История России обширна и величественна своими событиями. В этом разделе мы публикуем интересные исторические материалы и редкие подлинники минувших дней. Шедевром коллекции нашего сайта является «Лицевой летописный свод XVI века», который по праву считается главной книгой Российской империи. Это монументальный памятник древнерусского книжного искусства, по масштабности и широте охвата исторических событий, а также по форме представления материала не имеющий аналогов в мире.
В древности алкоголь хотя и употреблялся славянами, но пьянство не являлось печальным социальным явлением. Спаивание народа по большому счету началось лишь в эпоху Романовых, когда сперва частным лицам было запрещено изготавливать спиртное для личного употребления, а затем и государство стало напрямую поощрять, развивать и контролировать питейные заведения. О том, как проходил процесс распространения пьянства на Руси при Романовых, Иван Прыжов рассказал в своей книге «Очерки по истории кабачества». Публикуем исследование Прыжова, посвященное так называемым «кабацким откупам».
О России столетиями намеренно создавалось искажённое представление как о самой пьющей стране, а о русских — как о пьяницах. Только раскрываемые факты доказывают обратное: в Древней Руси пьянства не было никогда, а хмельные напитки были противны русскому духу, так как православная вера требовала умеренности. Пьяная тематика не отразилась ни в изобразительном искусстве, ни в песнях, ни в сказках, ни в богатырских былинах. О там, как и когда проходил процесс распространения пьянства на Руси, читайте в статье.
«Повесть временных лет» — единственный письменный источник, подтверждающий существование так называемой Киевской Руси. Ну не могло столь «выдающееся» государство в Восточной Европе оставить после себя всего один письменный исторический источник! Да и сама вероятность того, что именно Киев, расположенный где-то на окраине, мог стать центром государства, непросто ничтожно мала, но и абсурдна.
В этом году исполнилось 100 лет со дня февральской революции 1917 года. В юбилейный год председатель приходского совета Успенской единоверческой общины Симбирска Владимир Басенков рассказывает, какие последствия принесла эта революция для единоверцев.
«Побоище ледовое» — под таким названием вошло в историю сражение, которое состоялось 5 апреля 1242 года (18 апреля по новому стилю). В этот день святой благоверный Великий Князь Александр Ярославич Невский разгромил войско немецких рыцарей на льду Чудского озера. Сражение состоялось в день праздника Похвалы Пресвятой Богородицы. Победа Александра Невского навсегда спасла северные исконные русские области от вторжения католицизма. Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года.Читать в подлиннике на страницах Лицевого свода →
Русская летописная история — это монументальный памятник древнерусского книжного искусства, по масштабности и широте охвата исторических событий, а также по форме представления материала не имеющий аналогов в мире. В коллекции собраны погодные (по годам) летописи, повести, сказания, жития русской летописной истории на протяжении четырёх с половиной столетий (XII–XVI века).
Ныне провинциальный, второстепенный областной центр Тверь некогда являлся видным политическим, экономическим и культурным центром древней Руси. В какой-то мере он даже соперничал с другими крупными городам своего времени, такими как Киев, Великий Новгород и молодая Москва. Однако древняя Тверь известна не только своими политическими амбициями, но и внушительным вкладом в русскую культуру. В средневековье в Твери складываются и расцветают местные иконописные традиции, которые существовали и развивались вплоть до начала XX века.
40 лет назад, 1 июля 1975 года, сельским жителям СССР наконец-то решили выдавать паспорта, запретив, правда, принимать их в городах на работу. До этого года не имели права на паспорт 37 процентов граждан Советского союза. Обозреватель газеты «Коммерсант» Евгений Жирнов восстановил историю борьбы советского руководства за сохранение отмененного столетием ранее крепостного права.
Старообрядческие села Малороссии представляли собой относительно замкнутые религиозные анклавы: будучи тесно интегрированными в местную экономическую жизнь, они тем не менее старались оградиться от чужого культурного и церковного влияния. Свидетельство этому — своеобразные «конституционные» документы, определявшие нормы нравственности и морали в этих общинах. Эти старинные старообрядческие кодексы удивительно похожи на древнеславянские документы, такие как «Русская правда». Вместе с тем запреты, имеющиеся в них, показывают, насколько распространены были в то время те или иные не вполне благочестивее народные обычаи, традиции и привычки.