Любителям старины культурно-просветительский центр «Древнерусская книжница» при Покровской старообрядческой общине города Бендеры известен как организатор выставок старопечатных книг и манускриптов из собрания общины. В ходе нового проекта «Сокровище вечное» идет изучение и реставрация принадлежащего Покровской старообрядческой общине собрания икон. Проект осуществляется за счет средств гранта Президента ПМР.
На нынешней неделе в Бендерах прошли сразу несколько мероприятий в рамках этого проекта. В четверг консультант Русского музея в Санкт-Петербурге и музея русской иконы в Печчоли (Италия), художник-реставратор и искусствовед Дарья Мальцева рассказала приднестровским художникам, музейным работникам, педагогам, студентам Высшего художественного колледжа имени Постойкина об особенностях старообрядческой иконописи.
С момента церковных реформ Патриарха Никона в XVII веке происходящее от древнерусской традиции искусство пошло двумя путями. Разница между ними в первую очередь в том, что синодальная церковь стала требовать от церковных художников большей реалистичности в изображении.
Старообрядцы, не принявшие реформ Никона, считали, что икона изображает не мир земной, но мир небесный, а следовательно, и реализм здесь неуместен. Характерно в этом смысле то, как в разных традициях изображался Святой благоверный князь Александр Невский. Если официальная церковь требовала изображать полководца в княжеских одеяниях, то у старообрядцев его писали исключительно в облачении монаха-схимника.
Еще одно кардинальное отличие старообрядческих икон от икон, выполненных уже в новой традиции, — то, как изображено распятие. Старообрядцы, в отличие от религиозной живописи Запада и новообрядческой иконописи, никогда не изображали мертвого Христа.
«Смысл Пасхи — это торжество жизни над смертью. Если в католической традиции на кресте провисшее, мертвое тело, то в древнерусской, а потом и в старообрядческой тело Христа не только не провисает, а он как бы стоит на нижней перекладине, руки вписываются в горизонтальную перекладину, не ощущается тяжести мертвого тела», — отметила Дарья Мальцева.
Это не говоря о других отличиях, которые известны всем, кто читал классику исторической беллетристики, — двоеперстии, форме креста, форме написании имени Христа (через одно «i»).
Повлияли на старообрядческую иконопись и гонения со стороны официальных властей. Появились, в частности, литые из металла иконы, иконы-«церкви», когда на одной доске изображался в миниатюре целый иконостас.
Постепенно формировались центры старообрядчества — Выг в Архангельской области, юг Урала, Гуслицы в Подмосковье, Ветка в Белоруссии и Стародуб в Брянской области, в них формировались свои стили. На основе традиций Ветки и Стародуба сформировалась липованская иконопись, характерная для нашего региона.
«Здесь в храмах и в домах находятся иконы местных липованских писем, которые практически не изучены. Это специфическое явление, которое сложилось на основе иконописных традиций Ветки и Стародуба. Этот материал остается локализованным на территориях Украины, Молдовы и Румынии, сведения о нем практически не доходят до России, за исключением редких упоминаний. Возможность изучить его на месте — это большой плюс», — объяснила журналистам Дарья Мальцева.
Художник-реставратор с более чем сорокалетним стажем Дарья Евгеньевна поделилась опытом со студентами и преподавателями Высшего художественного колледжа имени Постойкина, которые занимаются реставрацией старообрядческих икон. Как не повредить полимент — специфический грунт из определенного сорта глины и животного клея, который служит основой для позолоты на иконах, как «лечить» ожоги от свечей, как заполнять документацию и организовать реставрационные работы, чем безопасно травить жука-короеда — эти и многие другие темы обсуждались в ходе оживленного разговора, продолжавшегося несколько часов.
Дарья Евгеньевна взяла кисть и показала, как с помощью акварели сделать незаметными мелкие пятнышки от утраченных со временем частичек лака, покрывающего металлическую основу «золочения» иконы. Был затронут и вопрос о материалах для работы. Приднестровские реставраторы, в частности, жаловались, что нет папиросной бумаги, приходится пользоваться бумагой из обувных коробок. Дарья Мальцева в ответ могла только посетовать, что нормальной папиросной бумаги, которая годится для реставрационных работ, нет нигде — ГОСТ изменился. Прервалось общение только после того, как за студентами пришли и напомнили, что у них по расписанию есть еще и другие предметы…
Состоявшимся разговором остались довольны обе стороны.
«Я всегда рада таким встречам со студентами, потому что видно, что людям интересно, что они хотят научиться. Чем больше я могла бы дать им советов и помочь, тем больше выиграла бы реставрация и наши памятники», — сказала Дарья Мальцева.
«Мастер-класс получился очень ценным и поучительным и для студентов, и для меня как педагога, — отметила, в свою очередь, преподаватель реставрации Высшего художественного колледжа Татьяна Орлова. — Я очень рада, что мои студенты имели возможность задать вопросы и получить компетентные ответы».
По словам руководителя научно-просветительского центра «Древнерусская книжница» Ксении Костроминой, проект «Сокровище вечное» рассчитан на полтора года. В ходе его реализации планируется устроить две выставки икон в Тирасполе и Бендерах, провести масштабные работы по изучению, реставрации и консервации икон. Для участия в этих работах приглашены специалисты из Москвы и Ветковского музея в Белоруссии. Предполагается, кроме того, издание каталога икон, а также проведение конференции с участием приднестровских, российских и белорусских специалистов.
Источник: novostipmr.com
Комментариев пока нет