Ни воров, ни пьяниц, ни чиновников, ни налогов, сладкий виноград, обильные хлеба и честная жизнь среди праведных людей — такой представляли русские старообрядцы легендарную страну Беловодье. И, конечно, искали ее из века в век — сперва совсем недалеко от Воронежа, потом все дальше на восток, аж до таинственной Японии. Где же обретается этот рай земной? Об этом рассказывает историк и путешественник Николай Сапелкин.
Страна мечты у белых гор
Старообрядцы, или, как они сами себя называют, последователи дониконианского благочестия издавна живут на воронежской земле: сюда, на южную, неосвоенную границу русского государства, они устремились еще в XVII веке, вскоре после церковного раскола. Новая волна переселения пришлась на эпоху Екатерины II: к нам перебрались старообрядцы из Подмосковья. Так у нас появились поселки с характерными названиями: Каширское, Можайское, Московский и т.д.
Сегодня в Воронеже живы сразу несколько направлений древней веры: есть у нас и беспоповцы, издавна научившиеся обходиться без священников, — их центром стало село Красный Лог в Каширском районе, — и представители Русской Православной старообрядческой Церкви, и сторонники Русской Древлеправославной Церкви.
Столетиями, вплоть до революции, старообрядцы были гонимы и, конечно, стремились, прежде всего, туда, где не установилась государственная власть. Так возникла легенда о Беловодье — земле с молочными реками и кисельными берегами, где можно свободно и сыто жить рядом с единоверцами.
«Как мне представляется, сначала, еще в XVII веке, Беловодье искали здесь, у белых донских гор, — считает Николай Сапелкин. — Ведь вплоть до 1682 года у нас не существовало твердой церковной власти и можно было исповедовать любую веру. А светская власть была двойной: ее представляли одновременно воевода и казачий голова. Это тоже позволяло избежать диктата».
Все дальше на восток
Но уже в конце столетия вольготная жизнь закончилась, и Беловодье переместилось в другой регион — в густые леса за реку Керженец, от которой и пошло известное прозвище «кержаки».
А рядом с Ярославлем, в селе Сопелки в конце XVIII появились беспоповцы-бегуны, которые были убеждены, что спастись можно только перейдя на нелегальное положение и прекратив любые отношения с официальной властью и церковью. Именно от бегунов до нас в подробностях дошли два ключевых русских мифа: об ушедшем под воду озера Светлояр граде Китеже и, собственно, о Беловодье.
Сохранилось сразу несколько сочинений о легендарной стране. В это время ее помещали уже гораздо дальше к востоку, на южном Алтае, в долине реки Бухтармы. Потом старообрядцы стали уходить еще дальше — в Туву и Китай.
Как казаки в Японию ходили
Казалось бы, в наше время на планете больше не осталось места для русского рая. И все же легенда не умерла.
«По миру до сих пор разбросаны представители так называемого часовенного согласия, — говорит Николай Сапелкин. — Староверы, которые ушли на Урал, первоначально брали священников из Грузии, но и те, по логике противников официального православия, потеряли благодать, когда Закавказье вошло в состав России и местная церковь подчинилась синоду. Поразмыслив о новом положении, уральские общины решили отказаться от священства, но временно, пока не найдут „истинно православного“ архиерея».
В 1898 году трое уральских казаков — Онисим Барышников, Григорий Хохлов и Нифонт Максимычев отправились на поиски Беловодья аж в Камбайское королевство (Камбоджу) и на Опоньские острова (Японию). Испытав множество впечатлений и лишений, они достигли цели путешествия, но благочестивых братьев так и не нашли.
С Урала общины сначала переселилась на Алтай и в Туву, а после начала коллективизации ушли в Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая. В 1969 году Великая культурная революция снова согнала их с места: пришлось уехать в Бразилию. Но в непривычных тропиках прижились не все: одни уехали в Уругвай, а другие — на Аляску.
От Аляски до Енисея
Впрочем, были и те, кто, не желая идти в колхоз, отправился не за границу, а, наоборот, в глубинную глушь России — в Туруханский край, на реку Дубчес — приток Енисея. Сегодня они живут в поселке Сандакчес и еще нескольких скитах — за 200 км от ближайшей цивилизации, поселка Ворогово, куда раз в неделю прилетает вертолет из Туруханска.
«Осенью мы с группой единомышленников-воронежцев побывали в тех местах, — продолжает историк. — Прикладывая героические усилия, староверы с Дубчеса умудряются выращивать ячмень, чтобы кормить скотину, и лен, чтобы шить одежду, — считается, что нательное белье обязательно должно быть сделано своими руками. Впрочем, сегодня они уже не отказываются от паспортов, покупают товары — например, ружья, патроны и верхнюю одежду. И даже занимаются бизнесом: строят деревянные избы для состоятельных людей, которые с недавних пор стали приобретать на Енисее обширные охотничьи угодья. При этом до сих пор мечтают о Беловодье, переписывают древние книги и поддерживают контакт с общинами в других странах. Например, мы пообщались с гостем из Аляски: 37-летний мужчина решил завести семью и приехал посмотреть девушек на выданье».
На пути к цели гость — иконописец по профессии — не испугался трудностей и затрат: самолетом добрался до Нью-Йорка, оттуда — до Стамбула и — через Казань и Красноярск — прилетел в Туруханск.
«Конечно, мы обсудили нынешнюю политическую ситуацию, — рассказывает Николай Сапелкин. — По словам нашего собеседника, староверы на Аляске понимают и одобряют действия президента Путина: нужно защищаться от НАТО, которое расширяется на восток. Но сами переехать в нашу страну не готовы: в России, по их мнению, всегда будет бардак — страна богатая, а людей не очень много. Присоединения Аляски к России тоже не жаждут: с 1971 года американские чиновники их ни разу не обманули — определили места для рыбной ловли, разрешили жить своим укладом и не вмешиваются в него».
Кризисы не страшны
Ловля рыбы — основной источник заработка аляскинских староверов. Сдав улов на приемку, они получают чек и отправляются в банк, чтобы его обналичить. А когда начинается добыча чавычи, первая выловленная рыба, как считается, отправляется на стол к президенту США: поймавшему выдают чек на 50 тыс. долларов.
Впрочем, богатыми их тоже не назовешь: живут в каркасных домиках, без особой роскоши.
В свободное время наши земляки смотрят советские фильмы — самые нравственные из всех, что можно найти. Не староверок замуж не берут. Вот и приходится ехать за невестами в енисейскую глубинку.
Сколько именно старообрядцев живет на Енисее, сказать трудно. По словам историка, речь может идти о 5-6 тысячах человек. Искать Беловодье в чужих странах они уже не пытаются, строят его у себя: стараются жить так, как завещали предки. А главное, не боятся ни экономических, ни политических кризисов: знают, что сумеют выжить в любых условиях, ведь всё что нужно, умеют добывать самостоятельно.
Источник: vrn.aif.ru
у читателя может сложиться впечатление, что уральские казаки брали священников из Грузии, а потом пересселялись на Алтай и в Тыву.
Чего никогда не было. Необходимо различать горный Урал (откуда переселялись и где были священники грузинского поставления) и равнинный Яик, где был свой священник, связи с Иргизскими скитами. Оттуда была экспедиция в Камбайское царство, но с горным Уралом это напрямую никак не связано.
Об этом издан сборник под редакцией профессора Е. С. Данилоко