Находится Ольховатка в 110 км на юго-восток от Славянска, на реке Булавинка (не знаю, не в честь ли атамана Булавина?). Первое письменное упоминание о первых жителях Ольховатки и ее основателях-старообрядцах было около 300 лет назад (скоро юбилей). Есть подтвержденные данные о том, что родом они были из Москвы и Подмосковья, МОСКАЛИ однако))). В Петровские времена народ разбегался на окраины империи и от религиозных гонений, и от финансовой кабалы (староверы платили двойной налог — «двоеданство» и налог на бороду), тем более, «с Дона выдачи нет».
По данным переписи 1778 года, население Ольховатки составляли около 180 душ мужского пола и трое монахов, баб и детишек не считали. Вторая волна переселенцев-староверов пришла в XVIII веке из Стародубья, нынешней Черниговской области. Первым делом переселенцы поставили часовню. В XIX веке возник небольшой женский монастырь.
Новый виток гонений на Древлеправославие начался при Николае I. Так, при наличии церкви, запрещалось проводить службы со священником. Несмотря на это, рискуя оказаться в тюрьме, в Ольховатскую церковь тайно приезжали попы из других мест для совершения служб и церковных таинств. В 1860 году в Петербург отправилась делегация во главе с местным жителем Емельяном Безчастным. Ольховатцам удалось добиться аудиенции у императора Александра II, после чего царским высочайшим повелением в Ольховатской Древлеправославной церкви разрешили служение своего священника, которым стал Емельян (Емилиан) Безсчастный. В 80-х годах XIX века купцы-благотворители выделили средства на строительство новой церкви. Возвели её полностью из дуба.
В 1905 году Николай II подписал Указ об основах веротерпимости, благодаря которому старообрядцы получили равные права с остальными гражданами России. Короткий промежуток до 1917 года назывался «золотым десятилетием старообрядчества». В Ольховатке в эти годы заново перестраивается храм, возводится колокольня, открывается церковная школа. Церковная община насчитывала более 2700 человек, только церковный хор состоял из 60 певчих. После ухода из жизни отца Емилиана в 1910 году настоятелем общины стал его внук Федор.
При советской власти в начале 30-х годов храм и монастырь закрыли, но отец Федор проводил службы уже по домам. В 1937 году его арестовали и через несколько дней расстреляли. В то же время разрушили колокольню, сбросили колокола, само здание церкви было разобрано в годы войны.
В 1945 году в бывшем церковном доме общине разрешили проводить службы, где они и шли более сорока лет. Дом отдала общине под моленную бабушка Алена, хотя ей и самой-то жить было негде. В конце 80-х годов, на том же месте, где стоял прежний храм, началось строительство новой церкви. Строили ее всем миром — деньги вносили не только жители Ольховатки, но и старообрядцы из многих мест Донецкой области. Под каменным фундаментом нашли серебряное кадило и ложечку для причастия. А бабушка Алена передала царские врата, спасенные из разрушенной церкви.
В 1995 году новый храм освятили, но до последнего времени в нем не было своего священника. Лишь в феврале нынешнего года в ольховатской церкви появился свой настоятель — священноинок Сила.
Источник: mu-pankratov.livejournal.com
Комментариев пока нет