6 декабря (23 ноября по старому стилю) Церковь чтит память отца нашего Амфилохия, епископа Иконийского. Святитель Амфилохий родился около 340 года в Кесарии Каппадокийской. Он был двоюродным братом святителя Григория Богослова и другом Василия Великого. Амфилохий изучал право, работал юристом в Константинополе, но после полностью посвятил себя церковной деятельности. В 374 году Амфилохий был рукоположен во епископа Иконийского. Он известен своей богословской апологией божества святого Духа — против ереси Македония. Ему посвящено сочинение Василия Великого «О Святом Духе». На соборе в Иконии в 376 году епископ Амфилохий защищал учение о божественной природе Святого Духа. В 381 году участвовал во Втором Вселенском соборе. Епископ Амфилохий добился осуждения ереси мессалиан (евхитов) на поместном соборе 390 года в городе Сида (Памфилия). Преставился после 394 года.
Представляем житие святителя Амфилохия из Великих Миней Четьих митрополита Макария в двух вариациях — транслитерация с древнерусского языка и перевод на русский язык.
***
В тот же день житие и подвиги нашего отца, что среди святых, Амфилохия, епископа Иконийского. (Перевод на русский язык).
I. Жил один черноризец, по имени Амфилохие. Это был праведник, исполненный благой веры. В пещере прожил 40 лет, питался только сухарями, одну лишь воду пил, забыл он, что такое масло и все остальное. Случилось умереть епископу города Иконии. Пришел к Амфилохию Ангел Господень и говорит ему: «Амфилохие! Иди во град пасти овец своих духовных». А он не захотел… И была вторая ночь. Ангел пришел и говорит ему: «Иди во град пасти овец своих». Все равно не соизволил, говорил, мол, «и сам сатана сменяет свой образ на ангельский свет»… И была третья ночь. Опять приходил Ангел и говорил: «Вставай с постели». И, встав, он схватил ангела за колено и говорит ему: «Если ты ангел Господа, давай вместе станем на молитву». И, наклонив голову, он вопиял, говоря: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваофов! Исполнено небо и земля славы Твоей». И взяв его за правую руку, ангел привел его к церкви: и двери сами по себе открылись для них. И они увидели светлый свет, как в великий день Господа, и мужей распоясаных не сосчитать. Его взяли и повели к алтарю. У них в руках было евангелие, и его подали ему, говоря: «Господь с тобою!» Один из старших сказал: «Молите обо мне все, святая благодать поставляет брата нашего Амфилохия — епископа граду Иконию, особенно молитесь о нем все, да будет на нем Божья благодать». И после молитвы преподали ему мир и стали для него невидимы. День начинал светать. Вышел из церкви и пошел туда, где обитал.
II. Спрашивали Амфилохия семь посланных Богом епископов, говорили ему: «Ты ли тот самый Амфилох?» Отвечал он им: «Вся ложь от лукавого, идет ли речь о великом деле или о малом». Сказал: «Я грешный Амфилохий». И, взяв его, епископы повели его в церковь. Он им сказал: «Скажу вам истину, этой ночью ангелы Божии поставили меня епископом города Иконии». Услышав это, они внимательно прислушивались друг ко другу, внимательно слушая и говоря: «Того, кого Бог поставил епископом своими ангелами, мы да не укорим, но да будет он благословлен во веки. И даст ему Господь различную благодать и покой, и «сыновья беззакония» оставят в покое раба Божия». И, преподав ему мир, отошли от него: возвратившись в свои города, поведали о епископе Амфилохии. И тот пришел во град и пас своих пасомых.
III. Через три года поднялись «Аравийские волки» — Эвном, Ариан и Макидон, и начали задавать вопросы о вере в Спасителя нашего Исуса Христа. И никто не мог сопротивляться им словом. И был собор 150 епископов в Константинограде, для выяснения о вере. Епископ же Амфилохий по-прежнему пас паству свою в городе Иконии. И обратились епископы к царю, и написали так: «Господин царь! У нас есть отец в городе Иконии, имя его Амфилохий. Повели ему прийти. Если он придет, и они его одолеют, то отпадем и мы. Услышав это, царь послал к нему гонцов. Те пришли к епископу Амфилохию и сказали ему: «Пришли епископы, царя упрашивали, чтобы ты пришел». — «Ну раз так, пойдем». Взял Феодула, своего дьякона, сел на своего осла и поехал к город. Не ел, не пил все дни, пока был в пути, пока не пришел в Константиноград. Когда вошел он в город, шел девятый час дня. Он остановился у одной женщины, где благословлял Господа, и, выйдя из обители, пошел к церкви. А все двери были закрыты. Он преклонил колени и сотворил молитву: тогда двери открылись сами и пропустили его вовнутрь. Молясь, он говорил: «Господь, Исус Христос! Нет во мне премудрого слова: и что же я скажу или как заговорю перед царем, не знаю». И сразу же явился сам Спаситель к епископу Амфилохию и говорит ему: «Амфилохие! Не бойся, не страшись: Я Исус Христос, говоривший через святых людей: заговорю и через тебя, насколько у тебя правильно получится говорить». И, преподав ему мир, отошел от него. Из храма выйдя, Амфилохий пошел туда, где обитал, ко вдове.
IV. Услышали Эвномий и Ариан, и Македон, «аравийские волки», пришли к нему. Разбившись о камень, Эвномиос раскололся: ведь Амфилохий был преисполнен верой. И говорит ему Эуномие: «Ты что ли Амфилохий, черноризец, раб Божий?» Говорит Амфилохий: «Я грешный». Говорит Эвномиос: «Ты зачем развращаешь Израиль?» Амфилохий говорит: «Не я развращаю Израиль, а ты и семья твоего отца». Эвномиос говорит: «Как же евангелие начинается со слов: «в начале было Слово, и Слово было к Богу, и Бог был Слово». Прежде начала было когда-нибудь или не было?» Амфилохий говорит: «Ты неправильно понимаешь, Сын — это не подобное нам творение. Но, как изволило Его Божество, оно превратилось, так что «Слово стало плотью». Эвномиос говорит: «А как же сказано в Ветхом Завете: два, два в противоположность одному?» Амфилохий говорит: «Слушай, два два — четыре, а я говорю: Матфеос, Марк, Лука, Иоанн — четыре евангелиста, благовестили всему нашему роду и внесли в человечество спасение. А Бог и Отец наш, пославший Сына Своего в мир, сказав: «просите у Меня и дам тебе народы, достойные тебя, и власть твоя до концов земли: ты будешь пасти их железной палицей, как глиняные сосуды, разбивать их. Эвномиос сказал: «а как же говорит пророк: «не утаилась от Тебя моя кость, сотворенная Тобой в тайне?»» Амфилохие сказал: «разве о Христе это он говорит? нет! но когда «Бог поднял пыль с земли и создал человека», Бог сказал: «не хорошо быть человеку одному, сотворим ему еще помощника вдобавок к нему. И вложил ужас на Адама, и тот уснул: и взяв одно из его ребер, создал ему жену, и дал ее ему». Поэтому пророк, поскольку он говорил о лице Адама, так сказал: «Не утаилась от Тебя моя кость, сотворенная Тобой в тайне». Эвномий говорит: «Как же еще пророк говорит: «Господь сделал меня началом своего пути к его творениям»? Видишь ли, что Сын — создание и творение?» Амфилохий говорит: «Разве о Христе он это сказал? Но, когда встретил обеих женщин — Марфу и Марию, а они толкуются как душа и тело, то и те говорили ему: «Если знаешь, где положили Господа нашего, скажи нам, мы пойдем и возьмем». А Исус сказал: «Мария! Не трогай меня, я еще не поднялся к своему Отцу. А идите скажите моим ученикам: «Он вас опережает в Галилее». Эвномиос сказал: «Завтра перед царем и его советом устроим прение, я и ты». И весь город был в тревоге, слушая беседу Эвономия и Амфилохия. Горожане говорили друг другу: «Кто же из них одолеет? Тот или этот?» Войдя в церковь, Амфилохий сотворил молитву и, вернувшись на то место, всю ночь оставался в молитве и говорил: «Господь, Исус Христос! То, что ты обещал мне — исполни, да прославится имя Твое».
V. И, взяв за руку своего дьякона, сказал: «Брат Феодул! Сегодня нам перед нами лежит жизнь или смерть». Дьякон сказал: «Что это сказал ты, мой господин?» Амфилохий сказал: «У их есть обычай, что при входе каждого епископа, даже если их много входит к царю, дьякон говорит: «Встаньте ровно», — так ты, когда я войду, провозгласи громко: «Встаньте ровно, перед нами лежит жизнь или смерть». Дьякон же говорит: «Только ведь, если скажу, господин мой, как ты велел, — убьет меня царь». Амфилохий сказал: «Не бойся этого царя, убивающего тело, а душу не способного убить, но бойся того, что может и душу, и тело погубить». И дьякон говорит: «Как ты сказал, мой господин, все так и есть». И, взяв его за руку, пошел во дворец. Когда же он вошел, дьякон громким голосом провозгласил: «Встаньте ровно!» — так что дворец сотрясся. Подойдя к царю, епископ сказал: «Мир тебе, царь! А сыну твоему не радость!» Царь, услышав, что он так приветствовал его сына, заскрипел зубами, как лев. И сказал царь: «Для чего ты нанес оскорбление моему царскому сану? Ведь ты приветствовал меня, как следует царя, а моего сына представил малым и ничтожным: разве он не царствует вместе со мной? Не так же ли он носит багряницу и корону на голове? Теперь не останется голова твоя на тебе, раз ты сказал такое». А епископ Амфилохий сказал: «Благой царь! Если ты, такой же человек, как я — сегодня ты есть, а завтра нет тебя — так разгневался, как и сам говоришь, из-за того, что твоему сыну не воздали подобающих почестей, то разве не разгневается «Бог неба и земли», если Его Сын не будет почитаем? Намного сильнее Он разгневается на нас». Царь сказал: «Почему, старец, ты такой пес и без стыда?» Амфилохий сказал: «Послушай, благой царь! Старость — из-за времени, безстыдство же — из-за нечестивых, а пес, видя трех разбойников, не перестает лаять. Я имею в виду Эвномия, и Ариана, и Македония. Скоро Бог заберет их из этого мира. Ведь они лишили чести Божество, провозгласив его мелким и ничтожным». И, подумав, царь сказал: «Правду сказал этот человек. Раз я разгневался из-за того, что моему сыну не воздали честь, разве Бог неба и земли не разгневается, если не воздают чести Его Сыну? Намного сильнее он разгневается на нас». И сказал царь: «Сведите их с их престолов, и чтобы ни один из них не скрылся» (а царь сидел на три ступени выше учителей погибели). Народ же кричал: «Предай головы беззаконников мечу и огню или глубине моря!» А епископ Амфилохий сказал: «Нет, господин царь! Не повели этого, но молю твою державу, господин царь, повели каждого из них прогнать в свое отечество — Ария в Готы, Македония в Гангрь, Эвномия в Каппадокийскую страну, в его деревню, Дакроену». И как сказал епископ Амфилохий, так и повелел царь Феодос. И посадив Эвномия на старого верблюда, неоседланного, повели его через город, на позор толпе, и говорили: «Это враг Божий и христиан». И прогнали его из города, сидящего на верблюде. Тогда перешли к другим: то же самое сделав с ними и побив, выгнали из города. А рабу Божию Амфилохию царь дал много золота на устройство нищих. Он благословил царя и весь город, и его отпустили, одарив и его дьякона. Он пошел в свой город и прожил там три года. И отошел о Христе Исусе. Город же заплакал из-за учителя истины. Следуя его учению, и мы славим Бога со всеми вами, ведь ему подобает слава и власть, и честь, теперь и всегда и во веки веком.
В той же день житие и подвизи иже во святых отца нашего Амьфилохия, епископа Иконискаго. (Транслитерация).
I. Беаше некто черноризец, именем Амфилохие: той праведник и благоверен. Беаше четыредесяте в пещере лет: и ядь его беаше посмаг един и питие вода, елею же или ино что ни помняше. Лучи же ся умрети епископу града Иконии. И пришед к Амфилохию ангел Господень, и глагола ему: «Амфилохие! иди в град и паси овца духовныа». Он же не хотяше. И бысть втораа нощь. И пришед к нему, ангел глагола ему: «иди во град и паси своа овца». Он же ни тако рачаше: глаголаше бо, яко и сам «сатана преобразуется в ангельскый свет» (2 Кор.11:14). И бысть третиая нощь. И пришед, ангел Господень паки глагола ему: «востани от ложа своего». И воставь, яся за колену ангелу и глагола ему: «аще ангел еси Господень, станеве оба на молитве». И преклонив главу, вопиаше, глаголя: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваофов! исполнено небо и земля славы Твоея» (Ис.6:3). И поимь и ангел за десную руку, приведе к церкви: и двери о себе отверзошася има. И видеста свет светел, яко на велик день Господень, и мужа распоасаны, им же не беаше числа. И поимше и, ведоша к олтарю. Имеаху евангелие в руце и подаша ему, глаголюще ему: «Господь с тобою!» Един же от старей от них: «молите о мне вси, святаа благодать поставляет брата нашего Амфилохиа — епископа граду Иконию, молитвуйте за нь вси, да благодать Божия на нем будет». И по молитве, даша ему мир и невидими быша от него. И се день свиташе, и, излез ис церкве, идеше во витание свое.
II. И се седмь епископ, Богом послани, вопрашаху того самого Амфилохиа, глаголюще: «ты ли еси самь Амфилох?» Глагола же: «вся лжа от неприазни есть, или о велице будет деле, или о мале» (Ин.8:44). И глагола: «аз есмь Амфилохий грешный». И поимше и, епископи ведоша и к церкви. Глагола же имь: «истину вамь поведе, нощию ангели Божии поставиша мя епископа граду Иконии». И слышавше се, внимааху друг другу, внимающе и глаголюще: «егоже Бог поставил епископа ангелы своими, мы да не корим, но да будет благовещен во векы: и дасть ему Господь всяку благодать и покои, и «сынове безаконию» (Пс.88:23) не имут рабу Божию». И, давше ему мир, отступиша от него: и ишедше во грады своа, исповедаша, яже о епископе Амфилохии. И той прииде во град и пасяше паству свою.
III. По трех же летех, восташа «влци Аравитьстии» (Авв.1:8) — Еуном, Ариан и Макидон, и взыскавааху о вере Спасителю нашему Исус Христу. И никто же можаше противитися словесем им. И бысть собор епископом 100 и 50 в Констянтине граде, взыскающе о вере. Епископ же Амфилохий беаше пасый паству свою во граде Иконии. И се восписаша епископи, глаголюще царю: «господи царю! есть нам отец во граде Иконии, именемь Амфилохие. Повели тому приити, да аще, пришед, одолен будет от них, — отпадемь и мы. Царь, се слышав от епископ, абие посла влогомь к нему. И пришедше, глаголаша епископу Амфилохию: «епископи пришедше молиша царя приити к ним». — «Аще се тако есть, да идемы». И поим Феодула, диака своего, и, всед на осля свое, поиде ко граду. И не я, ни пи, елико дний иде в путь, дондеже прииде в Константин град. И вниде в град, час беаше 9 дни. Витав абие у некоеа жены, благовещаше Господа, и, излез от витаниа, поиде ко церкви. Двери же вся утвержены беаху. Преклонив же колени свои, молитву сотвори: двери же отверзошася сами и приаша и утрь. Моля же ся, глаголаше: «Господи, Исусе Христе! Несть во мне слово премудро: да что реку или что возглаголю пред царемь, не веде» (Мф.10:19). И абие явися самь Спаситель нашь к епископу Амфилохию, глаголя ему: «Амфилохие! не боися, ни страшися: Аз бо есмь Исус Христос, глаголавый святыими мужи: возглаголю и тобою, если ти лепо глаголати». И давь ему мир, отъиде от него. И излез, Амфилохий поиде во виталище к вдовици.
IV. Услышав Евномий и Ариан, и Македон, «влци аравитьстии», приидоша к нему. И образився камени Евномиос, раседеся: исполнив бо беаше верою Амфилохий. И глагола ему Еуномие: «ты ли еси Амфилохие, черноризец, раб Божий»? Амфилохие рече: «аз есмь грешный». Евномиос глагола: «то чесо ради «превращаеши Израиля» (3 Цар.18:17)? Амфилохие рече: «не аз превращаю Израиля, но ты и дом отца твоего» (3 Цар.18:18). Евномиос глагола: «како убо первый глас глаголет в евангелии «искони беаше Слово, и Слово беаше к Богу, и Бог беаше Слово» (Ин.1:1). Прежде начатиа беаше когда или не беаше?» Амфилохие глагола: «не, яко ты поразумееши, тварь есть сын, еже о нас: но, яко хоте Божество Ему, претворися, и «Слово плоть бысть» (Ин.1:14). Евномиос глагола: «како и в Ветсем Завете глаголет: два два противу единому» (Сир.33:14)? Амфилохие глагола: «слыши два два – четыри, аз же глаголю: Матфиос, Марк, Лука, Иоанн, – четыри евангелисти, иже благовестиша род наш и спас человеком внесоша. Бог же и Отец наш, пославый Сына Своего в мир, и рече: «просите от Мене и дам ти языки, достойны тебе, и держание твое конец земли: упасеши а палицею железною и, яко сосуд скудельный, сотреши а». Евномиос рече: «како убо пророк глаголет: «не утаися кость моа от Тебе, юже сотвори отай» (Пс.138:15)? Амфилохие рече: «да или о Христе глаголет се? но, егда «вземь Бог персть от земля, созда человека» (Быт.2:7), рече Бог: «не добро есть быти человеку единому, сотворимь ему помощника к нему. И вложи ужасть на Адама, и усну: и вземь едино от ребр ему, созда ему жену, юже дасть ему» (Быт.2:18, 21). И пророк сего ради, – яко лице Адамле глагола, – се рек, яко «не утаися кость моа от тебе, юже сотвори отай». Евномий глагола: «како убо пророк пакы глаголеть: «Господь созда мя начаток пути Ему на деаниа своа» (Прит.8:22)? видиши ли, яко создание и тварь есть Сын?» Амфилохие глагола: «да или о Христе рече се? Но, егда срете обе жене – Марфу и Марию, яже протолкуетася душа и тело, глаголаста ему и те: «аще веси, где положиша Господа нашего, рци нама, да ве и возмеве (Ин.20:15). Исус же рече: Марие! не прикасайся мне, единаче бо не взыдох к Отцу своему (Ин.20:21). Но шедша рцета учеником Моимь, яко предваряет вас в Галилеи» (Мф.28:7). Евномисос рече: «утро пред царем и пред мужи его примься, аз же и ты». И беаше весь град гневаяся, послушаа Евномиа и Амфилохиа. И глаголаху граждане друг ко другу: «кто си ею одолеет, сий ли или сий?» И влез Амфилохие в церковь, молитву сотвори: и шед на место то, беаше чрес всю нощь молитвуа и глаголя: «Господи, Исусе Христе! Еже ми обеща, кончай, да прославится имя твое».
V. И имь за руку диака своего, рече: «брате Феодуле! Днесь жизнь и смерть нама предлежит». И диак рече: «что есть, еже изглагола, господи мой?» Амфилохий рече: «имже есть обычай при едином епископе, аще же и многыим влазящиимь к царю, диакону глаголати: «станете прости», — ты убо, внидущю ми, великомь гласом возовеши: «прости станете, или жизнь или смерть предлежить». Диак же рече: «да обаче, аще реку, господи мой, якоже рече, – убиет мя царь». Амфилохий рече: «не бойся царя сего, убивающаго тело, а душа не могущому убити, но бойся оного, могущаго и душю и тело погубить» (Мф.10:28). И диак рече: «яко и глагола, господи мой, тако и есть». И имь за руку его, поиде к полате. Внидущу же ему, диак великом гласомь возва: «простистанете!» якоже потрястися полате. Приближив же ся епископ к царю, рече: «мир, царю! и не радость сыну твоему!» Услышав же царь целование сына своего, скрежеташе зубы своими, яко лев. И глагола царь: «чесо ради безчестие сотвори царствию моему? мне бо дасть целование, якоже лепо царемь, сына же моего умали и ухуди: не ли такожде царь со мною? и не такожде ли багряницю носит и венец на главе своей? и ныне убо не станет глава твоа на тебе: имже тако изглагола». Епископ же Амфилохий рече: «царю благый! аще ты, клеврет мой, «днесь» сый, «а утре» не сый (Мф.6:30), разгневася, яко и сам рече, без чести бывшу сыну твоему, – «Бог небу и земли» (Деян.17:24) не имат ли ся разгневати, сыну твоему в нечествии будущу; зело паче разгневатися имать на ны». Царь же рече: «почто, старче, пес и бе-студа еси?» Амфилохие рече: «царю благый! Слыши се: старость же – времени ради, а бестудство – нечестивых ради, пес же, три разбойникы видя, не престает…, аз же глаголю – Евномиа, и Ариана, и Македониа, яже имать скоро взяти Бог от мира сего: имже и божество нечествоваша,и умалиша, и ухудиша». И царь, помыслив, рече: «правду изглагола сий: аще аз разневахся, бесчествующуся сыну моему, Бог убо небу и земли не разгневает ли ся, безчествующуся Сыну Ему; зело паче разгневает ся на ны». И глагола царь: «ссадит ся от престол своих, да ни един гонезнет от них» (беаху убо председяще учителе пагубе выше царь треми степенми). Народ же кричяше, глаголя: «главы безаконникомь мечю и огню предаждь или глубине морьстей». Епископ же Амфилохий рече: «ни, господи царю! не повели сего, но молю державу твою, господи царю, повели когождо их отгнати в свою отчину – Ариа в Гофы, Македониа в Гангрь, Евномиа в Кападочьскую страну, в свою весь, в Дакроену». Да якоже рече епископ Амфилохий, тако повеле царь Феодос. И всадивше Евномиа на велбуд стар, на неоседлан, повождьше и сквозе град, чади на позор, и глаголаху: «се враг Божий и христианом». И изгнаша и из града, седяща и на велбуде. Таче приидоша и на другаа: и тема тоже створивше и бивьше, изгнаша я из града. Рабу же Божию Амфилохию злата много дав царь на устрой нищимь: и благовещен царь от него быв и всь град, пустиша и, одаривше и диакона ему. И шед во град свой, пожи три лета. И отиде о Христе Исусе. Град же восплакася, учителя ради истине. Учение же ему имуще, и мы славимь Бога, с вами всеми, яко Тому лепо слава и держава, и честь, ныне и присно, и в веки веком.
Переводчик: Кирил Меламуд
——————
От редакции: Год назад сайт «Русская вера» начал публикацию перевода Великих Миней Четьих митрополита Макария. Однако появились мнения, что удобнее публиковать и читать транслитерацию. Просим всех читателей в комментариях ниже высказаться, какой вариант для вас более приемлемый — перевод или транслитерация?
а что послужило первоисточником? — Евангелие от Иоанна цитируется никонианское, от Матфея очень далеко от старославянского, а приводится в кавычках…
Для меня более предпочтителен текст на старославянском и по древним источникам, один к одному.
И так и так. Но лучше с переводом на современный русский.