Древней Руси времён преподобного Сергия Радонежского и Андрея Рублёва, мы обращаемся к нашим общим корням, к тому, что нас роднит, а не отчуждает друг от друга». Эти слова предвосхитили научную программу следующего дня конференции.
21 февраля состоялось заседание, целиком посвященное вопросам и проблемам, возникающим при освящении темы старообрядчества в музейных программах и экскурсиях. К сожалению, до сих пор в среде обывателей, в среде людей, далеких от исторической науки и искусствоведения, бытует ошибочное и оскорбительное представление о старообрядцах, как о сектантах, как о малообразованных людях, и прочие глубоко ошибочные мнения. В наше время это крайнее незнание и непонимание старообрядческой культуры — это и есть один из отголосков, одно из последствий церковного раскола XVII века. Поэтому создание просветительских программ, раскрывающих глубину, красоту и сложность старообрядческой культуры, имеющей под собой наши исконные вековые православные традиции, — полностью соответствует поставленной задаче уврачевания этих последствий.
Заседание открыла Татьяна Викторовна Игнатова, научный сотрудник научно-просветительского отдела Музея имени Андрея Рублева. Т.В. Игнатова говорила о создании обширной музейной просветительской программы, раскрывающей культуру старообрядчества самому широкому кругу посетителей. Основой просветительской программы является воскресный лекторий «Старообрядческая иконопись. Художественные особенности и центры иконописания». В дополнение к нему, при сотрудничестве со специалистами Центра визуальной антропологии МГУ, был создан кинолекторий «Культура старообрядчества».
Также для посетителей музея организованы бесплатные кинопоказы документальных фильмов о русских старообрядцах, их быте, истории и культуре. Татьяна Викторовна рассказала, как в работе лектория соединяются разные формы подачи информации: лекция с показом слайдов, мастер-класс по атрибуции памятников медного литья, показы научно-популярных фильмов и авторского кино центра антропологии.
Иван Александрович Волков, заведующий отделом Серпуховского историко-художественного музея «Покровская старообрядческая церковь», выступил с докладом «Из опыта работы с детьми в экспозиции древнерусского искусства в Серпуховском музее». Иван Александрович рассказал о проблемах, влияющих на музейную работу: недостаток финансирования; в целом депрессивное состояние города, где закрылось градообразующее предприятие; отсутствие живого отклика на стандартные обзорные экскурсии. Таким образом, сотрудники, работающие с детьми, ввели различные интерактивные моменты в экскурсию, проходящую, в том числе, в интерьере старообрядческой моленной.
Был сформирован вспомогательный фонд предметов, которые можно дать потрогать юным экскурсантам: обтянутая тисненой кожей обложка книги с металлическими застежками, кадильница, лестовка, подручник, иконная доска. Одна из сотрудниц музея, хранитель фонда редкой книги — Марианна Павловна Пантелеева, специально для детских занятий сшила по старинным выкройкам сарафан и приобрела старинный плат.
Еще большего участия ребенка требует программа «Путешествие духовное». Ее цель — познакомить юных посетителей с традициями проведения Великого поста и Пасхи в старой России. Данная программа проходит в два этапа. Вначале в залах древнерусского искусства рассказывают о значении поста и Пасхи в жизни русского человека, рассматривают иконы и старопечатные книги. Экскурсоводы рассказывали ребятам о лестовке, давали ее подержать. Вторым этапом программы был мастер-класс, во время которого дети изготовляли подставку для пасхального яйца в виде павлина.
Екатерина Борисовна Солодовникова, научный сотрудник Музея русской иконы, рассказала о создании тематической экскурсии «Искусство старообрядческого мира». В Музее русской иконы была разработана насыщенная двухчасовая программа, посвященная старообрядческой культуре. Программа начинается с 40-минутной вводной части, которая, по сути, является лекцией с показом слайдов. Далее гостей программы знакомят с абсолютно уникальной экспозицией — подлинной старообрядческой безпоповской моленной, вывезенной из Тверской области и помещенной в отдельном зале музея. Завершает программу показ шедевров старообрядческой иконописи из собрания Музея русской иконы.
Об уникальной моленной хочется сказать отдельно. Разрушившаяся от времени, запустения и человеческого небрежения поморскоя моленная находилась в Тверской области. Ее подлинный интерьер не сохранился. Доживали свой век только стены.
С разрешения районной администрации моленная была разобрана — «раскатана» по бревнам, перевезена в Москву и заново собрана в одном из залов музея, специально для нее предназначенных.
Убранство «музейной» моленной реконструировано по архивным данным. Для реконструкции использованы подлинные памятники старообрядческого искусства. Теперь в моленной есть всё: иконы, кацея, свечи, подручники, лестовки, певческая книга на аналое, литье. Кажется, что настоящие хозяева только-только покинули ее…
Александр Всеволодович Подстригич, экскурсовод культурно-паломнического центра имени протопопа Аввакума, поделился своим опытом экскурсионной работы в Московском Преображенском старообрядческом монастыре. Сначала Александр Всеволодович рассказал о тех ошибочных представлениях о староверах, которые до сих пор бытуют в среде обывателей. Столкнувшись с этими подчас дикими, подчас смешными, а иногда просто абсурдными представлениями, Александр Всеволодович сделал для себя вывод, как именно нужно рассказывать о трагедии раскола: перед гостями экскурсии необходимо апеллировать к точным историческим фактам, цифрам и законодательным актам.
Например, необходимо объяснить простому слушателю, что превращенная в часовню деревенская изба-моленная — это не целенаправленный отказ староверов от традиционной храмовой архитектуры. Наоборот, это попытка сохранить возможность богослужения в заданных правительством условиях (а условием, как известно, был запрет на строительство храмов). То есть в данном случае внешняя форма изменяется в допустимых пределах, чтобы была возможность сохранить содержание. Таким образом, экскурсия по Преображенскому монастырю включает рассказ об истории церковного раскола, его причинах и последствиях; затем гости посещают бывший мужской двор Преображенского монастыря, отнятый в середине XIX века и превращенный в Никольский единоверческий монастырь.
После этого экскурсия продолжается на бывшем женском дворе Преображенского монастыря. Часто в экскурсию включатся показ документального 25-минутного фильма о староверах Усть-Цильмы. В книжной лавке посетителям рассказывают о старообрядческих книгах. Затем гости экскурсии задают вопросы, особый интерес вызывает бытовая сторона жизни староверов. По продолжительности экскурсия занимает более 2 часов. Главное, чего удается добиться в ходе экскурсии, — преодоление стереотипов и опровержение мифов.
Проведение подобных экскурсий натолкнуло на мысль, что необходима переподготовка и профессиональных экскурсоводов, зачастую тоже имеющих небогатые знания о старообрядческой культуре. Таким образом, был набран первый, пробный, курс, на который сразу записалось 22 человека (!). Среди них были высочайшие профессионалы своего дела, имеющие стаж работы до 20 лет, однако и им не хватало знаний, чтобы грамотно, убедительно и достоверно рассказывать о старообрядчестве. Курс переподготовки рассчитан на 2,5 месяца, в течение которых по вечерам читаются лекции — всего 50 часов. На лекциях рассказывается история Церкви, история раскола, говорится о старообрядческой культуре (иконописи, книжности, медном литье, певческой традиции).
Кроме этого слушатели курсов в рамках экскурсии посещают старообрядческие храмы Москвы и участвуют в мастер-классах по атрибуции памятников искусства. Такие занятие, например, проводила Е.Я. Зотова — признанный эксперт в области старообрядческого медного литья. На занятиях, посвященных певческой традиции, звучали не только фонограммы, но и живое пение в исполнении членов общины. Также занятия для экскурсоводов проводила и Д.Е. Мальцева — реставратор ГРМ, видный специалист в области старообрядческой иконописи.
Выступавший далее Алексей Михайлович Калинкин, экскурсовод паломнического отдела Московской Митрополии Русской православной Старообрядческой Церкви, тоже обратил внимание на проблему мифотворчества вокруг староверов. При этом мифы могут быть как абсолютно абсурдными, основанными на крайнем незнании культуры старообрядчества, так и «историческими». Исторические мифы, как правило, возникают на основе некогда искаженных исторических фактов. Обычно исторические мифы популярны у тех, кто хоть и читал что-то о староверах, но бессистемно и не относясь критически к источникам информации.
Работая с детскими и подростковыми группами, Алексей Михайлович, к сожалению, вынужден констатировать отсутствие интереса к родной культуре и истории. Тем не менее, приятно уже то, что педагоги все же находят нужным познакомить учеников со знаменитым Рогожским поселком.
Гостья из Павловского Посада, Вера Эдуардовна Уланова, старший научный сотрудник Музея истории русского платка и шали, рассказала, как тема старообрядчества раскрывается в обзорной экскурсии по Музею платка и шали, и как — в экскурсии по Павловопосадскому району.
В экспозиции Музея истории платка и шали выставляется роскошный шитый золотом плат, на примере которого Вера Эдуардовна раскрывает тему женского благочестия, традиции ношения платков незамужними девушками и замужними женщинами. Рядом со старинным платом она рассказывает о дораскольных традициях ношения плата и о том, как они сохранялись в старообрядческой среде.
Вера Эдуардовна посвятила собравшихся в планы Музея: в 2015 году ожидается выставка, посвященная старообрядческой культуре, и планируется несколько образовательных программ по этой теме. В частности, разрабатывается маршрут особой автобусной экскурсии по местам, непосредственно связанным с историей старообрядчества в Павловопосадском районе.
Завершилось утреннее заседание докладом Сергея Владимировича Подлесного, старшего научного сотрудника Государственного музея истории религии города Санкт-Петербург.
Музей истории религии располагает богатым собранием предметов старообрядческого искусства: иконы, лубки, медное литье. Но остается весьма значительная часть собрания музея, которая еще не атрибутирована на предмет принадлежности памятников старообрядческой среде. Атрибутированные старообрядческие памятники широко экспонируются в постоянной экспозиции, но не вполне привычно: не по времени создания, не по школам или иконографии, а по бытованию в конфессии.
То есть в основу экспозиции положен не искусствоведческий принцип, а религиоведческий и исторический. Кроме того, гостям музея помогают электронные стойки-табло, так называемые «информационные киоски», благодаря которым посетитель может сравнить до- и послереформенные редакции текстов, или послушать знаменное пение.
За последние 15 лет ГМИР провел несколько выставок и масштабных научно-просветительских проектов, посвященных старообрядчеству. Конференции и круглые столы по вопросам старообрядческой культуры обычно сопровождаются просветительскими мероприятиями. Музей наиболее продуктивно сотрудничает с поморской и белокриницкой общинами Санкт-Петербурга.
Особо подробно Сергей Владимирович остановился на выставке «Петербург религиозный», прошедшей в 2007 году при активном сотрудничестве со старообрядческими общинами. На время в экспозиции ГМИР соединились памятники искусства, до революции находившиеся в одном храме или моленной. Ход истории неумолимо разлучил их: часть памятников осталась в общине, другая часть в итоге попала в Музей истории религии. К выставке был приурочен фестиваль знаменного пения. Однако данное мероприятие, задуманное как разовое, привлекло к себе такой интерес, что фестиваль знаменного пения решили устраивать регулярно.
В 2008 году в ГМИР прошла научно-практическая конференция «Старообрядчество: история и современность».
В 2013 году прошла выставка «Алфавит духовный», тоже подготовленная совместно со старообрядческими общинами и посвященная искусству старообрядческого лубка. К выставке было приурочено большое число образовательных проектов: экскурсионно-лекционная программа; лекции, посвященные певческой традиции; книжная выставка в читальном зале и презентация книги К.Я. Кожурина из малой серии ЖЗЛ «Боярыня Морозова».
После перерыва гости конференции отправились на экскурсию на Рогожский поселок. Занятие в Музее икон, недавно открывшемся в Доме причта, провела Дарья Евгеньевна Мальцева, искусствовед, реставратор ГРМ. Далее участники конференции прошли в храм Рожества Христова и познакомились с экспозицией, посвященной истории старообрядчества и непосредственно Рогожскому поселку.
Комментариев пока нет