Коллекция старинных рукописных книг Артёма Шмелёва насчитывает около 100 экземпляров. Будучи историком по образованию, Артём Викторович не просто собирает раритеты, он их исследует, изучает историю бытования памятников и все, что известно об их судьбе.
Церковные и светские
Увлечение коллекционера родом из детства. Ещё в школе кто-то из одноклассников принёс ради хвастовства из дома старинную книгу. И когда того не поняли и подняли на смех, Артём Шмелёв заступился и получил в награду ту самую рукопись — первый экспонат своей будущей коллекции. Оказалось, что эта книга, доставшаяся мальчугану от бабушки, была старообрядческой. Попав в руки к священнику, ревностно настроенному против староверов, она должна была быть сожжена и уцелела лишь чудом.
— Затем моя коллекция пополнилась книгами из семейной библиотеки другого моего товарища, потомка поволжских немцев, — пояснил Артём Викторович. — Так появилась подборка старинных немецких книг, к которой позже примкнули экземпляры, привезённые из Арзамаса, куда мы вместе с отцом ездили к родственникам.
Как рассказал Артём Шмелёв, поначалу коллекция формировалась не целенаправленно, стихийно. Однако именно это увлечение привело начинающего исследователя на исторический факультет Алтайского педагогического университета: поступив туда, Артём Викторович всерьёз увлекся этнографией, стал привозить из научных экспедиций книжные раритеты.
— Самый древний экспонат моей коллекции — «Повесть о царе Аггее», относящаяся к 1760 году, — делится коллекционер. — Её датировку я определил по водяным знакам на бумаге, которые для исследователей являются ключом, верным способом отнести издание к той или иной эпохе. Есть в моей коллекции и светские книги — несколько страниц из рукописи «О пчёлах», относящейся к первой половине XIX века. Имеются и месяцесловы, и ирмологии — сборники богослужебных текстов, предназначенных для пения в церкви. Одна из ценностей — «Акафист святителю Иоанну Митрополиту Тобольскому и всея Сибири чудотворцу», на котором есть пометка: «Акафист этот уже хотели бросить в печь огненную, да матушка Мариам спасла».
Научный интерес
Однако рукописные книги — это лишь часть обширной коллекции Артёма Шмелёва. Собирает он и документы, среди которых есть те, что датированы 1690 годом, первой половиной XVIII века. Есть здесь листы, относящиеся как к тюменской (это и растиражированный писцами «Указ Ея Императорскаго Величества Самодержицы Всероссийской», судебные документы), так и к нерчинской коллекции, рассказывающие о деятельности Нерчинского сереброплавильного завода — одного из первых в Сибири.
— Пополняю я свою коллекцию в основном на антикварном рынке или через интернет, отслеживая редкости по доступной цене, — комментирует Артём Викторович. — Поддерживаю связь и с местными коллекционерами, среди которых — известный барнаульский антиквар Сергей Москвин — благодаря ему в моей коллекции появилось десять документов, рассказывающих об Алтайской духовной миссии. Главное — чтобы раритеты были интересны мне, чтобы мне хотелось их исследовать, рассматривать, вооружившись лупой.
А два года назад Артём Шмелёв решил обнародовать коллекцию редких книг и документов и организовал в родном вузе в рамках празднования Дня славянской письменности и культуры выставку, куда пригласил представителей старообрядчества и РПЦ. Спустя год эту выставку было решено повторить.
Документ эпохи
Ещё одно направление, которым всерьез интересуется коллекционер, — это старые фотоснимки, касающиеся истории Алтайского края, в частности, Барнаула. Исторические снимки Артём Шмелёв собирает на протяжении четырёх лет. Хотя, как рассказывает он сам, трепетное отношение к фотографиям у него было с детства — в семье Артёма Викторовича хранилось немало фотоальбомов, из которых можно было узнать много подробностей о предках.
— Ещё во время учёбы в педуниверситете нам говорили, что фотография — это важнейший исторический источник, документ, дающий объективную информацию о той или иной эпохе, — поясняет Артём Шмелёв. — Свою коллекцию я пополняю на аукционах, через соцсети, через знакомых и друзей.
Среди фотографий немало тех, которые Артём Шмелёв называет гордостью своей коллекции. К примеру, в его собрании есть фото 1932 года, на котором запечатлен Варлам Шаламов во время своего приезда в Барнаул. Имеется и портрет Павла Михайлова — человека, благодаря которому во время барнаульского пожара 1917 года уцелел «Красный магазин». Есть фотографии, на которых можно увидеть учеников Барнаульского реального училища Императора Николая II, обское побережье в районе Кожзавода (ныне это поселок Ильича), резиденцию купца Сухова.
Не так давно эти и другие снимки были представлены в рамках выставки «Алтай: вехи истории», которая прошла к 85-летию Алтайского края в музее редкой книги при Центральной городской библиотеке им. Н. М. Ядринцева. Ведь, по мнению историка, любая коллекция должна демонстрироваться людям, исследоваться.
— Сегодня я сотрудничаю с краевой научной библиотекой им. В.Я. Шишкова, специалисты которой пообещали мне помочь составить научный каталог моей коллекции, — говорит Артём Викторович. — Они же вывели меня на представителей из Сибирского отделения Российской академии наук, которые заинтересовались моей коллекцией.
Исследовательский интерес Артёма Шмелёва распространяется и на его родное село Паново Ребрихинского района. Сегодня он трудится над книгой памяти участников Великой Отечественной войны и над историей села.
Источник: barnaul.press
Комментариев пока нет