«Трое из Простоквашино» — любимый мультфильм многих россиян. А есть ли на самом деле такая деревня? «Простоквашино я выдумал», — сказал «АиФ» писатель Эдуард Успенский. Тем не менее деревня с таким названием существует! Находится она в Тонкинском районе Нижегородской области.
Перед въездом в деревню стоит автобусная остановка с нарисованными мультяшными персонажами и указатель «Простоквашино». Вскоре асфальт заканчивается, впереди — бездорожье и одна улица с 15 домами. Срубы деревянные, наличники на окнах — яркие, резные…
«В Простоквашино уже 300 лет живут староверы федосеевского толка (одно из безпоповских течений — прим. ред.), самого жёсткого с точки зрения запретов. Поэтому не ждите, что вас пригласят в дом, напоят чаем и будут вести светские беседы. Для федосеевцев это грех, который потом придётся отмаливать, — предупредил меня перед поездкой один из жителей соседней деревни. — Мирских людей им в свой дом пускать нельзя, за одним столом сидеть — тоже. Каждый член семьи пользуется своей посудой, даже в гости к таким же староверам они ходят со своими чашками. Вообще федосеевцам много чего нельзя — ходить на концерты, свадьбы и др.».
«Староверы поселились здесь, когда произошёл раскол Церкви. По одной из версий, местечко назвали Простоквашино, потому что переселенцы якобы были из одноимённой деревни. По другой — местные мужики очень любили пить по утрам кислую простоквашу. Постепенно хутор вырос до деревни. Жители занимались земледелием и охотой, а потом здесь появился колхоз «Новый путь», — рассказывает Елена Веселова, краевед, старовер и библиотекарь из с. Бердники, что в 5 км от Простоквашино. — Если бы вы приехали в деревню летом, застали бы больше людей — на каникулы сюда приезжают дети и внуки, а осенью и зимой большинство домов закрыты. Живут только в 5 домах и в основном пенсионеры».
На разговор действительно согласились не все жители Простоквашино. «Паней меня звать», — по-простому представилась 83-летняя Степанида Феофановна Корнилова. Бабушка одета так, как, наверное, одевались ещё простоквашинские староверы XVIII в., — в льняную рубашку, сарафан, платочек. «Чем я только не занималась, — рассказывает о своей жизни баба Паня. — На лесозаготовках была, на быках пахала (лошади-то, они послушные, а быки знаете какие, ух…), на ферме работала. Раньше и дома скотину держала, а теперь старая стала, не могу. Дочки мои нынче в Тонкино живут (райцентр в 15 км от Простоквашино — прим. ред.), но часто ко мне приезжают. Говорят: «Мама, давай хоть радио или телевизор тебе купим, а то ты никаких новостей не знаешь». Только мне не надобно, грех это». Степанида Феофановна соблюдает все посты, проводит время за молитвами да занимается домашними делами — на огороде дел хватает, а ещё надо русскую печь истопить, воду из колодца принести, обед сварить, кота накормить. Кстати, хозяйка зовёт его Котко, а вовсе не Матроскиным.
Единственную собаку в Простоквашино тоже зовут не как мультяшного персонажа — Шариком, а Бобиком. «Пёс недавно провинился. Отвязался от цепи и цыплят покусал», — рассказывают хозяева собаки Савелий и Евдокия Окуневы. Они же держат единственную на всю деревню корову, двух телят и больше десятка кур, поэтому полностью обеспечивают свою семью (у них четверо взрослых детей, есть внуки) мясом, молоком и яйцами. Телевизор, в отличие от бабы Пани, в доме Окуневых есть. «Новости глядим, политические программы смотрим, а всё остальное нет. Сейчас в телевизоре слишком много грязи показывают, — возмущается старовер Савелий и продолжает: — Раньше у нас здесь было 14 колхозов, растили зерно, картошку, сейчас осталось только 2 колхоза. На деревенской ферме держали 600 коров, теперь — ни одной. Это что ж такое! Чем Россию кормить будем?!».
В Простоквашино нет ни полиции, ни больницы, ни магазина. В деревню раз в месяц привозят пенсии, дважды в неделю приезжают автолавка с продуктами и почтальон.
«Печкины» в Простоквашино ездят разные и не на велосипеде, а на машине, — рассказывает Любовь Удалова, начальник почтового отделения в райцентре Тонкино. — Почтальон кладёт корреспонденцию (в основном районную газету да письма из налоговой) в стоящий посреди деревни ящик, а местные потом её разбирают».
Несколько лет назад в спокойную жизнь Простоквашино вторглись нижегородские художники.
«В течение 3 дней мы устраивали здесь перформансы, — вспоминает художник Павел Плохов. — По примеру героев мультфильма нашли пустующий домик и поселились в нём. Устроили фотоохоту, пытались «продать что-нибудь ненужное, чтобы купить что-нибудь ненужное», организовали выставку».
В деревне можно было бы и музей открыть, и туристов привлечь. Только местным этого не надо. Мультяшному Простоквашино меньше 40 лет, а реальному — почти 300, и староверы хотят жить так же спокойно и закрыто, как их предки. По словам Александра Красильникова, главы сельской администрации, простоквашинцы даже попросили отключить у них уличное освещение. Говорят, чтобы чужаки не заезжали, а им свет не нужен — по вечерам они по улицам не ходят. Так и вспоминаются слова Матроскина: «В такую погоду свои дома сидят, телевизор смотрят, только чужие шастают…».
Фото: Татьяна Богданова / АиФ
Источник: aif.ru
"В деревне можно было бы и музей открыть, и туристов привлечь" вот они, волшебные слова! Всю статью их ждал, и вылезли таки! O tempora o mores!
Ещё перлы, сиречь жемчужины словесные:
1) "пить по утрам кислую простоквашу" — а бывает пресная?
2) "федосеевцам много чего нельзя"+"летом… больше людей — на каникулы сюда приезжают дети и внуки… зимой … Живут только в 5 домах и в основном пенсионеры», т.е. не вдохновило деток строгое подвижничество предков и любовь к земле не привилась.
3) "староверы хотят жить так же спокойно и закрыто, как их предки" — по рассказу таких около десятка…
А что у нас в России запустели и обезлюдели только федосеевские деревни, по причине строгости веры, а в других деревнях народ благополучно живет и в города не убегает? Вы Константин конечно эксперт в этом вопросе, вероятно вы и правы. Вот только не соглашусь с вами в вопросе простокваши — простокваша может быть и не кислой, сам пробовал, детство в деревне провел.
Потому что дети не понимают видимо где это Христос сказал, чтоб от людей шарахались и погаными их считали. Христос людей любил.
"простокваша может быть и не кислой"
Не может, т.к. русское слово "просто кваша" означает "просто скисшее молоко" без каких-либо ухищрений типа производства йогурта, мацони и т.д. У братьев болгар этот же продукт называется "кисло мляко". Степень кислотности может быть разной (от температуры, экспозиции, чистоты посуды и т.д.), это — КИСЛОмолочный продукт. Уф!
"запустели и обезлюдели только федосеевские деревни"
Да, нет, конечно, все бегут. К моему пенсионному возрасту и наша опустеет…
Просто, когда пост-через-пост (в интернет-смысле) вещают о корнях, традициях и устоях на фоне этого всеобщего драпа, отсюда — из пустеющей деревни — это видится пустословием…
А может в православии должно быть больше любви и радости от жизни чем жить с ощущением воцарившегося антихриста и отмываться физически и духовно от окружающих тебя "братья и сестры"? Вот и бегут люди от такого мрачного лицемерия.
Бегут из деревень (а сейчас речь о них) не от "мрачного лицемерия", а необходимости ежедневно(sic!) и тяжело (физически) трудиться, без денег, развлечений и навиду у всех. В условиях города, тем более, мега-супер-пупер-полиса Москвы (куда стекаются все ручейки, и где сплошная любовь и радость) эти все проблемы отпадают сами собой.
Ой! только не надо про вкалывающих до седьмого пота москвичей….
Москвичи до 7-го пота не вкалывают, в Москве просто жизнь сытая, хоть и есть свои неудобства, связанные с перенаселением.
Думаю, из деревень не бежали бы если бы была возможность там жить. Без денег жить невозможно, а в деревне денег нет. Где в деревне деньги есть оттуда так не бегут. Даже если эти деньги сезонные (работа на дачников).
Жить можно всегда и везде, вопрос какие требования к ней (жизни) предъявлять, сиречь, уровень запросов.
А бегут, даже если деньги водятся, т.к. "в Москве просто жизнь сытая", а в деревне "сложно сытая"- без усилия ничего не появляется, а это напрягает, особенно, когда расслабленную городскую жизнь тебе транслируют каждый день по всем каналам ТВ и Радио
Да, есть нездоровый перекос. Причем, читал, что наиболее нездоровая ситуация вокруг крупных городов типа Москвы где можно те же деньги заработать намного проще. То есть крупные сытые города создают вокруг себя мертвые зоны, перетягивая людей на более легкую и сытую жизнь. Вдали же от таких городов жизнь более равномерно размазана по терриитории.
"жизнь более равномерно размазана по терриитории"- вложу в сокровищницу своего лексикона!