«Исус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул» (Мар.11:15).
Приступая к написанию статьи, я много думал, как и какие слова сказать братьям, как предостеречь их от надвинувшейся беды, что бы не нанести обиду, а с ней не отвратить бы и слух. Впрочем, имею надежду на благоразумие слушателей, ибо в обличении руководствуюсь лишь любовью к ним (как думаю о себе): «обличай мудрого, и он возлюбит тебя; дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание» (Прит.9:8-9). При этом рассчитываю и на веру своих братьев явленную за многие годы притеснений и издевательств, которые они мужественно выдержали от богоборцев.
Итак….
Самое страшное падение человека может последовать за грехом на первый взгляд незначительным, неприметным, ибо для Бога нет грехов малых или больших, но любое отступление от добродетели нарушает мир с Творцом: «Всякая неправда есть грех» (1Иоан.5:17). Закоснение же человека в грехе, нежелание осознать его, покаяться в нем, очиститься от него, соделывает даже внешне малый проступок смертным грехом, лишает братьев в Господе права даже молиться о таковом отступнике, он становиться анафема. О сколь погибельно привыкание ко греху, когда оно свершилось, то порок более не кажется пороком, и бесчестие порой принимается за добродетель….
ХХ век принес миру множество трагедий и триумфов, побед и разочарований, открытий и заблуждений. Безусловно, не осталась в стороне от этого водоворота событий и Церковь. За этот век она практически полностью обновила свой состав, потеряв большинство коренных христиан и исполнив свои ряды неофитами. Утратила свой патриархальный, отчужденный от бушующего мира уклад, включившись активно в политиканство, устраивая своего рода соревнования с обмирщенными еретиками.
И вот из глубины веков или из грядущего явился нынешней Церкви Ангел Господень, пришел и стал против нас, оглашая послание Агнца, обращенное некогда, чрез Иоанна к пергамским братьям, а ныне, с новой силой, к нам: «Так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа (как и тысячи наших братьев при Советах). Но имею немного против тебя…
Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих» (Откр.2:12-16). Действительно, уже много лет Церковь Христова вынуждена жить там, где престол сатаны, там, где процветает и культивируется (как и раньше) безбожие и разврат, там, где как в Вавилоне смешались народы и их веры, там, где из тысяч человек лишь один в благочестии (Еккл.7:28). Но что же имеет против нас Агнец? Многое….
Не для кого не секрет, что величие храма и его отрешенность от всего земного призваны максимально расположить душу входящего в него к духовному созерцанию Бога и восприятию Его благодатных даров. Из храма должно быть убрано все мирское, все суетное, все человеческое. За то, что мы забыли об этом, грозный обличительный глас Господа как разящий меч обращен к нам: «Дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников» (Лук.19:46).
Неужели же продажа внутри храма необходимейших предметов культа, таких как свечи или иконы, или духовная литература достойны осуждения, неужели чрез них храм превращается в «вертеп разбойников»? Чтобы понять это обратим, братья, наши взоры ко временам оным, к дням земной жизни Спасителя: «И вошел Исус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме» (Матф.21:12). Причем свершил сие Господь следующим образом: «Сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Иоан.2:15-16).
Чем же являлись во времена Иерусалимского храма голуби и овцы? Что привело их продавцов в стены храма? Почему в место молитвенных собраний ворвались шум и страсть восточного рынка?
Для каждого человека знакомого со священным Писанием известно, что иудеи имели Закон и определенные в нем предписания о жертвах: «Сделай Мне жертвенник из земли и приноси на нем всесожжения твои и мирные жертвы твои, овец твоих и волов твоих» (Исх.20:24). Исходя из этого каждому человеку, познавшему свое согрешение, было предписано: «пусть принесет Господу за грех свой, которым он согрешил, жертву повинности из мелкого скота, овцу или козу, за грех, и очистит его священник от греха его. Если же он не в состоянии принести овцы, то в повинность за грех свой пусть принесет Господу двух горлиц или двух молодых голубей, одного в жертву за грех, а другого во всесожжение» (Лев.5:5-7).
Итак, овцы и голуби являлись в те времена жертвенными животными или, попросту говоря — жертвами. Отсюда ясно, что продающие их, подчиняясь закону торговли, стремились со своим товаром туда, где в нем испытывалась наибольшая необходимость. Но конкуренция и безудержная страсть наживы лишила их рассудка и они при молчаливом, а скорее всего заинтересованном молчании первосвященников расположились со всем своим скарбом прямо в стенах храма. Оправдывая себя, безусловно, тем, что якобы делают величайшее благо для молящихся, облегчая им поиски жертвенных животных.
Посмотрим теперь, братья, по сторонам. Что видим мы? Храмы? Да! приносимые в них жертвы? Да! И… все туже осужденную Всевышним неуместную торговлю этими жертвами в нутрии стен храма. О чем говорю? О свечах, благовониях, ладане, масле для лампад и обо всем прочем обильно предлагаемом к продаже в храмах по всей России.
Специально для тех пишу эти слова, которые в оправдание говорят, что торгуют не «козлами, а свечами». Жертвенные животные в ветхом Завете выражали видимым образом внутреннее преображение души человека вследствие раскаяния в сделанном грехе. Ныне же подобным образом и свеча, воженная пред Господом, служит символом того огня, которым попаляется и изглаживается всякий оставленный грех.
Вот как св. Симеон Фессалоникийский говорит о символическом значении возжигаемой в храме свечи: «Приносимый и возжигаемый воск означает нашу чистоту и нескверность приношения; как употребляемый для печатания, он приносится в означение божественного знамения; как мягкий и послушный, — в знак раскаяния в упорстве и послушания; как способный принимать всякий образ, — в знак возсоздания; как сообщенный от цветов, для изображения благодати Духа; как собираемый от многих цветов и почти от всех, — в знак приношения от всего; через единение с огнем и сияние при помощи огня означает обожение, а тем, что все соединяет и сохраняется, — единение и постоянство любви и мира». Возвышенные, яркие слова святого мужа! Но такова ли свеча в наших руках? Является ли она чистой и нескверной жертвой, если мы упорно обмирщаем храм?
Вместе с окружающим нас миром мы стали забывать о величии Церкви, превращая ее храмы из обителей любви и братства в центры ростовщичества и торговли, где к приходящим относятся как к потенциальным источникам дохода, а сами они немногим отличают храм от магазина. И хоть мы еще не столь искусны в этом нечестии как новообрядцы и не устраиваем из храмов пищевые ярмарки, предлагая приобрести секуляризированным прохожанам вино, конфеты и минеральную воду кощунственно называемую святой. Однако Евангелием и канонами Святой Церкви запрещен не вид торговли в храме Божьем, а сам ее факт: "Не должно, внутри священных оград устроять харчевни, или предлагать съестные приготовления, или производить другого рода мелочную торговлю, сохраняя благоговение к церквам. Ибо Спаситель наш и Бог, научая нас жизнью во плоти, повелел не делать дома Отца Своего домом торговли.
Он рассыпал разменные деньги у менял и выгнал делающих священное место мирским. Посему, кто будет обличен в упомянутом преступлении, да будет отлучен" (Деян.Всел.Соборов,4т.,с.293, VI Вс.С.76пр.). Как видно из слов правила под него подпадают не только те, кто торгует овощами, но и все те, кто производит любую другую торговлю внутри храма и даже вокруг него! Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон в толковании на данное правило писал, что в его время (XII век) внести куплю-продажу в храм «не могло придти и в помышление ни одному христианину: так как это в высшей степени нечестиво». В наш же секуляризованный век нередким, увы, стало как раз-то противоположное мнение….
До большевистской революции иконы, книги, свечи продавались вне храмов. Богоборцы, прейдя к власти, вполне логично сочли торговлю предметами культа в общественных местах своеобразной пропагандой христианства. Поэтому они сделали все, что бы «оградить» народные массы от подобной наглядной агитации. Вот именно тогда и переместилась вся торговля под своды храмов. Но то, что терпится во времена гонений в силу необходимости, то во времена свободы является зачастую предосудительным, а в рассматриваемом нами случае даже преступным.
Каков же выход из сложившегося положения? Он уже давно найден. Как во все времена христиане устраивали специальные места для торговли предметами культа, так необходимо поступить и теперь. В стране немало уже открыто так называемых иконных лавок. Вот они как раз — решение проблемы, в них и необходимо переместить из храмов всю торговлю.
Ясно, что и без этой статьи иконные лавки открываются, однако наряду с ними продолжает сохраняться в храмах богопротивная торговля, превращая святилища в «вертепы разбойников»: «Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: исправьте пути ваши и деяния ваши… Не надейтесь на обманчивые слова: "здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень"… Вот, вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут вам пользы… приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: "мы спасены", чтобы впредь делать все эти мерзости. Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? Вот, Я видел это, говорит Господь» (Иер.7.3-11). «Он назвал храм вертепом разбойников потому, что там продавали и покупали; а любостяжание и есть страсть разбойников» (блаж. Феофилакт Болгарский). Нам же христианам чадам Небесного Отца подобает охранять Его Дом от любых посягательств мира воздавая церквям Божьим подобающую им честь и строго ограждая священные места от обращения в торговые точки.
Да устрашимся же, братья, гнева Божья и да минуют нас удары
Его карающего бича!
о. Андрей Марченко
Источник: Церковно-общественный журнал "Братство"
Комментариев пока нет