От волхвов, шедших по чудесной звезде на поклонение родившемуся Царю Иудейскому, царь Ирод узнал о рождении таинственного Младенца. Весть эта смутила Ирода и всех Иерусалимских начальников. В безумном опасении лишиться престола, Ирод решил убить Младенца.
Напрасно и долго ожидал он возвращения волхвов, от которых надеялся получить подробные сведения о чудесном Младенце. Извещенные во сне ангелом о злом умысле Ирода, волхвы не вернулись к нему в Иерусалим, но иным путем пошли каждый в свою сторону.
Тогда Ирод, видя себя обманутым волхвами, посылает отряд воинов в Вифлеем и его окрестности — избить всех младенцев до двухлетнего возраста.
В то время как Ирод издает свой бесчеловечный приказ, ангел Господень является старцу Иосифу, обручнику Пречистой Девы.
«Встань, — говорит ангел спящему Иосифу, — возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет и будь там, доколе не скажу тебе: ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его».
Иосиф тотчас же встал и ночью двинулся в путь с Младенцем и Его Пречистой Матерью. Минуя сторожевые башни Вифлеема, они направились вдоль оград и стен виноградников в Назарет, где поспешно собрали все необходимое для далекого пути. Дня через два, ночью, чтобы никто из соседей не узнал, вышли они в сопровождении Иакова, сына Иосифова (впоследствии названного братом Господним), из родного Назарета.
И вот они бегут в далекий неизвестный им Египет. Иосиф, помня слова ангела, страшась за жизнь Божественнаго Младенца, спешит покинуть пределы Палестины.
Вот уже совершенно скрылись от них цепи гор Иудейских, вот, наконец, после долгого утомительного пути перед ними расстилается песчаная, знойная пустыня. Она не страшит Иосифа, он верит, что Бог и Его ангелы невидимо охраняют Пречистую Деву и Божественного Сына Ея.
Пережидая палящий зной под тенью встречающихся на пути финиковых пальм, они с каждым днем все ближе и ближе к Египту, указанному им ангелом Божиим. Иосиф, бережно выбирая тропинки, обходя камни, ведет за повод осленка, на котором сидит Пречистая Дева с Младенцем.
Песчаная, безводная пустыня, казавшаяся безконечной, постепенно оживляется. На пути все чаще и чаще встречаются громадные пирамиды и сфинксы, усыпальницы фараонов египетских; все чаще и чаще темнеют в яркой синеве неба пышные вершины стройных пальм. Теперь это уже не отдельные пальмы, а целые рощи финиковых и кокосовых пальм.
Далеко, далеко отсюда Палестина.
Нет больше страха погони: сюда не пришлет царь Ирод своих воинов разыскивать Божественного Младенца; здесь в безопасности и Он и Его Святая Мать. Они уже в Египте, указанном ангелом; теперь только надо избрать себе город или селение.
Они находились теперь в Верхнем Египте, в пределах Фиваиды. Вдали виднелся город Гермополис.
У ворот этого города росло необычайно высокое дерево, называемое «Персея».
Дерево было удивительной красоты. Египтяне, восхищавшиеся его красотой и высотой, поклонялись ему, как божеству.
Как только Пречистая Дева Мария с Божественным Младенцем на руках приблизилась к воротам, дерево это, славословя Господа, тихо склонило до земли свою гордую вершину и защитило святых путников густой тенью своих роскошных ветвей от солнечного зноя.
Земля Египетская поклонилась Предвечному Слову. В таком наклоненном виде дерево осталось навсегда, в очевидное знамение пришествия Господня в Египет, и получило благодатную целебную силу. Чрез прикосновение к ветвям, склонявшимся некогда над Предвечным Младенцем Господом, больные египтяне стали исцеляться от всех недугов.
Когда Богоматерь с Божественным Младенцем, после кратковременного отдыха под дивно склонившимся деревом, вступила в город Гермополис, свершились новые чудесные знамения. В языческих храмах сами собой с великим шумом попадали все идолы.
Удивлялись и недоумевали египтяне, не знавшие, что земля их в это время освятилась пришествием Истиннаго Бога.
Жрецы и народ плакали, а историки занесли это событие в свои летописи.
То же самое повторилось и в селении, называвшемся «Сирен», как только в него вступила Богоматерь с Младенцем Исусом Христом. В громадном храме этого селения находилось 365 идолов, и все они попадали и разбились на куски.
И исполнились слова святого пророка Иеремии, сказанные им египтянам: «Все идолы должны будут упасть и все изображения богов сокрушатся тогда, когда придет сюда Дева-Матерь с Младенцем, рожденным в яслях».
Между тем никто из египтян не предполагал, что все, происходящее теперь в их стране, тесно связано с появлением среди них бедно одетых путников из далекой Палестины,
На них никто не обращал внимания, а они, не желая останавливаться в многолюдном, шумном «Сирене», продолжали свой путь все дальше и дальше в глубь страны.
Не доходя до селения, называвшегося «Натарея», Иосиф увидел громадную смоковницу и решил переждать под нею солнечный зной и дать возможность Богоматери подольше отдохнуть от длинного утомительного пути.
Оставив Богоматерь с Младенцем под тенью дерева, Иосиф отправился в селение купить хлеба и присмотреть подходящий ночлег.
Богоматерь осталась стоять в тени дерева. И вот смоковница чудесно преклонила свои верхние ветви, ствол ее раздвоился сверху до низу, и над Пречистой Девой и Божественным Младенцем вдруг образовалась густая зеленая сень, подобная шатру. У корня раздвоившегося ствола образовалось большое углубление, послужившее местом отдыха для Богоматери. Пречистая Дева легла там и положила спящего Младенца Господа.
И другое чудо совершилось здесь силою воплощенного Бога-Слова: возле дерева вдруг забил источник холодной пресной воды. Кристальные струи его весело побежали и зажурчали по камням, орошая собой темно-зеленую вершину склонившейся смоковницы.
Пробудившись от сна, Пресвятая Дева черпала из источника воду для Себя и для своего Божественного Сына.
Вода этого источника была так хороша, что Богоматерь пожелала поселиться недалеко от него. Тогда Иосиф нанял ближайшую к источнику хижину при входе в селение «Натарея»
Здесь жило святое семейство до тех пор, пока ангел Господень опять явился Иосифу и повелел ему возвратиться из страны Египетской в землю Израилеву: «ибо умерли искавшие души Младенца» (Матф. И, 20).
Прошло более девятнадцати веков с того времени. Многие города Египта за это время разрушились и забыты, но оливковое дерево, приютившее Божественнаго Младенца с Пречистой Девой, и чудесно пробившийся источник, сохранились доселе. Источник все еще дает холодную пресную воду, и это свойство его тем поразительнее, что все родники и колодцы этой местности имеют солоноватый вкус.
Чудесно преклонившееся оливковое дерево доныне в большом почитании не только у христиан, но и у коптов.
В расщелине дерева копты возжигают светильники с елеем в честь почивавшей там Пресвятой Девы Богородицы с Младенцем Христом.
Из журнала «Церковь» за 1912 год
азъ съмыслю — «иеросалимских объзирателей»