Какие у беспоповцев разногласия с Русской Православной старообрядческой Церковью? Как выбираются беспоповские наставники? Почему невозможно объединение с РПЦ? Каково нынешнее положение беспоповцев на Урале? Есть ли раскол среди самих старообрядцев? Обо всем этом рассказывает представитель едва ли не самого закрытого течения в старообрядчестве — часовенного — бизнесмен Дмитрий Панов.
***
«Верующих нельзя делить на черное и белое»
Это не так. Община продолжает свою деятельность. Прежде все-таки следует рассказать предысторию, которая для меня начинается с моего деда, жившего в Верх-Нейвинске. А для моего деда — от его предков. Он был достаточно зажиточным человеком и содержал церковь, которая находилась при доме. Старообрядцев в Верх-Нейвинске было достаточно много — 300-400 человек. А по праздникам стекалось такое количество прихожан, что церковь не вмещала всех людей. С приходом советской власти на старообрядцев начались новые гонения, и многих из окружения моего деда пересажали за веру. В частности, репрессировали его братьев. Отец мой со временем перебрался в Шалинский район, подальше от притеснений. Но он, как и дед, был очень грамотным человеком: знал службу, знал крюковое пение. В общинах вера передавалась от отца к сыну, без надрыва. Она была органично вплетена в семейную жизнь. По этой причине к отцу обратилась община из Екатеринбурга с просьбой стать наставником. Но поскольку к наставникам есть определенные требования, он не взял на себя это бремя. Он просто приезжал на службу и возглавлял ее. Затем, примерно в 1988-1990 году, был построен дом на средства общины. Всех членов общины она не вмещала — на праздники приходило более 100 человек. В 2012 году пришлось оставить это место, поскольку территорию власти отдали под застройку. Община переехала на Уралмаш, где она и существует по сей день.
По всей Свердловской области насчитываются тысячи старообрядцев, и почти в каждом городе и поселке есть крепкие приходы, где ведется служба. В России в целом — от миллиона старообрядцев. Кто-то из них может не соблюдать посты, но приходит на основные праздники: Пасха, Рождество, Николин день. Но если мы будем так углубляться, то получается, что мы верующих делим на черное и белое. Мне кажется, это не совсем правильно. Если человек верит, то он в принципе верующий и склонен совершать богоугодные поступки.
«Старообрядцев не впечатляет роскошь»
Не соглашусь. Мы находимся в церкви. Ведь основной ее критерий — соборность, и наша иерархия начинается с собора, затем уже идут наставники, которые работают с приходами на местах. Может быть, наши наставники не так много внимания уделяют развитию, но это связано с тем, что нам чужда коммерциализация религии. Там, где начинается бизнес, от веры очень мало остается. В некоторых ветвях христианства священнослужители активно пользуются предметами роскоши, но нас это не впечатляет. Мы не стремимся к тому, чтобы наши наставники ездили на дорогих машинах с охраной. Мы ценим другое — чистоту нашей веры в том виде, в котором она была передана нам нашими предками.
Это люди, которые в общинах совершают все таинства (причастие, исповедь, венчание и так далее), ведут службы, читая в том числе священнические молитвы. Также наставник является носителем вероучения, поскольку, как я говорил, это передается от отца к сыну. Поэтому в принципе называть нас «беспоповцами» не совсем правильно. Это понятие сейчас закладывается в людях со школьной программы, но по факту у нас есть священнослужители.
По достоинству, по тому, как человек ведет богоугодную жизнь, насколько он готов к этому. Для этого есть целый ряд критериев: человек должен истово верить, в нем должны чувствоваться авторитет и грамотность. Ты можешь ему довериться и в его присутствии раскаяться перед Богом в грехах. Это качества, присущие духовному отцу.
Нет. Его выбирает собор, в котором принимают участие несколько наставников.
Можно проводить разные аналогии, но это не у нас появилась новая вера и новые книги, как, например, у протестантов. Мы хранители того вероучения и уставов, которые были до никонианской реформы.
У нас есть вопросы к легитимности митрополита Амвросия (Паппа-Георгополи) (основатель иерархии РПсЦ — прим. eanews.ru). На каком основании Амвросий стал первым среди старообрядцев? Во-первых, он был греческим священником, во-вторых, австрийским подданным. Я понимаю, кем был мой дед, мой отец, кем были наставники общин. Но кто такой Амвросий? Для старообрядцев он появился из ниоткуда. У нас РПсЦ в этой связи называют «австрийской ветвью».
Так можно предъявлять претензии к легитимности в любой христианской деноминации. В РПЦ в разные периоды истории было по несколько иерархов, которые представляли различные течения. Или вспомнить историю с антипапами в католическом мире. Но я больше чем уверен, что у наставников-старообрядцев на протяжении всех пяти веков рукоположение было (у нас называется благословление), хотя и не всегда официальное — с тем торжеством, которое присутствует в этом обряде. Священномученик Аввакум, почитаемый всеми старообрядцами, благословил множество людей на проповедь и службу Богу. Как можно после этого сказать, что у наших наставников не было рукоположения?
Старообрядцы ни на кого не делились. Мы как молились, так и молимся, и у нас не обрывались связи и не прерывались иерархии. Мы остаемся православными христианами, так, как это и было. Как я уже говорил, в каждом городе и поселке есть молебные дома, и все прекрасно существует. Просто мы не афишируем свою деятельность, отчего, по всей видимости, и складывается впечатление, что общины якобы распадаются.
Нам не нужна реклама. Где в ней Бог? Мы же не строим корпорацию для того, чтобы заработать денег. Нам это не нужно. Старообрядец показывает веру своим примером, своей жизнью. Я знаю несколько историй, когда люди перешли в наши общины, просто наблюдая за своими соседями или коллегами по работе.
У нас есть подаяния. Они идут на обустройство религиозной жизни и реальную поддержку молящихся, т.к. передаются от человека к человеку, а не через кассу и заработную плату, но сумма не регламентирована и прайс-листов нет. Оттого, что человек подаст меньшую или большую сумму, отношение к нему не изменится, как и сама служба. Хуже или лучше за него молиться не будут, за него будут молиться по уставу. Другой вопрос, что в человеке заложено воспитание таким образом, что он заботится об общине, а не выполняет некую формальность или обязательный обряд.
Возможно ли объединение староверов с РПЦ?
Я не вижу, чтобы у него это получалось, и вряд ли получится. Мы видим, что Русская Православная старообрядческая Церковь сближается с государством и у властных структур появился интерес к старообрядцам. Но, на наш взгляд, церковь должна быть отделена от государства. И наши общины фактически отделены от госструктур — мы ничего не просим у государства и просить не собираемся. Храмы строим сами и содержим также сами. Никого не призываем ни к чему, а занимаемся устройством семьи, бизнеса и своих духовных устоев.
Нам это не нужно, и в этом вряд ли есть смысл. Во-первых, все упирается в вопросы вероучения: мы ничего не меняли в догматике, уставах, и мы не обрезали службы, как никонианская церковь. Контакты подразумевают, что мы должны что-то признать, а мы не будем этого делать. Во-вторых, 500 лет с момента никонианской реформы — это сплошной кровавый след преследований, из-за которого трудно говорить о каком-то общении. Пусть покаются те, кто все это затеял. Это как объединиться с человеком, который в какой-то мере виновен в убийстве вашего деда или отца и братьев. Как нас только не называют, но на самом деле мы просто православные христиане, которые хранят уставы и обычаи, невзирая на сложности и политические веяния в государстве.
________________
Фото: pixabay.com
Источник: eanews.ru
zavoljskii
… а Патриарх Александр к ним неоднократно обращался.
А они к нему?
В 2014 г. в Ревде состояся Собор, на котором было сообщение о контактах с РДЦ, но решения о сближении принято не было. Другой информации не нашел. Зато по данным РПСЦ к ним перешла община часовенных в г.Орске и в н.в. достраивает храм.
zavoljskii
В 2014 г. в Ревде состояся Собор, на котором было сообщение о контактах с РДЦ, но решения о сближении принято не было.
Вы не знаете христиане-часовенные сделали предложение патриарху Александру перейти к ним?
Это юмор или ерничанье ?
zavoljskii
Это юмор или ерничанье ?
Нисколько.
Вам в моих словах показалось, что то смешное?
Отношение к РПСЦ понятно, к РДЦ — не совсем, а Патриарх Александр к ним неоднократно обращался. Зато в последние годы несколько уральских общин перешли в единоверие .В целом, о них мало информации, а оказывается их общины есть в каждом городе и поселке ( на Урале или в Свердловской области ?) Интересно как будет их сближение с возвращаюмися из Л.Америки ?
Всё не так)) В единоверие за 25 лет перешло 1,5 общины. Полноценная в начале 90-х в Нижнем Тагиле и человек десять в Верхнем Тагиле. В Нижнем Тагиле за 25 лет община превратилась в фактически новообрядческую. Да, общества и моленные есть в большинстве районов Урала и Западной Сибири. Конкретно на Урале 40 общин. Духовный центр — Ревда. Сближения нет, т.к. латиноамериканские отказались ехать на Урал — нет хороший условий для земледелия.
Уважаемые господа, просветите меня, неразумного: получается, что Часовенные — суть "остальцы" беглопоповцев, у предков которых были претензии не только к Амвросию, но в свое время и к Николе Поздневу со Стефаном Расторгуевым вкупе, и которые продолжали принимать священство от всех упований, где только оно обретается? Иначе как же объяснить следующее: "Это люди, которые в общинах совершают все(!) таинства (причастие(!), исповедь, венчание и так далее), ведут службы, читая в том числе священнические(!) молитвы." Какие ж это тогда безпоповцы?
Или дальше: "Но я больше чем уверен, что у наставников-старообрядцев на протяжении всех пяти(!) веков рукоположение было(!) (у нас называется благословление)". Будучи сам безпоповцем, понимаю разницу между тем и другим. Да и с пятью веками раскола явный перебор…
Товарищ исключительно безграмотный. Я спрашивал в том числе и у наставников часовенных — мне было сказано, что это попечитель одной из крупных часовенных общин, но не более того. Уровень знаний у него весьма низский. Что касается происхождения часовенных, то они — да — потомки беглопоповцев, которые после смерти последних беглых уральских попов и разорения Иргизских монастыре соборно уральскими и тобольскими приняли решение существовать без попов, окормляясь наставниками. Определённое время у них оставались запасные дары, но они уже к середине ХХ века практически исчезли. Под венчанием он понимает брачевание. Никаких священнических молитв наставники часовенных не читают.
Александр, благодарю за разъяснение.
А кто такие наставники?
Это люди, которые в общинах совершают все таинства (причастие, исповедь, венчание и так далее), ведут службы, читая в том числе священнические молитвы. Какое право вы имеете сами принимать исповедь и прочие священнодеяния. Вы можете максимум крестить сами (одно из таинств которые могут проводить сами люди), если нет рядом священника.
И это Таинство без священника не завершено. А Отцы Вселенских Соборов по прочтении отправили бы на Русь миссионерских посланников Православие възвращати.
Всё-таки бизнесмену более пристало заниматься вопросами бизнеса, а не рассуждать о вещах, в коих он явно совсем ничего не смыслит.
«Наша церковь не корпорация для зарабатывания денег» — не понял название: что ПЛОХОГО В ЧЕСТНОМ ЗАРАБАТЫВАНИИ ДЕНЕГ?
в честном зарабатывании денег плохого ничего, но Церковь не для этого создал Христос. Я так понимаю эти слова
Бритый часовенный — это оксюморон))) Да и 70% часовенных урала его не знает))
Это просто бред, проиллюстрированный снимками прихожан храма РПСЦ. По хорошему, в суд подать на журналиста и на выпускающего редактора. И заставить краснеть и оправдываться… А по сути и говорить нечего — глупость бритого дядьки, которого никто не знает.
Да уж! Один из самых тупых и безответсвтенных материалов на сайте. Поздравляю :).
Бездарность полная. Учи мат. часть Александр!!!
А почему на сайте должны быть только гламурные материалы? Опубликована перепечатка, хорошо характеризующая современное состояние беспоповства и уровень самосознания их благотворителей. Такие материалы могут быть гораздо полезнее и правдивее многих глянцевых сюжетов.
Согласен. Идеализированные представления о современном старообрядчестве надо разрушать, чтобы люди не бежали очарованные записываться, а потом не уходили когда быстро оказывалось, что там такие же люди как и везде.
Это вообще касается всех конфессий я считаю. Самый верный прихожанин тот который в курсе не только святостей, но и гадостей, и смог это переварить.
"и гадостей, и смог это переварить.", и выложить на всеобщее обозрение……
Гадости — это уже другая крайность. Гадостей не надо, их кругом и так с избытком.
протоиерей Иоанн Миролюбов
А почему на сайте должны быть только гламурные материалы? Опубликована перепечатка, хорошо характеризующая современное состояние беспоповства и уровень самосознания их благотворителей.
Вы специально обобщили или так получилось?
>"и гадостей, и смог это переварить.", и выложить на всеобщее обозрение
Ну а почему нет. Это признак открытости, наличия направленного внутрь (а не вовре) критического мышления, честности. Всё очень по-христиански. Лучше, чем строить из себя непогрешимых небожителей, даже когда обратное очевидно невооруженным взглядом.
Писать хорошо бы прямо! Критикуешь, критикуй. А рассматриваемый материал подставляет часовенных. Внешний вид героя и его ответы ставят часовенных ниже плинтуса, ежели кто поверит. Считаю, они не такие ! :)
Сергею 985: нет, потому что нужно представлять конечный продукт переваривания гадостей. Мои коровы вполне гламурное сено едят, но выкладывают нечто совершенно противоположное…
В обсуждении некоторые резко упрекают редакцию за публикацию материала. Такая критика была бы справедлива, если бы републикуемый материал был бы случаен и неправдив. Но это не так. Нет у меня желания чем-то обижать беспоповцев, но правда состоит в том, что мысленно их легко разделить на "цивилизованных" и "таежных". Перед "таежными" я глубоко преклоняюсь. А вот для "цивилизованных" опубликованный материал именно характерен, а не случаен. Добавлю только, что по моим представлениям (возможно, ошибаюсь), у часовенных до сих пор доминируют "таежные" (и за это их уважаю), а что до поморцев, то явно все иначе. Хотя остались еще и "таежные".
протоиерей Иоанн Миролюбов
Хотя остались еще и "таежные".
То есть к "таежным" ваши обобщения: "Опубликована перепечатка, хорошо характеризующая современное состояние беспоповства и уровень самосознания их благотворителей." не относятся. Уже хорошо.
Примеры "таёжных" поморцев привести сможете?
Согласитесь, что было бы правильно, чтобы такие примеры приводили сами поморцы. Я могу только отослать к их церковному календарю, где кое-что можно отцедить. А в целом с "таежными" у них довольно плохо…
протоиерей Иоанн Миролюбов
Согласитесь, что было бы правильно…
Правильно было бы начав писать о состоянии беспоповцев на примере поморцев с их забавным разделением на "цивилизованных" и "таёжных" подкреплять написанное конкретными примерами. А не анонимными намёками и наводками на статьи календаря. И не обобщать.
Если Михаил считает, что лучше меня знает положение дел у поморцев, и он достовернее может "обобщать", то это, пожалуй, его личная проблема.
Я никогда не пишу анонимно (как "Михаил", поскольку это не раскрывает его личность), да и в календаре практически нет анонимных статей. При чем тут намеки и наводки? Там есть авторские заметки о якобы не исчезнувшем поморском иночестве. Не знаю, насколько это достоверно. Но знаю, что утрата священства — это трагедия, которой можно сочувствовать, а постепенная утрата иночества — это уже совсем иная проблема, которую не стану называть, чтобы оппоненты не возбуждались.
А "забавно", на мой взгляд, бежать от антихриста в города. И жить там без Таинств.
Кому это кажется нормальным — вольному воля.
протоиерей Иоанн Миролюбов
Если Михаил считает, что лучше меня знает положение дел у поморцев, и он достовернее может "обобщать", то это, пожалуй, его личная проблема.
Вы специально передёрнули? Или инстинктивно? Я нигде не писал, что знаю положение дел у поморце, тем более лучше Вас и уж тем более достовернее вашего могу обобщать. Но это уже ваши личные проблемы: "знать положение дел" и "обобщать" у меня таких нет. Не "переводите".
протоиерей Иоанн Миролюбов
Я никогда не пишу анонимно (как "Михаил", поскольку это не раскрывает его личность), да и в календаре практически нет анонимных статей. При чем тут намеки и наводки?
Ну что же Вы опять передёрнули? Я не писал про вас как про анонима. "Михаил" это моё настоящее имя. Какое раскрытие личности Вам надо, чтобы Вы не писали про меня:
протоиерей Иоанн Миролюбов
"Я никогда не пишу анонимно (как "Михаил"…)..
Скажите какое из трёх написанных вами слов "протоиерей Иоанн Миролюбов" должно раскрывает Вас как личность для собеседников-форумчан?
У меня, наверное в отличие от Вас (скорее всего в силу того, что Вы должны "знать положение дел" и "обобщать"), нет поморского календаря. Тем более если в календаре нет анонимных статей привели бы их и автора, можно было бы зайти к ним в лавку и просмотреть. Поэтому только намёки и наводки.
протоиерей Иоанн Миролюбов
Там есть авторские заметки о якобы не исчезнувшем поморском иночестве. Не знаю, насколько это достоверно.
Вот, уже и не намеки. Туман рассеивается. Что не знаете достоверно, что иночество исчезло или якобы исчезло?
протоиерей Иоанн Миролюбов
Но знаю, что утрата священства — это трагедия, которой можно сочувствовать…
К чему Вы это написали? В календаре пишут, что то противоположное?
протоиерей Иоанн Миролюбов
…. а постепенная утрата иночества — это уже совсем иная проблема, которую не стану называть, …
А вот это зря ваше мнение на утрату иночества было бы интересно. Последнюю фразу вашего предложения опускаю.
протоиерей Иоанн Миролюбов
А "забавно", на мой взгляд, бежать от антихриста в города. И жить там без Таинств.
Кому это кажется нормальным — вольному воля.
То есть в деревне или где то вне города жить без Таинств можно? Забавно.
Вы обвиняете христиан в урбанизации и сокращении "неперспективных деревень"?
P.S. У Вас всегда и со всеми такая манера вести диалог обращаясь вроде бы к собеседнику, но при этом называя его в третьем лице? Вы всё таки не среди своих апологетов с амвона по барски-протоиерейски анафемствуете.
Присоединяюсь к Михаилу в вопросе относительно причин постепенной утраты поморского иночества. Действительно, интересно было бы узнать ваше мнение.
К анонимам не могу обращаться иначе, чем в третьем лице. Если "Михаил" считает, что его имени достаточно, чтобы его идентифицировать, то это действительно забавно. А меня можно установить по любому поисковику, если "протоиерей Иоанн Миролюбов" представляется недостаточной информацией.
В целом диалог мне видится совершенно пустым. И "барски-протоиерейский " тон у меня, может быть, и появляется, но в ответ на прокурорский тон, увы, не подкрепленный знаниями по поднимаемым темам. Неплохо бы "Михаилу" разобраться, что такое изначальное монашество, в частности отшельничество, как оно возникло, как соотносится с Таинствами и что в этом забавного?
И почему протоиерею бы и не говорить протоиерейским тоном? Раздражает? Не обижайтесь — я не "форумист" и не завсегдатай интернета. Не мой "жанр" и поддерживать его не готов. У меня мало времени, и нет никакого желания ввязываться в бессмысленные и глуповатые споры. Всё проще — на Рувере немало единоверцев, многие из которых просят меня обозначить время от времени свою позицию по поднимаемым вопросам. Пишу только для них. И они способны, кстати, видеть, кто именно "передергивает".
Прошу "Михаила" меня простить и больше не тревожить.
Добавлю напоследок: я действительно сомневаюсь, что в поморском согласии сохранилось преемственное иночество. Иную точку зрения можно увидеть в Поморском календаре на 2019 год. Могу дать точную ссылку на страницы, когда календарь будет под рукой. Да и самим интересующимся найти несложно.
А отшельники там есть, хотя несравнимо меньше, чем у часовенных.
протоиерей Иоанн Миролюбов
К анонимам не могу обращаться иначе, чем в третьем лице.
Для начала конструктивного подхода а не забалтывания из Википедии: Анони́м[1] (от др.-греч. ἀνώνυμος — безымянный, неизвестный) — не назвавший себя автор, без подписи … Если у Вас своё понимание слова аноним — это как Вы писали "ваши проблемы". Я Вам написал своё имя, что Вам ещё не хватает фамилии и отчества? Как Вам это поможет меня "идентифицировать"? Знай я заранее, что диалог будет идти в таком стиле (как Вы сами написали "совершенно пустым") я бы Вам и имени своего не написал. Вы вот на форуме к разным "никам" и "кошечкам" обращаетесь как ко второму лицу, да порой резко не называя их имён, но как к конкретному собеседнику. Так что забудьте "Михаила".
протоиерей Иоанн Миролюбов
Если "Михаил" считает, что его имени достаточно, чтобы его идентифицировать…. "Михаил", … не раскрывает его личность.
А ещё кто — то намекает на "прокурорский тон" апанента. Вы сначала хотели, что бы Вам "раскрыли личность" далее "идентифицировались". Зачем Вам этот "пустой" трёп?
протоиерей Иоанн Миролюбов
А меня можно установить по любому поисковику, если "протоиерей Иоанн Миролюбов" представляется недостаточной информацией.
Зашел опять в Википедию: Ива́н Ива́нович Миролю́бов (латыш. Ivans Miroļubovs; род. 20 января 1956, Рига, Латвийская ССР, СССР) — священнослужитель Русской православной церкви, протоиерей, доктор теологии …
В прошлом — известный наставник Гребенщиковской старообрядческой общины Древлеправославной поморской церкви города Риги (Латвия)…
И как это может "раскрыть личность"? В лучшем случае как человека увлекающегося.
протоиерей Иоанн Миролюбов
тон, увы, не подкрепленный знаниями по поднимаемым темам. Неплохо бы "Михаилу" разобраться, что такое изначальное монашество, в частности отшельничество, как оно возникло, как соотносится с Таинствами и что в этом забавного?
К чему Вы это опять написали? Я что где то утверждал, что обладаю знаниями "по поднимаемым темам" (Вы забыли уточнить, что по поднимаемым лично Вами темам, я ничего не поднимал). И как Вы определили мои знания по "поднимаемой" Вами теме?
протоиерей Иоанн Миролюбов
И почему протоиерею бы и не говорить протоиерейским тоном? Раздражает?
Нет. Умиляет.
протоиерей Иоанн Миролюбов
Не обижайтесь — я не "форумист" и не завсегдатай интернета.
Стаж "форумиста" у Вас побольше чем у меня. С чего Вы взяли, что я обижаюсь? даже не думайте об этом.
протоиерей Иоанн Миролюбов
на Рувере немало единоверцев, многие из которых просят меня обозначить время от времени свою позицию по поднимаемым вопросам. Пишу только для них…
Так сразу и пишите в своих сообщениях "пишу только для единоверцев" и не возникло бы никаких недоразумений зачем Вы так написали.
Форум всё-таки пространство публичное поэтому во избежание подобных ситуаций лучше с "единоверцами" по возникающим у них "просьбам обозначить свою позицию" если нет времени и возможности общаться после службы использовать скайп или электронную почту, а не проявлять сектантскую психологию в публичном пространстве.
протоиерей Иоанн Миролюбов
И они способны, кстати, видеть, кто именно "передергивает".
Вы опять за своё? Я что писал, что ваши "единоверцы" на что то не способны? Мне будет приятно если они поддержат своего "протоиерея".
протоиерей Иоанн Миролюбов
… я действительно сомневаюсь, что в поморском согласии сохранилось преемственное иночество …
Что Вы понимаете под преемственностью?
И вопрос который заинтересовал не только меня: Аристарх:
Присоединяюсь к Михаилу в вопросе относительно причин постепенной утраты поморского иночества. Действительно, интересно было бы узнать ваше мнение.
У меня тоже чувство «умиления» — от тональности беседы, воспитанности Михаила, его чудной эрудиции и силы аргументации. А также от его навыков общения со священниками, желания давать им советы и вообще воспринимать в качестве сверстников. Беда в том, что я староват для предпринятой манеры общения и меня уже трудно перевоспитать. Засим откланиваюсь.
Осталось только дать ранее обещанную ссылку: «Календарь Древлеправославной Поморской Церкви на 2019 год», страница 85, правая колонка, особенно интересен предпоследний абзац снизу.
протоиерей Иоанн Миролюбов
У меня тоже чувство «умиления» — от тональности беседы, воспитанности Михаила … А также от его навыков общения со священниками…
Если обидел, по причине отсутствия навыков общения, приношу извинения.
На вопрос так и не ответите?
Вообще-то на вопрос я ответил — ссылку дал. Что касается поморского иночества, то вопрос мне представляется не вполне корректным, не только в силу формы его представления (об этом уже писал и надеюсь на понимание), но и в силу того, что от официального лица одной конфессии требуется дать оценку духовного состояния другой конфессии. Нужно понимать, что я не аноним и что любой мой ответ вызовет бурную реакцию поморцев.
Если в самых общих и обтекаемых словах, главная причина — обмирщение (секуляризация).
В разных старообрядческих согласиях — разные мироощущения. У поповцев главная вертикаль: я и Господь. Как и у большинства православных. Но апокалиптическое время вносит в мироощущение скорее "треугольник": я, Господь и антихрист (или слуги его — духовный антихрист). И это достаточно серьезно. К этому постепенно приходят и иные православные.
Мироощущение всех беспоповцев: от антихриста надо бежать, скрываться. Наиболее последовательно поступают странники. Я мало с ними встречался, но встречался, и очень уважаю — скажем так. Наименее последовательны поморцы, которые свои эсхатологические представления постепенно забывали или надеялись как-то сохранить в секулярной среде обитания. Это — ошибка. Урбанизация и "неперспективные деревни" — процесс объективный, от поморцев не зависящий, но тайги пока на всех хватает.
Не всем легко и не все могут жить в тайге, но ориентироваться на эсхатологическую модель поведения можно даже в семье. У странников и часовенных, например, иночествующие не имеют денег и паспортов (как и должно быть у монахов), но есть и странноприимцы, нечто аналогичное — у часовенных. То есть апокалиптическое мироощущение поддерживается. Не буду давать ему богословскую оценку, но логика просматривается. А у европейских поморцев основной взаимосвязывающий акцент стал попросту культурологическим, за редким исключением. Ну какое тут монашество?
Заранее прошу у всех прощения, высказал субъективную точку зрения. Многое требует пояснения, обязательно возникнут дополнительные вопросы, но я более не стану высказываться на эту тему по вышеназванным причинам, хотя и есть что добавить…
протоиерей Иоанн Миролюбов: "я действительно сомневаюсь, что в поморском согласии сохранилось преемственное иночество", однако при этом вы приводите ссылку на календарь ДПЦ за 2019 г. стр. 85 предпоследний абзац, где как раз говорится, что такое преемство сохранилось.
"А у европейских поморцев основной взаимосвязывающий акцент стал попросту культурологическим, за редким исключением. Ну какое тут монашество?" Очень интересно, а вы не можете поделиться ссылками на какое исследование вы опираетесь?