Народная игрушка является важным этническим элементом и памятником традиционной культуры русского народа. Она представляет собой синтетический вид народного творчества, в котором соединяются средства декоративно-прикладного и изобразительного искусства, музыкальные элементы. Игрушка — это также традиционный элемент воспитания детей. На предстоящей в честь торжеств в Неделю Жен-Мироносиц Рогожской ярмарке будут представлены к продаже раличные виды русской народной игрушки.
Русский историк и этнограф второй половины XIX века, исследователь славянских древностей, знаток русского народного быта Михаил Забылин собрал уникальные материалы о русском образе жизни, его обычаях и традициях в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия». О том, как праздновали Масленицу наши предки, читайте в этом материале.
Святитель Никола Мирликийский, память которому Церковь празднует 19 декабря и 22 мая, занимает особое место в религиозном сознании русских. Он является наиболее почитаемым святым после Богородицы и Исуса Христа. Добрый, защищающий «земной» Никола Угодник противопоставляется карающему с небес Илье пророку и в народе считается «мужицким заступником».
Неделю перед наступлением Великого поста в народе называют масленицей. В церковном же календаре это время названо Сырной седмицей. Для людей верующих сырная неделя, или масленица, является временем подготовки — это переход от обычной жизни к духовным подвигам. Но обычно при слове «масленица» возникают ассоциации с народными гуляньями, чучелом зимы, катанием на санях, взятием снежной крепости и — непременно блинами. Представляем нашему читателю, как праздновали масленицу два столетия назад.
Большинство русских мыслителей, среди которых немало писателей, поэтов, государственных деятелей, политиков и полководцев очень любили русскую баню. Неизгладимое впечатление русская баня произвела также и на многочисленных иностранцев, побывавших на Руси. Сайт «Русская вера» публикует наиболее яркие и запоминающиеся высказывания о русской бане.
Традиционная русская баня – это не просто заведение, где можно вымыться. Баня – это состояние души, разума и тела, их единство. И так повелось еще со времен Древней Руси. Тот, кто не любит баню, просто ни разу в ней не был.
От пятидесяти до ста рублей просят торговцы банными вениками, если остановиться на любой загородной автомобильной трассе. Их «витрины» выглядят оригинально: березовые и еловые веники развешены на длинной жерди, покачивающейся от проходящих машин или налетевшего ветра. Однако куда приятнее заготовлять их самому, переживая то, что понятно будет лишь тем, кто сохранил в себе бесценный русский дух. В зависимости от региона березовые веники запасают с середины июня до середины июля, чаще в период между Троицей и «Петровками» — днем святых апостолов Петра и Павла.
Сегодня не так часто пишут о бытовых традициях древней Руси — историки изучают главным образом политическую историю. Однако в русской историографии есть имена исследователей, которые уделяли внимание жизни русского народа не меньше времени, нежели завоевательным походам, сражениям и экономическим реформам. Среди таковых исследователей — замечательный русский историк-археолог Иван Егорович Забелин. Публикуем главу из его книги «Домашний быт русских царей», посвященную царской бане.
Настенные картинки, или рисованные лубки — одна из разновидностей народного изобразительного примитива. Своим появлением рисованный лубок обязан Выго-Лексинскому общежительству. Испытывая настоятельную потребность в обосновании истинности своей веры, старообрядцы, наряду с перепиской сочинений своих апологетов, пользовались наглядными способами передачи информации, в том числе рисованием настенных картинок.