Сначала несколько слов о том, как возникла идея написать учебник для начинающих, вышедший под названием «Знаменное пение. Тетрадь для начинающих».
Получив академическое музыкальное образование, я связала свою профессиональную деятельность с педагогикой, причем спецификой ее оказалась преимущественно педагогика младшего возраста.
Подошло время приступать к ознакомительным занятиям по знаменному пению с собственным ребенком, и передо мной встал вопрос, как это делать ввиду отсутствия печатных адаптированных учебных материалов для детей в этой сфере. Для меня, как для педагога с 10-летним стажем преподавания в музыкальной школе, приоритетным в работе является соблюдение принципа систематичности, а также принципа наглядности и доступности обучения. Вот, с опорой на эти принципы, и была разработана Тетрадь для начинающих. Основополагающая идея пособия — рассмотреть материал в разных видах работ, в том числе в наиболее интересной и доступной детям игровой форме.
Насколько это вышло удачно — судить целевой аудитории, в первую очередь — преподавателям и учащимся воскресных школ. Однако можно уже предварительно сказать о значительной потребности в подобных разработках, если учесть тот факт, что тысяча экземпляров практически разошлась за три месяца, и встает вопрос о дополнительном тираже.
Теперь несколько мыслей о преподавании пения вообще.
Существующая у нас традиция устной передачи певческой культуры — естественный многовековой способ передачи информации. Но, на мой взгляд, в условиях влияния окружающего социума, постоянного ускорения темпа нашей жизни, когда и дети становятся все более и более загруженными, мы не должны оставаться безмолвными. И это замечательно, что издается все больше книг в старообрядческой среде, и, в том числе, постепенно заполняется ниша детской образовательной литературы.
Однако, необходимо понимать, что восприятие сегодняшнего ребенка — это совершенно иной психический познавательный процесс, чем это было даже 30-40 лет назад, не говоря о каких-то более давних сроках. Помимо информационной замусоренности сознания, обусловленной все теми же влиянием среды и ускорением жизненного темпа, у современных детей сформированы определенные установки восприятия.
Если ребенок с младенчества получает информацию в яркой, динамичной форме (будь то современные средства коммуникации, мультипликационная продукция), имеет яркие игрушки, осваивает общение с хорошо иллюстрированной печатной книгой, то нечто размытое, неконкретное, то, что нельзя потрогать, разглядеть, не находит желаемого отражения в восприятии. Иными словами, дети привыкли к яркой подаче информации, тезисности изложения, и то, что на этом фоне подается более блекло, не воспринимается на должном уровне, потому что есть более насыщенные впечатления.
Считаю, что существующую традицию необходимо обогатить новыми методическими находками, изданными учебными материалами, что позволило бы прийти к более или менее единой системе преподавания и подняло бы качество усвоения. Причем, помимо содержания, нужно уделять пристальное внимание качеству выпускаемых книг — шрифт, формат, уровень иллюстраций, соответствие санитарным нормам — все это важно. Такие издания однозначно облегчили бы жизнь и преподавателям воскресных школ, которые, будучи так же загружены, как и мы — основная работа, семья — должны изыскивать возможности качественной подготовки к урокам в условиях методического вакуума.
Идеалом, мне кажется, стала бы кристаллизация многоуровневой системы преподавания, оснащенной адаптированной учебной литературой, раскрывающей не только практическую, но и духовную и историко-культурную стороны предмета сообразно возрасту и степени подготовки учащихся.
Собственно, мой скромный шаг в этом направлении является призывом к специалистам облекать свои наработки в печатную форму, чтобы дети наши и мы вместе с ними с еще большими интересом и увлеченностью могли открывать для себя бесценное наследие предков — русское крюковое пение.
Возникшие по этой теме вопросы можно обсудить по электронной почте, мой e-mail: znamen-penie@yandex.ru
Комментариев пока нет