В статье анализируется старообрядческий сборник, составленный северодвинским наставником и писателем Симеоном Гавриловым в начале XX в., содержащий подборку старообрядческих сочинений о крещении и наставления для духовных отцов, совершающих таинство крещения. Сборник позволяет проследить особенности обряда крещения у старообрядцев Русского Севера и свидетельствует об интенсивной внутренней жизни северодвинских старообрядческих общин.
***
В Древлехранилище ИРЛИ находится несколько рукописных сборников, составленных известным северодвинским старообрядческим писателем и наставником филипповской общины Симеоном Гавриловым [1]. Среди них особого внимания заслуживает сборник ИРЛИ, собр. Каликина, № 7, тематика которого связана с совершением таинства крещения старообрядцами [2]. Уже в начале XVIII в. беспоповцы, не имевшие рукоположенных в сан священнослужителей, не могли использовать традиционные нормы канонического права для совершения этого важнейшего для всех христиан таинства. В истории христианства были случаи, когда в исключительных ситуациях «страха ради смертного» допускалось крещение мирянами. Сославшись на примеры из истории раннего христианства, беспоповцы заявили, что в условиях наступившего «последнего времени» эта практика, применявшаяся ранее лишь в особых случаях, должна стать правилом. При совершении таинства они не использовали миропомазание и не произносили молитвы, которые должен провозглашать священник [3].
Особой проблемой для беспоповцев стало обоснование необходимости нового крещения приходящих в старообрядчество от официальной православной Церкви. Объявив «никониан» еретиками, защитники старого обряда основывались на Соборном изложении московского патриарха Филарета 1620 г., согласно которому все еретики подлежали перекрещиванию [4].
Симеон Гаврилов, исходя из своего опыта руководства паствой в Москве на Братском дворе и в северодвинских общинах, составил подробное наставление для духовных отцов, совершающих таинство крещения. Первостепенное значение в сборнике, куда это наставление вошло, он отвел проблеме чина приема «никониан». Вслед за выписками из Священного Писания о вере как главном источнике спасения, «яко кроме убо веры невозможно угодити Богу» [5], открывающими сборник, составитель привел фрагмент из «Истории Выговской пустыни» Ивана Филиппова, озаглавленный «Повесть о некоем подвижнике, именем Иоанне, жившем в поморской Выговской пустыни, иже сумневашася после попа креститися святым крещением от простолюдина. Выписано с древлепоморских рукописей» [6]. В процитированном им отрывке речь шла о чудесном видении пустынножителю Иоанну Богородицы, разрешившем его сомнения относительно возможности совершения таинства крещения мирянином.
Помещая эту историю в начале сборника, Симеон Гаврилов явно ориентировался на местных крестьян-старообрядцев, для которых чудеса были самым убедительным аргументом «истинности» их веры и возможности нового крещения. В таком восприятии чудес он мог убедиться во время составления «Родословия» старообрядцев Русского Севера [7]. Среди рассказов, услышанных им от защитников старого обряда и вошедших в «Родословие», встречалось множество подобных историй. Типичным примером может служить рассказ «Знамение о руке с неба»: «Было у них (пустынножителей. — М.П.) временное сумнение, что не погрешно ли и подобает ли снова крещати после никониянских попов. Тогда они, пустынники, довольно попостившись и помолившеся о том ко Господу Богу. И было им откровение от Бога: с небеси из облака благословляющая рука, знаменующая о том, что нужно, необходимо снова крещати после великороссийских никонияньских попов» [8]. Симеон Гаврилов не стал включать эту историю в сборник, посвященный таинству крещения, однако приведение фрагмента из «Истории Выговской пустыни» явно свидетельствует о том, что он учитывал психологию своей паствы и таким образом подготавливал читателя к восприятию последующих текстов.
Выписки из Пролога и Миней Четьих, помещенные далее, позволили старообрядцу еще раз подчеркнуть, что «по нужде» крещение может совершаться без елеопомазания и что «не священницы суще по нужде (си есть в недостаток православных иереов) крестиша». За этими выписками следует подробное наставление духовному отцу: «яко внешних в веру и в крещение со искусом и со исповеданием приимать». Обосновывая эту мысль, составитель сборника обратился к Стостатейнику, авторитетному соборному постановлению старообрядцев-филипповцев, составленному Алексеем Яковлевым и соборно принятому в 1777 г. В приведенных выписках из 34-й статьи Стостатейника подобраны отрывки из авторитетных для старообрядцев текстов на эту тему: фрагмент Слова 2 на ариан св. Афанасия Великого, Лаодикийского собора правило 45 из Кормчей книги, фрагменты из «Апостола Толковаго» и др. Эта подборка цитат позволила Симеону Гаврилову обосновать сложившееся у старообрядцев правило: «Приглашеннаго пред крещением исповедать, если и какое зделает преступление, аще и тайно, то бы половину против крещеннаго епитимии налагать» [9].
На л. 46-71 сборника помещен «Устав святых апостол и изложение святых богоносных отец, седми вселенских соборов святаго крещения роду человечю, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, бываемыи над оглашенным, сиреч хотящим креститися». Основу этого текста составил чин крещения, напечатанный в Требнике, изданном в 1642 г. [10], но существенно переработанный защитниками старого обряда. Объясняя читателям причину, по которой старообрядцы вынуждены были изменить православный чин крещения, Симеон Гаврилов предварил текст «Устава» следующим пояснением: «Мнози имут вопрошати нашю братию, сущих християн, рекуще, чего-де ради у вас тако написаша отцы ваши таковыя Потребники, много не от Писания вместиша, а от Священнаго же Писания много исключиша. Мы же на сие отвещаем таковым сице: “Разумейте же вси, чего ради убавлено у нас в Потребниках противу печатных патриарших, понеже то чиноположение, кое не вмещено у нас зде, то принадлежит действоватися освященным лицам, а мы же, простолюдини суще, слушающесвященных правил, не дерзаем касатися недарованная нам, оставляем вся священническия молитвы и чин, принадлежащий священным лицам. А прибавлено зде видится противу печатных Потребников некое уставоположение того ради, да вси малосведующии отцы удобьвозмогут разумети, како подобает действоватися простолюдинам по нынешнему последнему временю во время действия святаго крещения”» [11]. Таким образом, старообрядец отметил, что в чин крещения не были включены молитвы, которые мог произносить только священник.
В сборнике Симеона Гаврилова не только описан обряд крещения со всеми читаемыми в этом случае тропарями и молитвами, но есть и практические указания для наставников. Так, например, уточняется форма облачения крестителя. По христианским канонам при совершении таинства священник должен надевать «белыя ризы». Симеон Гаврилов пояснил: «Аще и есть обычай: нецыи духовнии отцы, егда приходится крестити человека, тогда надевают на себя белую срачицу и порты. Приводят во свидетельство Иноческий Потребник, лист 265, где напечатано: “Святитель одевает белые ризы”. Но сей обычай во обдержанный устав не приемлется, поне тамо сказано не о срачице, но о ризе…» [12] Составителю сборника важно было обосновать, что для крестителя у старообрядцев не было предусмотрено особого облачения.
Подробно остановился Симеон Гаврилов на том, как наставник должен подготовить крестящегося к процедуре крещения: «А до погружения всякаго, пришедшаго креститеся, должен отец духовный поучити и поувещевати, чтоб он или она горазднее ниже в воду погружалися. Должен отец духовный рещи сице: “Слыши, чадо, и вонми. Егда внидеши в воду, тогда сам не погружайся, донеле же не почювствуеш, когда аз тя буду рукою пригнетать. Тогда ты в коленях и в стегнах члены своя пригебай гораздо, чтобы ни един влас на главе не возмогл остаться непогружен в купель во всех трех погружениях”» [13]. Далее сделано уточняющее пояснение для крестящегося: «А на колени не ставай в воду. Аще ли же ниска кадушка для купели, то по нужде и на колени стают» [14]. Говоря о крещении женщин, Симеон Гаврилов советовал особое внимание обращать на погружение в воду длинных волос: «Подобает горазднее погружати, дабы власы ея погрузилися в воде. Или тонкою нитию к шее привязать расплетенныя ея власы» [15]. Составитель сборника отметил тонкости и нюансы, с какими мог столкнуться наставник при совершении таинства крещения.
Данные рекомендации свидетельствуют о том, что Симеон Гаврилов имел богатый практический опыт. Этому есть и документальное подтверждение. 22 января 1899 г. во время пребывания в д. Кокшеньге он был арестован урядником Спасской волости Тотемского уезда И. М. Едемским за совершение обряда крещения [16]. Во время следствия была конфискована большая часть его книг и рукописей. Вплоть до указа 1905 г. «Об основах веротерпимости» за крещение по старообрядческому варианту крестителю полагались шестимесячное тюремное заключение и ссылка.
Сборник ИРЛИ, собр. Каликина, № 7 был написан уже после освобождения Симеона Гаврилова из-под ареста. По-видимому, после отмены всех ограничений для старообрядцев в 1905 г. у них появилась возможность письменно зафиксировать особенности обряда крещения и безбоязненно распространять подобные сборники среди единоверцев.
Ниже публикуется сочинение Симеона Гаврилова о крещении, завершающее сборник. В нем описываются конкретные «ошибки», которые допускали северодвинские наставники при проведении обряда. Этот текст позволяет проследить, каким образом старообрядцы на практике реализовывали предписания Устава о крещении.
Симеон Гаврилов. О крещении
Подобает же ведати и о сем, о еже каковыя случаются во время святаго крещения погрешности и ошибки и у сущих християн, от него раздноя и неприятыя крещения, ово забвения и небрежения ради, ово же неискуства и конечнагоневежествия ради, да вся почтенный предводительством духовными требами стада христовых овец по прочтении сего разъяснения опасно блюстися повинен есть сам и прочих неведущих поучати, еже совершенно и богоискуснедеиствовати во время совершающагося чина святаго крещения.
1-е неправоподобное событие. Нецыи поведаша нам об некоей старушке християнке, еже она по нужде крестила младенца с молитвою Исусовою. Еже есть подобало бы при погружении глаголати: «Крещается раб Божии, имярек, во имя Отца и проч». А она по неведению вместо тех богословных слов молитву Исусову творила. Таковое крещение отцы благоискуснии по правилам святых отец, разсмотривше, отнюд в крещение не вмениша, а умершаго младенца с таковым крещением поминати на имя не повелеша. А точию едино приглашение вмениша во оглашение. А за сию ошибку даша ей достодолжную епитимию. Но обаче и сие судиша отцы, еже коих по усмотрению цел и здрав смысл имущих старушек богобоязнивых, таковых подобает для крайния нужды поучити, како подобает погружати в купель во время святаго крещения и какия тогда слова говорити. А которыя старушки малосмысленныя и безпамятныя, и безпонятныя, те аще и далече живет отец, тем внушить, дабы они не смели дерзати таковаго великаго дела, а ходили бы по такова человека, который определен отцем духовным на такое дело.
2-е неправоподобное событие. Еще поведано бысть нам, яко некая старушка-християнка крестила младенца о святей Пасхе и по неведению вместо богословных слов приглашала: «Христос Воскресе!» И таковое крещение отнюд в крещение не вочтено бысть, а умершаго младенца на имя не поминать, а точию яко же оглашеннаго ко крещению.
3-е. Еще поведано бысть: некий християнин по неведению крестил в 9 лиц, еже есть в погружении, глаголаше сице: «Крещается раб Божий, имярек, во имя Отца, во имя Сына и Святаго Духа», — и по возгружении глаголаше: «Аминь». И в третие тако жде рече. И сицевое крещение не приято есть церковию отнюд по правилом святых отец, а присоветовали погрузити снова по сущей и истовой форме. А сущая и истовая форма сия есть, аще кому и по самой крайней нужде случится крестити, но дабы всякой знал сие: егда станет в купели человек, тогда возложит ему на главу руку креститель и рече: «Крещается раб Божии, имярек, от имя Отца», и погрузив единою, и по возгружении рече: «Аминь»». И паки рече: «И Сына». И погрузив единою, и по возгружении рече: «Аминь». И паки рече: «И Святаго Духа». И погрузив единою, и по возгружении рече: «Аминь». И подобает опасно внимати, дабы всякое богословное слово и все три аминя во всех трех погружениих проговариваны были бы сверх воды. То сия есть сущая истинная форма святаго крещения всякому человеку, аще младенцу, аще престарелому. Сему вси отцы духовнии зело должни быстьтвердо знающи, дабы безошибочно могли действовати по сущей сей справедливой форме святаго крещения. Аще кто и не сумеет совершить чина, положеннаго в Потребниках, до погружения и после погружения, то и бы точию во время трехкратнаго погружения по вышеписанному истово здействовал, таковое крещение приято есть. Подобает о сем отцем духовным смотрение имети, аще в коем любо месте случитися благословити по нужде из малосведущих из мужеска полу, а за неимением и старушек, крещати, того всего нужнее подобает научити и святому трехкратному погружению.
4-е. Еще приидоша в слухи наша. В некое время по крайней нужде крестила старуха старуху сицевым образом: старуха крестительница страха ради иноверных властей не смела в реку заити и на главу возложити руку, но повелела крестящеися старушке заити в реку одной и погружатися самой трижды, а крестительница стояла на берегу за кустом и проговаривала богословныя слова. И сия по некоем времени с таковым крещением постриглася во инокини. И по уведании таковаго на ней крещения присоветивали отцы крестити ю снова. А чин иноческий с молитвою самой снято. И по крещении паки с молитвою Исусовою самой надеть.
5-е. Подобно сему еще во известность прииде нам. Некии старичок, християнин неграмотной и невежа, крестил двух старух. Приказал им заити в реку и погружатися по трижды, а сам стоял на берегу далече. И сие крещение не приято бысть отнюд, и повелеша снова крестити и отречение снова говорити, подобно яко же и некрещеным никогда же.
6-е. Еще бысть поведано нам: в некоей стране бысть пруд глубок в реке, и людие, положиша на воду большую жердь и крестившиися, сами держалися за жердь руками, сами же и погружалися по трижды в воду, а креститель стоял на берегу. И таковое крещение не приято бысть отнюд. Присоветовали таковых паки снова крестить по сущей справедливей форме истинным крещением, еже креститель положит руку на главу и погружая трижды с подобающими богословными словами, яко же чин Святей Церкви от издревле предан есть, коего должни есмы содержати и храните нерушимо даже до скончания века.
7-е. Некии человек зазорнаго и слабаго жития, давно отлученныи за своя грехи, за которыя он должен епитимии пребывати немалое время, и сицевый прииде ко отцам и поведаше об себе, глаголя: «Егда меня отец крестил, тогда не всю главу мою погружал в воду, а только одно лице. И когда я шел, рече, от речки ко отцовой келии, тогда осязал рукою моею на затылке моя власы тако жде, и в келию отцову пришол, тоже осязал и ощущал оныя моя власы на затылки сухи». А на котораго он показывал отца, того уже тогда в живых не бе. А прочия християне доказывают, что оныи отец искусен был крестить и всякому приказывал пред часом самого крещения, дабы в воду горазднее погружалися во всех трех погружениях, дабы отнюд ни един член тела ни возмогл остатися нипогружен, даже ни до единаго власа. Но оныи же пришедыи человек зело уверителными словами подтверждал и Бога свидетеля поставлял ведца тайнам нашим, яко: «Ей, ей, так бе, яко же быше сказано, сух оставался затылок той!» И об таковом обсоветовали отцы тако: аще его вменить за некрещеннаго, а токмо за оглашеннаго, то не емфтои ли ради выгоды он так умышленно об себе сказал, желая избавитися достодолжныя за грехи своя понести епитимии, поста и поклонов земных, зная, яко до крещения сотворенныя грехи не полагаются в зазор или в порок, и оный человек уже не в молодых летах и грамоте умеющ. И советовали об нем отцы, глаголющее: «Бог один весть, братие, тайны сердец всех человек, аще истину свидетельствует об себе, то подобает его крестити неотрочно. Но ис подобенства дела его замечательную подобает вину имети об нем, яко бы он сего ради умыслился тако об себе рещи: “Аще меня окрестят, то я после крещения не буду иметь порока и зазора за грехи моя, даже по времени не зазорен буду произведен быти и в духовныя правители”». Понеже свидетельствуют о его крестителе, якобы он всякому приказывал гораздее погружатися во Иордане. И о сем обсоветовали отцы тако: «Аще оставим его без епитимии, то да не и другии тако умыслит сотворити, еже ащекрещеныи добре во второе окрестятися святым крещением дерзнет, избытия ради достодолжныя епитимии за грехи своя или получения ради коего первенства и чести. А без крещения оставити его опасно есть, да не лишитисяистиннаго крещения». Сего ради обсудили об нем тако, еже без всякой уступки вынести ему за грехи своя достодолжную епитимию до желаемого крещения как сущу християнину, три поста по шести недель, а четвертый пост шестинедельный же ко святому крещению. И когда выполнил он совершенно вси сии 4 посты, тогда крестили его совершенно святым крещением и заповедали таковому не касатися духовных дел во вся дни жизни своея, да и не ин кто ради освобождения епитимии или ради чести, дабы не дерзал к тому подобно сему и ложно о себе засвидетельствовать.
8-е. В Москве при отце Никите Яковлевиче было разбирательство о самокрещенниках, которыя крещены от самокрещенника Викула. Оныи Викула крестил сам себя с таким залогом, что несть в миру християнства. От коего Никита Яковлевич еще при Григорье Нестеровиче принял без крещения человек с 20, при том деле и Семен Прохоров бысть. Тогда от самокрещенникова викуловскаго крещения выбраны и благословлены были в духовныя правители, а именно Василий Никифоров. Немалое количество духовных детей имел, крестил и каял, и в духовныя правители благословлял. Потом християны тех мест стали подозревать, что московския неправильно приняли от самокрещенника, а потому было второе разбирательство самокрещенников, которых обсудили внофь приходящих крестить, а после начали сумневаться новокрещенныя, что де нас крестили, а прежде нас без крещения, то есть самокрещенским крещением, многих приняли. И сотворися немалое волнение. Тогда приехал в Москву Василей Никифоров, требует помощи для примирения. И тогда даша ему совет изыскать свой корень крещения, которой и трудился немалое время, кой оказалося, что крещение его на нем от самокрещенника. Того ради паки крестили его в Москве, а на духовное правление паки снова благослови его, кой правил до самои смерти, и от самокрещеннив крестил снова.
9-е. Сказание о разных согласиях, от которых именно крещати повелевает Святая Церковь Христова, а от коих з достославным постом точию присоединяти повелевает к себе. Которыя любо согласия отделившиися от потомства благочестивых наших отец и не хранят християнское наше крещение, то есть после нашего сущаго християнскаго крещения паки крестят снова, от таковых, нехранящих нашего святаго крещения, и мы крещения их не приемлем, то есть крещеннаго ими паки снова крестим, по свидетельству Никона Черныя Горы 63 слова, лист 563 напечатано сице: «Аще ли они хранят наше крещение, сие нас да умолит». По сему писанию обсудиша отцы на собраниях: странников, глаголемых бегунов, согласия, называемого тверскаго, которыя отсташа от християн нашего потомственнаго корени, а отстали токмо за ревизску запись от нас, и сии, именовании тверския, не крестят после нас. От таковаго согласия и мы ими крещеннаго не крестим, но с 40-м постом принимаем к себе в сообщение. А странники, которыя произрасли от самокрещенника Евфимия и подобныя им, которыя крестят после нас, от таковых и мы всех их без изъятия крестим. Подобне же и от согласия называемых бабушкиных или белоризцов приемлем к себе в християнское совокупление, аще кое их согласие хранят наше крещение, то есть не крестят после нас, то из того их согласия приходящих и мы не крестим, а принимаем в совокупление с 40-м постом. А понеже есть их бабушкино и такое согласие, кои крестят после нас, то от таковых и мы приходящих не приемлем без крещения, сиреч крестити снова. Аще же котории от новоженов потомственных, то есть от Ивана Алексеева, от их согласия новоженскаго придут к нам, которыя браки венчают и за законныя полагают, и Христа хулят, и християн укоряют, и еретиками называют, и за оное их мудрование приходящих положиша отцы наши крестити снова. А которыя от них придут к нашей православной Церкви, а они будут крещении от наших християн или от Федосеевых, таковаго не подобает крестити, а которыя дети новоженческияих крещение или кто прочии человек крещен новоженами, то таковых подобает крестити совершенно. А котории придут от мелникова согласия, то есть Орловской губернии от Тимофея Степанова, от таковых крестим, яко же еретиков перваго чина. А приходящих от федосеевскаго согласия и от аристова, и от тропарщиков, называемых монастырских, и от отщепенческаго согласия приходящих принимаем з достославным постом точию, а не крестим от тех согласии. Точию испытати подобает, не принят ли он в их согласие от какова-любо согласия, от котораго нужно было снова крестить.
10-е. Еще услышася нам, что бывали случаи, инии крестили в корытах, а инии в колодах и мелководия ради из ковшика трижды на главу поливали, таковое крещение отнюд не приято, а умершаго не поминати на имя, а вменить точию одно оглашение во оглашение. Подобает крестителю смерити сосуд по мере человека, аще совершенно возможно погрузити в воде, тогда и погружати.
11-е. Еще бысть обыскание и о сем: некоего человека крестил отец, а в погружении в третий раз, то есть во имя Святаго Духа, погрузил в воду не зело добре, то есть не возлилась вода на главу его, таковаго по прошествии некоего времени присоветовали отцы погрузити снова в третий раз. Первыя два погружения вменити за действительныя, а точию третий раз во имя Святаго Духа погрузити снова. С тем дополнением и пребысть человек той до преставления своего, а нецыи зело зазирали, глаголюще: «Подобало бы сицеваго всю форму снова совершити, то есть по чину с богословными словами трижды погрузити». Но обаче на сие вси согласны быша, глаголюще, яко егда в купели кое-любо из трехкратнаго погружения добре погрузится и совершатся, то вменяти его за действительное, а егда кое-любо едино из трех погружении несовершенно случится погрузити, то тогда же тое погружение снова погрузити, и тое богословное слово снова перегрузити, и с погружением в сущность вменяти. Потом второе или третие богословное слово говорити и погружати. Сего ради подобает крестителю еще до вхождения в купель добре с понятием поучитивсякаго человека, яко же в чине крещения нравоучение вмещено есть, да всяк, внимательно послушая, возможет добре совершите форму святаго крещения.
12-е. Еще было суждение: в крещении у некоего отца случися ошипка в погружении, рече бо: «Крещается раб Божии во имя Отца», а ко второму погружению: «И Святаго Духа. Аминь». А к третьему последи рече: «И Сына. Аминь». И по времени, егда посоветовши со отцами повелеша снова крестити.
13-е. Во Орловской губернии некто крестил в четыри амини, еже есть глаголаше бо сице: «Крещается раб Божий, имярек, во имя Отца, аминь, и ныне присно и во веки веком, аминь». И сице крещеных обретеся до 50 человек, коих по разбирательству паки всех их 50 человек снова крестиша. Сего ради отцы не советуют никоему же крестителю прикладати к третиему погружению: «И ныне, и присно, и во веки веком, аминь». Аще и есть в некоих древлепечатных Потребниках к третьему погружению после речи сеи: «И Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком. Аминь». Тогда «Амини» после Святаго Духа не напечатано, а напечатана «Аминь» на самом конце, после «и ныне». Довлеет сего на совершение святаго крещения по свидетельству многих древлепечатных Потребников глаголати сице: «Крещается раб Божии, имярек, во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь». Того и довлеет. А «и ныне и присно и во веки веком. Аминь» удобнее оставити.
14-е. Некии отец крестил девицу к Рождеству Христову и нарече ей имя во святом крещении Феона, кое есть 5- го генваря, святых мученик Феопента и Феоны. А по прошествии неколико времени почитавши в Прологе страдания сих святых мученик Феопента и Феоны и познаша, яко Феона мужеско есть имя, а не женское, и за то даша отцу исправу шесть недель поста, а крестить снова не повелеша.
15-е. Еще же и сие известно буди вам, отцы и братия, яко многия благоразумныя отцы советуют во крещении давати имена по святцам, по известным святым, а не по Прологам. Но обаче и ис Прологов на имя достовернаго святагоугодника Божия или угодницы Божия давати имя несть греха, и невозбранно позволяется давати имя всегда на тех святых, иже в Прологе, яко же обычаи есть дают ис Прологов. Но советуют более отцы того ради лучше глаголющедавати имена из святцов сих ради вин: первая, что Прологов у деревенских людей зело редко и мало имеется и они не будут знать день своих минин. Да еще же вторая вина: тем святым, иже в Прологе, и служба не положена им, и каноны и тропари не написаны, токмо разве желающему по общей Минеи возможно службу отправить, и что ради тако Церковию разсудилось не вместити в святцы всех святых, иже в Прологе написаны, или невмещения ради службы, или неточности ради противу тех святых, иже в святцах. Да еще же случаются каковыя погрешности у неискусных и малосведующих оцей, еже давати в крещении имя из Пролога поганское Дорогомира. Сия Дорогомира упоминается в Прологе 4-го числа марта, она была мати святаго Вячеслава, упоминается в Прологе 16-го сентября. Яко она повелела бабушку Людмилу удавити, и последи писано об ней сице: «Окаянная сия мати Вячеславля Дорогомира зле погибла». Ошибка же у отца случися за неискуство в грамоте, того ради обыскала ему имя оное помогающая при крещении едина инокиня. Она точию посмотрела в Прологе 4-го марта. И мняше, яко сея Дорогомиры сын ея Вячеслав свят есть, тако ж и мати его свята, но по 16-му сентября слову она бе окаянная мучительница и погибшая во веки, и сего ради за сию ошибку тому отцу дали епитимию 6 недель поста, а крестити снова не повелели тако жде и тои инокине, иже такое имя приискала, тоже 6 недель поста.
16-е. Еще бысть вопросоответство: некии отец крестил в кадушке в одной воде двоих, а форма в трехкратном погружении и богословных словах совершена была зело добре, первому и второму, но понеже воспрещено святыми отцы крестити во одной воде двоих, и сего ради перваго крещенаго вмениша за крещеннаго, а втораго ж ни. Но понеже второй сей с таковым негодным крещением благословенныя во отцы и многих крестил, и по разбирательству дела крестили его самого снова, и тех всех, их же он крестил, снова крестиша, а крестителю за ошибку наказан 6 недель поста.
17-е. А котории согревают воду для купели аще от неведения, тем не зело велика епитимия, а котории знают, яко не подобает тако творити, а творят, тем больша усугубляется епитимия за сие.
18-е. Еще случися от неопытности и от забвения отца внушити о сем. Он единою в купели уже погрузил человека и увидел у него на шее старой крест. Тогда он его снял и той раз снова погрузил, а крестителю за сию ошибку и неусмотрение положено бысть 6 недель поста.
19-е. Еще к сему бывал и такой случай во вре[мя] святаго крещения от забвения. Отец стоял во время погружения к востоку лицем, а крестившагося держал к западу лицем. И за сию ошибку крестителю 6 недель поста.
20-е. У крестителя некоего бысть и сицевая погрешность: случися крестить больнаго старика, а он росту высокаго, а купель была не очень широка, и в трех погружениях случилося во время единаго погружения его локоть зацепился за краи купели и так остался не погружен. А руки его были держаны у крестителя в левой руке, и сего ради весь он погружался добре, и вся форма крещения добре совершися, кроме того лактя, единожды оставшагосянепогружена. И за то крестителю положена была епитимия 6 недель, а крещение приято. И по сему случаю всегда нужно крестителю руки и крестившагося брати в левую свою руку. А которыя крестители во время погружения не берут рук у крестившагося в левую свою руку, тогда крестящиися во время трехкратнаго погружения овии хватаются за край купели, аще же в реке зимой, то за край льда хватаются, аще же и летом в реке или езере, то за вымосткиухватываются, на которых креститель стоит ногами, а близостоящии друзии дерзают помогать, или от края купели руки спехивают, или со льда у крестящегося руки сталкивают, или от сходней отрывают руки, на которых креститель стоит. А по Священному Писанию весьма воспрещается иному дерзнути прикоснутися к купели, кроме крестителя во время трехкратнаго погружения, и у иных так руки и остаются непогруженными. И много бывает различных погрешностей у тех крестителей, котории не берут рук крестящагося в левую свою руку во время погруж[ения].
21-е. К тому же и сие поведано бысть, некии отец крестил в реке зело горбатую старушку, а воды было мелковато. И он ея погружал весьма хорошо, но единожды на горе ея вода не совсем залилась, и за то крестителю положено бысть 3 недели поста, а крещение приято.
22-е. Еще поведано бысть и сие, яко некии отец крестил единою человека, а в начале перваго погружения имени не помянул, рече бо сице: «Крещается раб Божии во имя Отца», и прочее. Кроме того, вся по сущеи форме справедливо совершил. Но точию в начале имени не помянул, и о сем было суждение. Нецыи глаголаху, яко неотрочно подобает крестити снова, а друзии глагоху: подобает вменити то крещение за сущее крещение, понеже ащепогрешил и не помянул имени, но в приглашении ему имя было наречено, а наипаче во отрицании от сатаны многократно нарековано в тяше имя ему. И он все свое мнение положил крестити в то имя, но от забвения не помянул, и такосогласившеся, вси прияша тое крещение за сущее крещение, а крестителю 6 недель поста с поклоны.
23-е. Еще бысть суждение и о сем: аще которыи креститель зааминит в воде, то есть не поднявши из воды главы крестившагося, и речет: «Аминь». Сие есть погрузивши в воду и в то время выговорит «Аминь» или которое любо богословное слово «Во имя Отца» или прочая, то и за сие некотории отцы советуют в то же время перегружати снова. А инии глаголюще, подобает оставити в судьбы Божия таковое крещение, сие есть не погружати снова. Обачемножайшии советуют сице: оставить на совет каждого отца, аще которыи изволит, да погружает снова, аще же ни, да оставит тако. Понеже бо вся форма справедливо совершилась, кроме сего, еже из трех одно богословное слово или аминь едина поспешавши скажет, а человек погружен в воде, и тако по водольном разсуждении согласившеся не повелеша за сие второе крещати снова, но обаче за неискуство и за небрежливость таковаго крестителя не подобает за сицевыя ошибку, си есть погрешности, оставити без епитимии, но или на три недели, или на две, или на едину неделю, всяко должен есть понести епитимию, дабы впредь остроумнее был и внимательное опасение имел в действии сем величайшем и преужасном деле Божием.
24-е. Еще бысть суждение и о сем: аще у котораго человека в тяжкой болезни отимется язык, а сродственники его призовут отца духовнаго и будут просить его окрещати больнаго, немогущаго глаголати. Тогда отец должен вопросить его, желает ли он получите святое крещение. И аще поразумеет больной вопрошение отеческое и будет показывать виды, еже хотети, или глазами, или гласом умильным, еже к хотению его, или рукою помавая к сему желанию, и аще и от сего замечательнаго желания мало познано будет, тогда подобает взяти за руку больнаго и вопрошати, желает ли прияти святое крещение. И аще он пожелает, тогда рукою держимою и будет виды показывать просительныя ксему, то таковаго подобает вскоре крестити. Аще не будет его желания, то и будет отнимать свою руку или отвращатися на ину страну, или гласы нелепыя испускати, или очима своима вид отклоняющаюся от сего показовати будет, то таковаго не подобает крестити, аще сродственники и просят об нем. Аще же больный глаголати не может, даже и никакова вида не может показати, ни желания ко крещению или отвращения от того, а прежде, когда он был в чювстве, тогда просил и желал в християнскую вступите веру, то и таковаго можно крестити, аще же когда был в чювстве, ежели уже в болезни вида не покажет, еже возжелати получите святое крещение, то таковаго не подобает крещати, аще сродницы его и просят о нем.
ИРЛИ, собр. Каликина, N° 7, л. 120-136
Источники и литература:
[1] О Симеоне Гаврилове см.: Савельев Ю. В. Северодвинский старообрядец Симеон Гаврилов и его рукописное наследие // Выговская поморская пустынь и ее значение в истории русской культуры. Петрозаводск, 1994. С. 86-89; Т. В. Берестецкая, В. Г. Дружинин, Ф. А. Каликин, С. Гаврилов — коллекционеры старообрядческих памятников // Старообрядчество в России (XVIII— XX века). М., 1999. С. 439-450; Щипин В. И. Старообрядчество в верхнем течении Северной Двины. М., 2003. С. 21-24; Житие Герасима Вощикова: из истории филипповского согласия. Сочинение старца Симеона Гаврилова. М., 2010. С. 3-21.
[2] ИРЛИ, собр. Каликина, № 7, начало XX в., 4°, полуустав, без переплета, 152 л.
[3] Подробнее об этом см.: Ивановский Н. И. Критический разбор учения не приемлющих священства старообрядцев о церкви и таинствах. Казань, 1883. С. 175-240; Смирнов П. С. Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII в. СПб., 1909. С. 212-228; Мальцев А. И. Проблема чиноприема новообращенных в сочинениях старообрядцев-беспоповцев XVIII — начала XIX в. // Старообрядчество: история, культура, современность: материалы VI науч.-практ. конф. М., 2002. С. 474-481.
[4] Ивановский Н. И. Критический разбор учения не приемлющих священства старообрядцев… С. 195. Подробнее о чине приема в православие в России см.: Опарина Т.А. Выбор чина приема в православие западных христиан в период междупатриаршества (1612-1619 гг.) // Российская история. 2010. № 5. С. 119-137.
[5] ИРЛИ, собр. Каликина, № 7, л. 1.
[6] Там же, л. 7. Текст опубликован: Филиппов И. История Выговской пустыни. СПб., 1861. С. 282-285.
[7] Подробно об этом см.: Першина М. В. «Родословия» северодвинских старообрядцев // Общественное сознание и литература России: Источники и исследования (Археография и источниковедение Сибири; вып. 27). Новосибирск, 2008. С. 87-106.
[8] БАН, собр. Дружинина, № 510, л. 115.
[9] ИРЛИ, собр. Каликина, № 7, л. 25.
[10] См.: Требник. М., 1642.
[11] ИРЛИ, собр. Каликина, № 7, л. 43-44.
[12] Там же, л. 46.
[13] ИРЛИ, собр. Каликина, № 7, л. 56 об.-57.
[14] Там же, л. 57.
[15] Там же, л. 57 об.
[16] Житие Герасима Вощикова: из истории филипповского согласия… С. 14.
Автор: Першина М.В. Институт истории СО РАН, г. Новосибирск
Источник: Сборник «Тексты источников по истории России и национальная культурная традиция». Новосибирск, 2014 г., стр. 276-289
Комментариев пока нет