Для православного человека храм Божий и колокольный звон — неразделимые понятия. Древняя русская традиция — снимать шапку, когда звонят колокола — говорит о том, что православный люд с большим благоговением относился к звону, который, по сути дела, представляет собой особый вид молитвы. Только эта молитва — благовест — начинается ещё задолго до богослужения, и её слышно за многие километры от храма. И как церковное пение пересекается с молитвами священника, так и православный звон символизирует важные моменты службы. И уж никакой крестный ход не обходится без колокольного звона.
Из истории колоколов
Колокол имеет очень интересную историю. Колокольчики, которые больше походили на бубенцы, были известны еще до Рождества Христова. Их носили на национальных костюмах во многих странах. Например, в древнем Израиле первосвященники украшали свои одежды маленькими колокольчиками, которые являлись отличительными знаками определенных чинов.
Как музыкальный инструмент определенной канонической формы колокол появился к III веку. История его возникновения связана с именем святителя Павлина Милостивого, епископа Ноланского, память которого мы празднуем 5 февраля (23 января по ст. ст.). Жил он в итальянской провинции Кампана. Однажды возвращаясь домой после обхода своей паствы, он сильно притомился, прилег в поле и увидел во сне, как Ангел Божий играл на полевых колокольчиках. Это видение его настолько поразило, что он, по прибытии в свой город, попросил ремесленника изготовить ему из железа колокольчики наподобие тех, что видел во сне. Когда они были сделаны, оказалось, что у них было очень хорошее звучание. С тех пор начали изготавливать колокольчики самой разной формы и размеров, которые впоследствии увеличивались и привели к появлению церковных колоколов.
Изначально колокола отливали из самых разных металлов, но с течением времени сложился наиболее подходящий состав, который используется и сейчас: колокольная бронза (80% меди и 20% олова). При таком составе звук у колокола получается звонкий и певучий. Размеры колокола постепенно возрастали. Это было связано, в первую очередь, с мастерством колокололитейщиков. Процесс литья усложнялся и совершенствовался. Интересно отметить, что когда колокола переливали, обязательно увеличивался их вес. Это связано с тем, что медь при переплавке теряет свои свойства, а олово выгорает, поэтому при каждой переплавке приходилось добавлять чистой меди и олова, что увеличивало вес колокола как минимум на 20%.
А переливать колокола приходилось, поскольку у них тоже есть свой срок службы — обычно 100-200 лет. Срок службы колокола зависит от многого: от качества литья, от звонарей, от того, как аккуратно с колоколом обращаются. Большое количество колоколов разбилось только потому, что звонари не знали, как правильно звонить. И разбивались они чаше всего в зимнее время — на морозе металл становится более хрупким, а в великий праздник так хочется позвонить погромче, вдарить в колокол посильнее!
Три жизни царь-колокола
Переливка колокола была таким же знаменательным событием, как и отлитие нового. Ему часто давали новое имя, вешали на новое место, а если колокольня не позволяла, строили отдельную звонницу. Большие колокола лили прямо у храма, потому что их транспортировка была порой еще более сложной, чем сама отливка и поднятие на колокольню.
Московский Царь-колокол, можно сказать, имел несколько жизней. В 1652 году царь Алексей Михайлович повелел отлить самый большой в мире «Успенский» колокол (первый наш Царь-колокол) весом 8000 пудов (128 тонн), который в 1654 году был подвешен и вскоре разбит. В 1655 году из него отлили «Большой Успенский» колокол (второй Царь-колокол) весом 10000 пудов (160 тонн). Он был подвешен в 1668 году на специально построенной звоннице, но во время пожара в 1701 году и этот колокол разбился.
В 1734-1735 годах завершила эпопею Царь-колоколов Анна Иоанновна, отлив колокол в 12000 пудов (около 200 тонн). Для дальнейшей очистки колокол подняли на деревянные стропила. Предполагалось построить для него специальную колокольню, так как он не влезал ни на колокольню Ивана Великого, ни на Успенскую звонницу.
Но вскоре в Кремле случился сильный пожар, и деревянная конструкция, на которой висел колокол, загорелась, колокол рухнул в яму. Испугавшись, что упавшие на колокол горящие дрова могут его расплавить, народ стал поливать его водой. А после пожара обнаружилось, что от колокола отвалился кусок весом 11 тонн. Что послужило расколу колокола — его падение в яму (основание которой было каменистое) или температурные перепады при его поливании водой —неизвестно. Так ни разу и не позвонив, Царь-колокол пролежал в земле более ста лет. В 1836 году при Николае I Царь-колокол был поднят из земли и поставлен в Кремле на постамент, спроектированный итальянским инженером-ученым Монферраном.
Способы колокольного звона
Способов колокольного звона, характерных для нашей страны, два: очепной и язычный. Особенность первого состоит в том, что колокол накрепко монтируют в подвижную ось, к которой прикреплен рычаг (очеп) с привязанной к нему веревкой. Звонарь стоит на земле и тянет за нее, равномерно раскачивая колокол. Язык при этом остается свободным. При очепном способе звона можно использовать небольшие колокола. Если же вес колоколов достаточно большой, система их крепления усложняется, а большие нагрузки приводят к быстрому износу подвижных частей, а также разрушению самих стен колокольни.
Когда при царе Борисе Годунове отлили колокол в 1500 пудов (около 24 тонн) и подвесили его на специально построенной для этого звоннице, то чтобы раскачать его понадобилось сто человек.
Звонница
Колокола на звоннице делятся на три группы: благовестники (самые тяжелые), которые управляются через педаль, а при очень большом весе второй человек раскачивает язык; ползвонные (средние по весу), которые соединены системой перетяжек с пультом управления и приводятся в действие левой рукой; зазвонные (самые маленькие), в которые обычно звонят трель правой рукой.
Существует четыре вида православного звона: благовест (равномерные удары в самый большой колокол), перебор (поочередно ударяют в каждый колокол по одному разу от малого к большому, а затем во все сразу — удар «во вся», и так несколько серий), перезвон (несколько серий поочередных однократных ударов в каждый колокол от большого к малому, затем — «во вся»), трезвон (самый богатый по ритму и композиции звон, в котором задействованы все три группы колоколов). Перед началом богослужения положен благовест, затем трезвон, по окончании службы — трезвон. Благовест призывает христиан к богослужению, а трезвон символизирует радость празднуемого события. Перебор положен во время похорон и символизирует собой жизнь человека: звук малых колоколов означает детство человека и по возрастающей — его взросление, после чего удар «во вся» символизирует обрыв жизни. Перезвон (от большого к малому) символизирует истощение Христа во время крестных страданий, удар «во вся» символизирует Его крестную смерть. Перезвон положен один раз в году — в Великий четверг вечером на выносе плащаницы.
Колокольный звон применялся на Руси не только во время празднования церковных служб. Колокола использовали для созывания народа на вече, оповещения об опасности или ненастье (пожар и т.д.), указания дороги заблудившимся путникам (ночью, в метель) или морякам (если храм стоял недалеко от моря), призыва на защиту Родины, при отправлении войска на войну, празднования побед.
Полюбив колокольный звон, народ связывал с ним все свои торжественные и печальные события. Считалось, что колокол имеет какую-то чудесную силу, и его нередко отождествляли с живым существом. Об этом говорят и названия его основных частей: язык, уши, маточник, плечо, тулово (или юбка). Интересно отметить, что в иностранных языках основные части колокола не имеют таких «живых» названий. Например, в английском или французском, язык называется ударником (молотком), маточник с ушами — короной, тулово и плечо — скатом.
Влияние колокольного звона на человека ещё очень мало изучено, но точно известно, что звон даже с физической точки зрения полезен для здоровья, так как исходящий от него (но неслышимый) ультразвук очищает воздух от микробов. Недаром в старину при эпидемиях и страшных морах полагалось неустанно звонить в колокола. И было замечено, что в тех сёлах, где была церковь и постоянно звонили в колокола, мор был значительно меньше, чем в тех местах, где не было храма. Колокольный звон может сильно влиять на душевное (психологическое) состояние человека. Ученые связывают это с существованием биоритмов и резонансных частот для каждого органа. Обычно низкие частоты, характерные для больших колоколов, успокаивают человека, а высокие чаше всего возбуждают. Сегодня даже появились специальные методики использования колокольных звонов для лечения душевных расстройств. А утверждение о том, что все звонари — глухие, совершенно неправдоподобно. Пообщайтесь с любым звонарем со стажем, и он вам наверняка скажет, что никаких слуховых расстройств у него не наблюдается.
Русский народ нашел достойное выражение церковной идеи колокола в своих могучих, торжественных звонах, в своих высоких, своеобразных колокольнях; он любит колокол и почитает его. Это его знамя победное, его торжественное пред лицом всего мира исповедание лучших и заветнейших его упований, того, что ему всего дороже и священнее, чем он силен и непобедим.
По материалам журнала «Славянка»
Хочу отметить, что на упомянутом выше колокольном заводе Николая Шувалова и сегодня используется старинная технология литья колоколов, основанная на ручном труде и использовании тех же природных материалов, что и 300 лет назад.
http://www.italmas.com
Если не ошибаюсь, они льют и тяжелые колокола, массой более 15 тонн.
Действительно интересная и полезная статья! Люблю колокольный звон, слушать и звонить!