Культура старообрядчества: от раскола до наших дней. Церковное искусство, музееведение, научные конференции и другие культурные мероприятия из жизни староверов.
В рамках развития связей между РОО «Культурно-паломнический центр г. Москва» и РОО «Общество культуры семейских Республики Бурятия», которые образовались еще в 2015 году на Международном старообрядческом форуме «Путь Аввакума», состоялась поездка председателя правления КПЦ им. протопопа Аввакума М. Б. Пашинина в г. Улан-Удэ. Репортаж с большим количеством замечательных фотографий.
С июня по сентябрь 2017 года в Государственном Историческом музее проходила выставка «XVI век. Эпоха митрополита Макария». Деятельность митрополита Макария на Московском престоле (1542–1563) имела эпохальное значение не только для Русской церкви, но и для российского государства. Отзыв о выставке прислала А.А. Андреева, руководитель Издательского отдела церкви святителя Николы на Берсеневке.
В течение этого года наш информационный портал публиковал материалы, посвященные 350-летию церковного раскола. 10 октября 2017 года в Москве, в Свято-Филаретовском православно-христианском институте, состоялось событие, венчающее обсуждение этого печального юбилея — научная конференция «Соборы 1666–1667 годов и их последствия для русской церковной жизни».
Начиная с 1 октября 2017 года, с первого дня III международного кинофестиваля имени Саввы Морозова, в доме притча на Рогожском ежедневно проходил показ представленных на кинофестиваль художественных и документальных фильмов. Он сопровождался встречами с их создателями и обсуждением просмотренных фильмов. Там же 5 октября 2017 года, после завершения просмотра фильмов, состоялось закрытие кинофестиваля.
29 мая 2017 года в Московском Доме национальностей состоялся круглый стол «Международные связи в современном старообрядчестве». Впервые участвовавший в подобной встрече, представитель спасова согласия Александр Иванович Тарасов рассказал о положении спасовцев на территории Российской Федерации.
В ходе ржевских образовательных чтений прозвучали сенсационные факты истории взаимоотношений Белокриницкой Митрополии и Московской Архиепископии, вновь открывшихся козней духовника Гоголя — протоиерея Матвея Константиновского, прозвучали предложения о канонизации вл. Антония Шутова и Афанасия Кочуева. Также участники обсудили, в какого бога веруют новообрядцы.
С 1 по 12 июня 2017 года Москва погрузилась в минувшие времена. На Кузнецком мосту открылась мастерская Аристотеля Фиораванти, Иван Федоров печатал первую азбуку, а в мемориальном парке героев Первой Мировой войны разбили лагерь солдаты Русской императорской армии. Это и многое другое проходило на столичных улицах.
Старообрядческое присутствие на Соловках и в других местах дораскольных святынь, формирование старообрядческой идентичности, проведение Всемирного съезда старообрядцев в Москве, активная работа со старообрядческой диаспорой и переселенцами — вот лишь некоторые вопросы, которые обсуждались в ходе межстарообрядческого круглого стола, состоявшегося в московском Доме национальностей.
Книга «Старообрядческое Богослужение. Литургия», интернет-магазин «Исмарагдъ», международная старообрядческая конференция, проекты по популяризации знаменного пения — вот лишь некоторые номинанты торжественной церемонии награждения благодарственными грамотами Московской Митрополии РПСЦ авторов, издателей, журналистов, организаторов мероприятий, награждаемых за вклад в публицистическую, творческую, информационную и просветительскую деятельность по теме старообрядчества за 2014–2017 годы.
В рамках цикла лекций о современном положении старообрядчества за границей и в регионах России, организованного Культурно-паломническим центром имени протопопа Аввакума, в конце апреля в приходе храма св. Николы на Берсеневке (РПЦ) состоялась лекция С. А. Белобородова «История староверов часовенного согласия на Урале XVIII–XX вв.». Сергей Анатольевич, приехавший из Екатеринбурга всего на несколько дней, в ходе выступления держал слушателей в постоянном «тонусе». По словам лектора, именно старообрядцы сохранили традиции. Когда они переселялись на Урал, то везли с собой самое ценное: жен, детей, книги и иконы. Остальное они бросали.