Наш сайт начинает серию публикаций, посвященных соборности в жизни старообрядческих согласий. Сегодня мы публикуем один из проектов положения о Епархиальном Собрании в Русской Православной старообрядческой Церкви. Этот документ разработан во исполнение решений Совета Митрополии Русской Православной старообрядческой Церкви, состоявшегося в феврале 2006 года.
21–22 ноября в здании «Новые палаты», что на Рогожском, прошла XIII международная научно-практическая конференция «Старообрядчество: История, культура, современность». Представляем репортаж с этого мероприятия.
Основной позицией старообрядцев в отношении светского государства (ситуативно угнетавшего их) и огосударствленной новообрядческой церкви был категорический протест. Но этот протест редко выражался в активных формах — чаще всего он принимал вид эмиграции, чему основанием была традиционная христианская позиция непротивления властям, даже богоборческим. Исследователи также указывают на священную миссию труда староверов — на труд было возложено не только материальное обеспечение общины христиан, но сохранение последних «останков Веры Христовой».
Одной из важных черт церковно-общественной жизни старообрядчества является соборность — участие членов общин в самых разных церковных служениях, включая принятие решений на приходском и более высоких уровнях. В безпоповских согласиях, то есть не приемлющих священство, церковное управление осуществляется непосредственно мирянами — членами общин. Одним из наиболее важных событий в жизни любой такой общины является избрание наставника, главная обязанность которого возглавлять богослужение и исполнять основные таинства и требы. Сегодня мы расскажем об институте наставничества в Древлеправославной Поморской Церкви.
Вот уже три года на Рогожском после окончания Соборов в Духовном училище проходят встречи со студентами и молодыми клириками по каноническим и богослужебным вопросам. Очередная такая встреча прошла в октябре 2019 года. Ведущий о. Вадим Коровин не знающего церковных правил клирика сравнил с водителем, не знающим правил дорожного движения. На встрече побывал игумен РПЦ Кирилл (Сахаров) и поделился записями.
Пугачевский район Саратовской области был издревле заселен колонистами-старообрядцами и переселенцами из-за границы. Скиты староверов-безпоповцев создавались в пределах Саратовского края уже с конца ХVII века. Об истории беспоповского течения в этой местности и о сегодняшнем дне общин рассказывает учитель истории МБОУ СОШ № 17 города Кузнецка Степанов Дмитрий Владимирович.
Сайт «Русская вера» продолжает серию репортажей о старинных русских городах, чьи топонимы вписаны в историю первых веков существования нашего государства и которые поныне являются известными и посещаемыми историко-культурными центрами. Также мы постараемся рассказать о реликвиях и святынях, находящихся в этих городах. Наш новый репортаж из старинного Углича.
30 октября 2019 года в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева состоялось открытие выставки «Памятник эпохи Андрея Рублева. Царские врата из собрания семьи Татинцян». Малоизвестный памятник древнерусской культуры — царские врата первой половины XV века с изображением Благовещения и четырех евангелистов — входит в круг произведений, созданных преемниками великого иконописца Андрея Рублева.
На прошедшем 22–23 октября 2019 года Освященном Соборе Русской Православной старообрядческой Церкви, в частности, рассматривали вопрос о взимании платы за требы. Докладчиком по этой теме был настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в г. Ржеве протоиерей Евгений Чунин. Публикуем его доклад.
Как возник епископат в Древней Церкви? Какова была процедура выдвижения епископов? По каким критериям выбирались кандидаты во епископы и какое участие в этом принимала община? Предлагаем статью историка Кирилла Михайлова.