От редакции:
12 февраля 2016 года в здании международного аэропорта имени Хосе Марти столицы Кубы — Гаваны состоялась встреча патриарха Московского и всея Руси Кирилла и папы римского Франциска. Это событие вызвало большой резонанс в российских СМИ, на светских и церковных медийных площадках, включая старообрядческие. Раздаются самые разные, порой полностью противоположные оценки этого события. Вместе с тем о жизни католической церкви в самой России почти ничего неизвестно, а большинство читателей черпают знания о католиках из романов Дэна Брауна и «антикатолических катехизисов». По традиции нашего информационного портала попробуем узнать об этом не из досужих комментариев, а из первых уст. На наши вопросы отвечает настоятель московского католического прихода св. Ольги о. Дариуш Пеляк.
В Католической Церкви, включая Россию, конечно, используются традиционные методы ведения проповеди, прежде всего — это проповедь на самих приходах, непосредственно пастырская деятельность. Это как непосредственная катехизация детей и взрослых, обучение, так и Богослужение, включая Литургию (Святую Мессу). И кстати в рамках Богослужения, молитвословий Святой мессы также есть определенные моменты проповеди.
Так вот в рамках проповеди Папа Римский выступает как епископ Рима. В рамках Литургии проповедует священник, это всегда так. Также диакон может проповедовать.
Конечно, собственно помимо Богослужения, Католическая Церковь стремится отвечать на запросы современного мира. Для этих целей в Католической церкви собираются Синоды — это собрания всех епископов, делегатов со всего мира, которые обсуждают конкретные темы. Например, в этом году был Синод, вернее, он продолжился еще с прошлого года.
Синод не принимает решения. Он всего лишь представляет свои предложения Папе Римскому, например, по всем вопросам семейной жизни, отношений супругов и воспитания детей. Одна из обсуждаемых на Синоде проблем, которая вызвала серьезную полемику, — это вопрос причащения людей, которые живут во втором браке. В Католической Церкви, если человек венчался, возможно, если есть основания, признать недействительность этого брака, но поскольку не признаются разводы, значит потом, если кто-то из сторон вступает во второй брак, он уже лишен причастия.
Да. Но это, конечно, абсолютно не лишает участия человека в церковной жизни и во всех остальных аспектах: молитве, служении, общении.
Я сейчас не скажу, как точно звучит пункт, но разрешения там нет. Потом, предложения Синода — это обращение к Папе Римскому, и потом Папа, учитывая этот документ заседаний Синода и собственный голос, выносит решения. Мы из Москвы тоже направляли в Синод свои предложения. Радикальных изменений не будет в том, что касается учения Церкви.
Примечание редакции: Папа Франциск и часть епископов на октябрьском Синоде активно выступали в поддержку разрешения причащения второбрачных после некоторого срока покаяния. Однако этот параграф повестки Синода стал самым спорным. В итоге он получил недостаточно голосов для одобрения — 104 за при 74 против, а принятие требует двух третей голосов. При этом в отношении второбрачных получил одобрение другой пункт, где говорилось, что их ситуация требует тщательного осмысления, а сами они — уважения. Синод призвал избегать употребления выражений, в том числе и со стороны священнослужителей, которые могут оскорбить второбрачных. В этом вопросе 155 епископов проголосовали «за» и лишь 19 «против».
Это уже вопрос каждого священника. Многие не читают тексты, а готовят проповедь и проповедуют живым словом. Некоторые читают тексты. Иногда, например, если очень важное выступление, если проповедует епископ, у него заранее подготовлен текст. В очень важных официальных моментах настоятель прихода читает готовый текст, но в повседневной жизни обычно священники проповедуют живым словом.
Да, в храме, но вне Литургии. В зависимости от ситуации и церковных нужд. Например, во время церковно-просветительских мероприятий, либо даже во время богослужения, но не связанного с Мессой (Литургией).
В зависимости от возраста крещаемых. Младенцев мы крестим без особо длительной подготовки. Такое крещение без предварительной подготовки допускается до 7 лет. После 7 лет в Католической Церкви считается, что ребенок уже может самостоятельно изучать Веру, и для этого должен пройти катехизацию.
Кто-то может не быть католиком. На самом деле дается обещание родителей воспитывать ребенка в Католической вере, поэтому, по крайней мере, один из них должен быть католиком.
Конечно, в России существует очень большая проблема смешанных браков, это частое явление. Католик с неверующей, католичка с православным. Поэтому, когда ребенок, подросток уже находится в сознательном возрасте, ему 7-8 лет, тогда мы его крестим не сразу. Он должен пройти катехизацию, а затем принять Крещение осознанно.
Курс катехизации в наших российских приходах обычно длится с сентября месяца до Пасхи. Как минимум полгода. Иногда люди по какой-то причине останавливают процесс, перестают приходить по разными причинам, но тогда и крещение не может состояться. В Москве, например, крестим взрослых людей только в Пасху.
Примечание редакции: Крещение в Пасху является традицией первых веков христианства. В старообрядческой службе сохранились элементы богослужения, связанные с пасхальным крещение взрослых, однако самого крещения на Пасху уже не проводится.
Обычно это еженедельные встречи в разном объеме, но как минимум 45 минут. Это учебная часть, скажем так. В Католической Церкви есть книга «Катехизис Католической Церкви». Мы пользуемся относительно новыми её изданиями. Так, одно из них начала 90-х годов XX века. Надо сказать, что в этом издании много нового по сравнению с XIX веком, поскольку в Католической Церкви за этот период состоялись большие перемены.
За это время были, например, литургические нововведения, наиболее кардинальные в 1960-х годах. Также есть и другие положения, отвечающие на вопросы, которых не было в прошлые столетия.
Есть специальный вариант этого «Катехизиса» для молодежи, изложенный более простым языком. Сейчас уже есть материалы, разработанные, например, для детей. Однако, помимо учебных пособий, во время катехизации всегда имеет место элемент некой собственной креативности каждого катехизатора.
Отмечу, что в процесс катехизации входит не только учебно-просветительская часть, но присутствие на Богослужении, включая участие в Литургии, потому что только такая форма просвещения может привести человека к полноценному участию в церковной жизни.
Да, на всех, включая Мессу, только не причащаясь. Конечно, в Древней Церкви есть правило об оглашенных, которые в древности в определенный момент богослужения выходили из храма, но сегодня без присутствия на Литургии человек не может понять ее смысл и значение, поэтому мы не ограничиваем доступа к Литургии.
Специально экзамены не проводятся. Но, возможно, кто-то из катехизаторов может устроить минимальную проверку знаний, но это зависит от самого катехизатора. На самом деле любой экзамен довольно сильно подчеркивает интеллектуальные способности человека, а воцерковление — более сложный процесс, и связан он с верой человека. Верующий должен понимать и принимать учение, и это должно находить отражение в его жизни. Для меня важно, чтобы человек участвовал в Литургии, молился.
Примечание редакции: В церквях восточного обряда крещение и миропомазание, как правило, совершаются одновременно, так что человек воспринимает эти два таинства как одно. В Западной традиции эти Таинства разнесены по времени, иногда Миропомазание может совершаться спустя годы и десятилетия.
Скажу про миропомазания применительно к нашей практике, бытующей в Московской епархии Католической Церкви. По отношению к конфирмации взрослых и детей может быть такая разница: если крестится взрослый, он сразу принимает все три так называемых «Таинства христианской инициации»: Крещение, Причастие и Миропомазание.
Все три таинства проходят в рамках одной Евхаристической Литургии. Но что касается маленьких детей, этот процесс разбит на довольно длинный период: крещение осуществляется в младенческом возрасте, первое причастие где-то в возрасте 9-10 лет. Детей причащают только тогда, когда они могут осознавать свою жизнь, свои грехи, и приступают к первой исповеди. Также в подростковом возрасте можно начинать подготовку к Миропомазанию. Самый ранний возраст для Миропомазания (Конфирмации) — 12 лет. Но чаще всего миропомазают в 14, 16, 18 лет.
Конечно, в России есть следы советского наследия и встречаются люди, не миропомазанные в детстве. Есть и у нас прихожане, которые обратились к вере уже в зрелом и преклонном возрасте. Они приступают к Миропомазанию в возрасте 60, 80 лет, потому что человек был крещеным, но не воцерковился. Был у нас такой случай: женщина в возрасте 79 лет вспоминала, что не проходила Миропомазание. Поэтому по возвращении к Вере она прошла подготовку и была миропомазана. Естественно, что в советское время были сложности, ограничения, связанные с атеистической идеологией, многие люди крестились в детстве, а потом ушли из Церкви.
Литургия была переведена на основные языки, включая и русский, естественно. И сейчас основной язык богослужений во всех приходах — это русский. Но есть богослужения и на других языках, например, в некоторых приходах, я бы сказал, возвращается месса на латинском языке. Есть два типа месс на латинском языке: Триденская, литургия Старого Обряда, которая была до второго Ватиканского собора (она служится в Московском кафедральном соборе раз в неделю), а есть месса, которая служится по современному литургическому чину, но с использованием латинского языка. Конечно, Месса Старого Обряда длиннее по времени, там есть дополнительные молитвы и священнодействия.
Иногда католицизм в Росси был связан с каким-то этносом: поляками, литовцами, немцами, и поэтому бывает, что мессы могут служиться на польском языке, иногда на немецком. В России живут люди самых разных национальностей, поэтому Мессы могут служиться на разных языках: английском, французском, испанском, итальянском, армянском.
Да. Причем по разным причинам. Кто-то приглашает своих знакомых в храм, кто-то читает книги по истории церкви. Часто у людей, например, появляется внешний интерес: кто-то поехал в Италию, зашел в храм, участвовал в Литургии, заинтересовался, и таким образом пришел к вере, именно через Католическую Церковь. Однажды у меня спросили, что делать Католической Церкви в Православной стране? Я ответил, что здесь католики — это меньшинство, в то же время православные храмы есть и в католических странах Португалии, Италии, Польше.
У нас есть два типа приходов: в той же Москве приходы, например, с очень большим количеством людей, сюда приходит много новых людей, и коренные прихожане к этому привыкли. В других городах, где приходы в основном малочисленные (80-100 человек), каждый новый человек заметен. Проблемы могут возникать, потому что каждый новый человек приносит свои проблемы и свои взгляды в церковь: кто-то хочет быть лидером, кто-то хочет получить признание своих интеллектуальных или иных способностей. Но в общем ситуация зависит от зрелости определенной общины, от опыта настоятеля храма.
Нет-нет, ни в коем случае. Любезно просим уйти только пришедших в нетрезвом состоянии.
У меня на приходе происходит так: я вижу нового человека, подхожу, интересуюсь, впервые ли он у нас, затем считаю нужным установить контакт, чтобы человеку немного объяснить, что мы никому не запрещаем участвовать в службе.
Конечно, для нас важно, чтобы человек проявил уважение к Богослужению, но мы не считаем обязательным, чтобы он делал все, что и мы делаем. Например, есть моменты, когда в католической Литургии мы стоим на коленях. Оказывается, для некоторых стоять на коленях — это что-то абсолютно ужасное: в этот момент Литургии таким людям разрешается просто стоять. И конечно, я объясняю, что невоцерковленным нельзя причащаться, а то, бывает, некоторые зайдут в храм и присоединяются к очереди на Причастие, а сами не понимают, куда идут. В больших городах и больших общинах такие случаи бывают.
Откровенная одежда не приветствуется. Бывает, иногда какая-нибудь женщина придет вызывающе одетой, в открытой одежде. А что касается мужчин, то могут зайти в шортах. Это, конечно, тоже не разрешено. Это получается, что я был на даче и пришел на Мессу. Так нельзя, все-таки мы идем в храм. Но в общем-то народ в плане одежды адекватен.
Отмечу, что в прошлые годы было больше требований к женщинам: головы надо было покрывать платком, существовал запрет на брюки. Сейчас такого нет. Хотя бывает, женщины в платках заходят — это влияние Православия, поскольку вокруг культура пропитана православными обычаями.
Есть такой классический пример влияния православия на католическую среду в России: вопрос о постах. Посты в католицизме гораздо проще. Я не знаю точных требований в православии, но в Великий пост есть строгие ограничения, а у нас такого нет. Иногда люди не знают этого и исповедуются, что не соблюдали пост. Это в духе православия. Есть и такие, что постятся согласно восточной традиции. Но если человек постится, мы это приветствуем, это означает, что он берет на себя больший подвиг. Но если этого не делает, то это не считается грехом. Однако, например, если человек в пост пошёл на дискотеку или иные увеселения, то это уже считается грехом.
Бывают такие прихожане. Мы живем в современном обществе, все, с чем сталкиваемся в обыденной жизни, мы приносим в храм. Кроме того, я наблюдаю, что когда люди пришли к вере, все сначала для них было ясно, все понимают, а спустя время начинают проявлять себя, что им больше по душе то, а не это. Мы живем в некотором разделении: чему учит мир и чему учит Церковь. Людей сейчас «катехизирует» интернет, телевидение, улица, друзья, и часто бывает так, что они приходят в церковь и оказывается, что церковные ценности не совпадают с их привычными ценностями. Человек должен менять понимание мира, а это нелегкий процесс. Бывает, не у всех получается, человек сперва ходит в храм, а потом исчезает.
Источник фото: группа Вконтакте «Приход св. Ольги Римской Католической Церкви в Люблино»
> Крещение в Пасху является традицией первых веков христианства.
> В старообрядческой службе сохранились элементы богослужения, связанные с пасхальным крещение взрослых, однако самого
> крещения на Пасху уже не проводится.
Это к слову о том, что и в инославии могут быть частицы истины, утраченные в самом ванильном православии. И иногда есть смысл почитать и поизучать и нехристей, потому что и у них может быть крупица правды.
А то некоторые ревнители увидят, что автор книги из РПЦ, и тут же делают вывод, что книга ересь и читать ее не надо. А оно вон как бывает.
> Курс катехизации в наших российских приходах обычно длится с сентября месяца до Пасхи. Как минимум полгода.
Интересно, подобной строгости по оглашению не встречал даже в старообрядчестве, во всяком случае повсеместно.
> я вижу нового человека, подхожу, интересуюсь, впервые ли он у нас, затем считаю нужным установить контакт, чтобы человеку немного объяснить, что мы никому не запрещаем участвовать в службе.
И правда нехристи — никому не запрещают в службе участвовать. Если не старообря… ой… ну в общем если не с нашего района, то в лучшем случае стой и делай вид, что тебя тут нет, ни в чем не участвуй, никуда не ходи, умеешь не дышать — не дыши. Да, и стой поближе к дверям, чтобы по началу чина изгнания оглашенных успеть быстро выбежать.
> Конечно, в Древней Церкви есть правило об оглашенных, которые в древности в определенный момент богослужения
> выходили из храма, но сегодня без присутствия на Литургии человек не может понять ее смысл и значение,
> поэтому мы не ограничиваем доступа к Литургии.
Это ж ересь какая, это же какое безчинство!
По истинно-православным преданиям и по християнскому человеколюбию оглашенных надо изгнать, как минимум из храма, а если не хотят уходить, то надо их вытолкать оттуда силой — во имя их же блага и спасения!
"Христианин есть тот, кто, сколько возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями, право и непорочно веруя в Святую Троицу."- право и непорочно! Получается, что католики- не христиане.
> Получается, что католики- не христиане.
Конечно нет. Вообще никто не христиане кроме одного единственного согласия истинно-православного святого сохранившего апостольское преемство и все предания так как их даже у апостолов не было, включая правила написания буков черточек, узоров на подрушнике и количества пуговиц на кафтане.
Остальные все не христиане.
У староверов был такой принцип: мы знаем, что наша вера спасительна и если ей следовать, то Господь примет в небесное Царство. Этому есть и доказательства, ведь многие наши отцы стали святыми у Бога. А как же все остальные? — Их судить не будем! Многи обители суть у Отца и велика Его милость к созданию Своему. Вот этот принцип. Не будем судить других, потому как судья есть Господь.
Так это правильный принцип: мы считаем, что наша вера спасительна, и наше ей следование самое тому верное доказательство. А как у других не можем точно сказать, но считаем, что у нас лучше. У других что-то хорошо, а что-то и не хорошо, и это может быть препятствием на пути к спасению. Поэтому призываем не рисковать и идти с нами.
А не заявлять, что если не с нами, то гарантированная погибель. И прикрывать это надерганными цитатами, нередко выдранными из контекста.
Кто скажет, хорошо или плохо делают католики, что не причащают второбрачных?
С моей точки зрения плохо делают. Надо причащать.