В Москве, в Музее русского искусства, с 3 по 19 ноября 2017 года проходила выставка-форум московского художника Дмитрия Гусева «Северный ковчег». Выставка стала площадкой для лекций и дискуссий о традициях коренных народов Севера и старообрядцев. Наш корреспондент встретился с организатором выставки художником Дмитрием Гусевым.
Дмитрий Александрович Гусев. Краткая биография
О своем творчестве и его направлениях Дмитрий Гусев рассказал нашему корреспонденту:
На моей самой крупной выставке в Москве, которая называется «Северный ковчег», представлены картины, посвященные Русскому Северу, Сибири, поморам, старообрядцам, народам Крайнего Севера. Представлены пейзажи и портреты этих людей. Сам я коренной москвич, и темой Русского Севера занимаюсь уже десять лет: меня всегда манил Север, манила незамутненная русская культура и её первоисточники, хотелось их изучать и изображать красками ту гармонию, которую я видел. Тема этой выставки — традиционная культура и этика людей, осваивающих Русский Север и Сибирь. Она до сих пор сохранилась у некоторых представителей старообрядчества. Культура, которая возделывала землю, а не пользовалась ею, уклад жизни, который помогал людям гармонично существовать друг с другом и с природой.
Кроме моих картин на выставке представлена этнография, замечательная коллекция книг из библиотечно-архивного отдела Митрополии Русской Православной старообрядческой Церкви и из собрания о.Алексея Лопатина. Тема коренных и малочисленных народов Севера на выставке раскрыта через традиционную одежду и украшения народов Таймыра. Эти уникальные экспонаты представлены меценатом Олегом Крашевским.
Одновременно с выставкой прошло более десяти различных встреч, посвященных различным аспектам традиционной культуры Русского Севера, Сибири и старообрядчества. Темой многих моих картин является Поморье, Русский Север, регион, где русская культура формировалась, расцветала, и откуда эта русская культура двигалась на восток и северо-восток по морю. Эта тема мне была очень близка и интересна с раннего детства. И моя дипломная работа «Северный край» стала её олицетворением. Это суровый край, безумно красивый, край очень сильных людей. Именно эта суровая природа воспитала русского человека, которого часто называют помором. Именно с побережья Белого моря шло освоение Сибири вплоть до Камчатки. Здесь существовал Соловецкий монастырь, а потом и знаменитый Выговский монастырь — духовный центр староверия.
Все вышло из Русского Севера. Этому посвящены мои работы, на которых изображены острова Соловецкого архипелага, это и поморские деревни, возраст которых пятьсот или четыреста лет. В них есть люди, знающие свою родословную в четырнадцати коленах, сохранившие свои храмы XVII века от закрытия в советское время. Эти люди — соль земли.
Суровую и безумно красивую природу этого края я стремился отразить в своих картинах, прожив на Русском Севере около двух лет. Я много работал в глубине Красноярского края, на границе с Тувой и Хакассией. Это очень интересные старообрядческие места. В этом году там была экспедиция из Красноярска, которая собирала песни.
Старообрядчество меня привлекает потому, что оно хранит незамутненное духовно-нравственное зерно, которое есть в старообрядческой культуре и которое воспитывается с молоком матери. Это духовное ядро сохранилось на протяжении многих веков, оно выражается в лицах старообрядцев и, самое главное, в их поступках.
—————-
Старообрядцы — это люди со светлыми лицами, живущие активной жизнью и понимающие, что такое для них хорошо и что такое плохо.
—————-
Совокупность исторических событий, через которых пришлось пройти старообрядцам со времен раскола, наложила свой отпечаток на старообрядческую культуру. Это мне интересно, и это стало одной из основных тем в моем творчестве. Есть совершенно уникальные представители старообрядчества, которые живут в тайге, в глубине енисейских просторов. Это люди очень целостные. В целом Сибирь — это неизученный пласт старообрядчества, или же изученный только в определённых аспектах. Так, книжность изучает Николай Старухин. А я изучаю Сибирь красками и рисунком. На картинах, представленных на выставке, изображены верховья Енисея на границе с Тувой, известные старообрядческие места.
В некоторых сибирских деревнях сохраняется культура жизни большой семьи, традиционные взгляды русских людей, какими они были в XVIII веке. Это сильные люди, которые прекрасно помнят свое прошлое. Очень приятно ощутить себя в полноте русского духа. Такое понимание своей жизни, знание истории своей семьи в рамках истории государства является отличительной особенностью старообрядчества. На примере старообрядцев мы можем видеть, что русский человек имел пассионарный дух, который позволил ему не только охватить одну шестую часть суши, но и дать духовное оправдание владениям этими территориями.
Это сердцевина, это горчичное зерно, которое разрастётся в большое дерево. Тот культурный код, который сохранился старообрядческой культурой, даёт возможность понять, что эта земля дана нам не зря, даёт оправдание и мотивацию на будущее. Я хочу поблагодарить за организацию выставки Митрополию Русской Православной старообрядческой Церкви. Спаси Христос нашего Владыку, митрополита Корнилия, который был на открытии моей выставки. Хочу поблагодарить Отдел редких книг во главе с Валерием Волковым. Отдельно хотелось бы поблагодарить священника Алексея Лопатина, моего духовного отца, за помощь в организации выставки, и мецената и собирателя таймырских древностей Олега Крашевского. Все они очень помогли в создании этих картин и организации выставки. Также хотелось поблагодарить за информационную поддержку сайт «Русская вера».
—————-
Беседовал Алексей Шишкин
В действительности далеко не все старообрядцы со светлыми лицами, живущие активной жизнью. Это скорее политес. Отсылка к горчичному зерну, которое разрастается в большое дерево, меня, выросшего в деревне, тоже смущает (ежегодно сею на участке горчицу как седерант, но кошу обычной косой, а не пилю бензопилой). А в целом парень молодец! Коренной москвич, а уже побывал в разных регионах страны ( дай Бог и далее спонсоров), сумел воспринять темы Севера и старообрядчества и отразить в своем творчестве. А община РПсЦ на Белорусской еще раз подтвердила, что у них с преемственностью интеллектуалов все в порядке.
Надо было уточнить о горчичном зерне,что если брать пример из Евангелия, то к суровым условиям Севера он вряд ли подходит.