По мнению профессора МГУ им. М. Ломоносова Ирины Васильевны Поздеевой, история старообрядчества — это настоящая история личностей. Она указывает, что в современном старообрядчестве этому вопросу уделяется недостаточное внимание. Многие личности, которым старообрядчество должно быть благодарно, сегодня практически забыты, а память о них истерта. К счастью, особое место на конференции «Старообрядчество: история, культура, современность» занимают доклады, посвященные известным и неизвестным деятелям старообрядчества. Сегодня мы публикуем выступление протоиерея Евгения Чунина (г. Ржев), посвященное 70-ти годам священнического служения легендарного священника о. Илии Ближникова.
В этом году исполняется 140 лет со дня рождения Федора Евфимьевича Мельникова. Имя Ф.Е. Мельникова, писателя и религиозного деятеля, в СССР было под запретом. Заочно приговоренный революционным трибуналом к расстрелу, он и в подполье, и в эмиграции еще долго продолжал считаться врагом страны, хотя вся его вина заключалась лишь в том, что не мог он смириться с гонениями на святую церковь, служению которой посвятил всю свою жизнь, не мог принять власть, боровшуюся с верой.
Сайт «Русская вера» продолжает публикацию материалов, посвященных судьбам старообрядческих священнослужителей, пострадавших в годы сталинских репрессий и гонений на религию. Дело священника Зотика Любимова вошло в общий процесс так называемого старообрядческого фашистско-монархического центра, якобы замышлявшего свергнуть Советскую власть и вернуть на престол династию Романовых. По этому обвинению были арестованы сотни священников и епископов, взорваны старообрядческие храмы, включая знаменитую церковь Громовского кладбища Санкт-Петербурга.
Лицевой свод Ивана Грозного, который публикуется на сайте «Русская вера», дает широчайший исторический материал разных эпох. Среди знаковых трудов, находящихся в этой древней рукописи — сочинения знаменитого еврейского историка и военачальника Иосифа Флавия. Он известен, прежде всего, дошедшими до нас на греческом языке трудами — «Иудейская война» (о восстании 66-71 годов), «Иудейские древности», «О древности иудейского народа» или «Против Апиона».
В современном старообрядчестве продолжает сохраняться проблема духовного лидерства и формирования интеллектуальной элиты. Несмотря на иерархическое и административное развитие, в старообрядческих согласиях еще не сформировались пассионарные группы, которые могли бы интенсивно продвигать идеи старообрядчества в самые разные социальные страты русского народа. Однако исторический опыт старообрядчества показывает, что такие люди обязательно появятся. В своей новой статье А. А. Пригарин рассказывает о судьбе и деятельности знаменитого начетчика и публициста Ф. Е. Мельникова, а также его сподвижников. Также сайт «Русская вера» публикует уникальные фотографии начетчика, сделанные в эмиграции.
В мае этого года епископ Русской Православной старообрядческой Церкви Силуян (Килин) отметил свой 75-летний юбилей. Сайт «Русская вера» публикует биографию преосвященного владыки и его раритетные фотографии.
История старообрядчества знает немало биографий как подвижников веры, так и просто добропорядочных христиан. Хорошо известно о мучениках, пострадавших за правоверие во второй половине XVII века, немало информации имеется о ветковских и керженских отцах, подробно описана жизнь многих старообрядческих архиереев, печатаются статьи о репрессированных в 30-40-е годы. Однако значительно меньшее число материалов посвящено жизни старообрядцев в XVIII – первой половины XIX века. Сегодня мы публикуем интереснейший материал, посвященный жившему в этот период иноку-схимнику Евфимию (Мокееву).
Фамилия Мараевых стала известна в Серпухове со второй половины XIX века. Четыре брата — Фрол, Василий, Константин и Родион — были крепостными крестьянами графини М.В. Орловой-Давыдовой, но занимались отхожими промыслами. К моменту, когда в 1839 году они были отпущены в вольные хлебопашцы, братья имели значительные капиталы и свою мануфактуру, оставаясь при этом приписанными к крестьянскому сословию.
Предпринимательская династия Рябушинских выделялась своей «всеядностью» — ее представители занимались производством текстиля и древесины, металлургией и тяжелым машиностроением, торговлей и финансами. А некоторые нашли себя в искусстве, науке и политике.