В последние годы все более популярным становится купание на Крещение. Складываются уже традиции такого купания, которые выдаются за обычаи русского народа. Староверы в отношении ныряния в прорубь на Крещение всегда занимали неизменную позицию: погружение в воду на Крещение не имеет никакого отношения к великому празднику, не очищает человека от грехов и является своего рода шоу, не имеющим никакого духовного значения.
О Крещении как о празднике, о таинстве рассказывает председатель Центрального совета Древлеправославной Поморский церкви Латвии о. Алексий Жилко.
***
Праздник основывается на повествованиях всех четырех святых евангелистов, Матфея, Марка, Луки и Иоанна, о том, как, достигнув тридцатилетнего возраста, Исус Христос принял крещение от Иоанна Крестителя во Иордане-реке. В то время, когда Бог Сын вышел из воды, Святой Дух в виде голубя сошел на Него с небес. С неба был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое Благоволение» (Мф. 3;17). Так впервые людям было явлено видение Пресвятой Троицы. Поэтому праздник Крещения называется также Богоявлением.
Праздник Богоявления относится к великим праздникам. Проходит он на завершении святок, начало которых приходится на Рожество. По времени между празднованием Рожества и Крещения проходит порядка двенадцати дней, хотя фактический разрыв между этими новозаветными событиями составляет более 30 лет. В этом проявляется мудрый смысл святых отцов Церкви Христовой, которые поставили эти два праздники практически рядом, потому что они очень близки по своей духовной значимости. Праздник Рожества мы празднуем в честь явления Исуса Христа на землю, а праздник Крещения — в честь начала Его общественного служения, начала проповеди о наследии Небесного Царствия.
Богоявленскую воду дома хранят как великую святыню. Пьют ее только натощак, после совершения утренних молитв. Значительно помогает она и при болезнях.
Купание в проруби на Крещение не принято в наших обычаях. И мы ссылаемся на Стоглавый собор 1551 года. Уже тогда этот вопрос разбирался, и Собор принял категорическое решение не проводить никаких купаний, никаких окунаний ни в праздник Рожества Иоанна Крестителя, ни в праздник Богоявления Господня. Это объясняется тем, что еще в те далекие времена, когда христиане молились, темные силы занимались колдовством. Как сейчас они колдуют, так и тогда. После колдовских действий они шли к водоемам, окунались и очищались от своих ночных непотребств.
Непонятен смысл купания в проруби — если человек второй раз крестится, то это грех. Может, это поправка здоровья? Но, по-моему, с каким диагнозом нырнул в прорубь, с таким же диагнозом и вынырнешь. Или люди надеются избавиться от грехов? Но тут при купании никто не исповедуется. На сегодняшний день публичное купание в водоемах — при горячем чае с пирожками на закуску, с палаткой для согревания и дежурством спасателей — превратилось в популярное шоу, не имущее в себе ни капли духовного содержания.
Стоглавый собор ясно говорит: «не надобно бесовских действий». И к этому наставлению нужно прислушаться и никуда не ходить купаться. Это не богоугодное дело.
Старовер в таком «празднике» участвовать не должен. Но если это произошло, ему надо исповедоваться, понести епитимью от своего духовного отца.
День этот непостный, праздничный, значит, в трапезе дается разрешение на все. Конечно, не нужно увлекаться всякими горячительными напитками. День нужно проводить в тишине, в праздничном настроении и желательно в благотворении. То есть в праздничные дни нужно думать не только о себе, но и о других. Посетить тех, кто болен, посетить больницы, дома престарелых, пансионаты. Постараться провести этот день в приближении к святости.
Мы признаем истинным только погружательное крещение, согласно 50-му правилу Святых апостолов. Мы отторгаем поливательное и окропительное крещение, не считаем их крещением. При храмах всегда строили или держали отдельное помещение для крещений, т. н. крестильни. Там устраивали купель. Перед крещением кумовья носили воду. Они должны быть людьми воцерковленными, из числа тех, кто регулярно бывает на исповеди, должны знать простые молитвы. Кумовья не могут между собой быть мужем и женой. Если кумовья пришли крестить мальчика, мужской пол, то мы их предупреждаем, что в дальнейшем они могут крестить только мальчиков. Если кумовья пришли крестить девочку, мы их наставляем и говорим, чтобы впредь они крестили только девочек. Потому что как кумовья между собой не могут жениться и выходить замуж (поскольку являются между собой духовными братом и сестрой), так и те, кого они крестят, между собой также считаются духовными братьями и сестрами.
Младенцев мы крестим практически без проволочек, согласовав с родителями вопрос о времени. Со взрослыми людьми сложнее. Им даем время, чтобы они все хорошо обдумали, пришли в храм, поучаствовали в службах. Если у человека возникли вопросы, то он должен задать их наставнику. Человек должен научиться молитвам, знать, как правильно возлагать на себя крестное знамение, приготовить крестик с гайтанчиком, длинную рубашку, поясок, две простыни. У женщин должны быть платочки.
Крестят обычно до обеда, чтобы кумовья, сам крещаемый и тот, кто проводит таинство крещения, были натощак.
Мы долго думали и решили установить купель, как мы говорим, «три в одном». В ней можно крестить и младенца, и подростка, и взрослого человека. Для крестильной были подобраны иконы, написаны фрески. Над фресками работали два иконописца: наш местный, даугавпилсский — Никола Васильевич Портнов, и вильнюсский — Георгий Георгиевич Яковлев. Оба они являются учениками известнейшего в Прибалтике иконописца Ивана Ипатьевича Михайлова. Воду, которая остается после крещения, нельзя выливать в канализацию — она сливается в специальный отвод, как пишется в наших святцах, «в подпол». То есть туда, где не ходят люди.
Староверы принимают крещение и на озере, и в реке. У нас был на Гриве батюшка Никанор Прокофьевич Зубков, Царствие ему Небесное, который частенько выезжал на озеро и там проводил крещение взрослых и подростков.
Источник: gorod.lv
Беседовала: Наталия Салагубова
Публикуется с сокращениями
Интересная дискуссия получилась два года назад.
При всем уважении к о. Алексию, тем не менее, дерзну возразить, 92-я глава Стоглава посвящена пьянкам и гулянкам на церковные праздники вообще, а не конкретно окунанию в водных источниках на Богоявление, о чем там вообще речи нет. Обычай же купаться на Богоявление без пьянок во славу Божию в Церкви существовал с древности и был не просто народным, но благословленным церковным священноначалием. Вот, например, как это было в 1603 году при благочестивом первом Патриархе Московском Иове: "Взявши кропило, Папа (Патриарх) окропил и освятил Царя и молодого Государя освященною водою в лицо. Потом пошел он к своему седалищу куда подошли все духовные и светские Господа и были [37] окроплены святою водою в лицо. Те же, которые не могли быть освящены Папою (Патриархом), подошли к отверстию на реке, брали воду пригоршней, лили ее себе на голову и потом уходили оттуда. Наконец, все они отправились в прежнем порядке опять в Кремль. Проходя мимо Царя, Папа (Патриарх) подал ему и молодому Государю крест для вторичного целования. Когда они ушли, налиты были св. водой несколько ушатов и отнесены в Кремль и по церквам. Напоследок народ, мужчины и женщины, побежал к реке в великом множестве, чтобы окунуться в ней" ( http://www.vostlit.info/Texts/rus9/Iogansen/text.phtml?id=564 ). Да и ведь даже в самом чине освящения воды в день Богоявления, в ектенье говорится: "О быти ей на очищение душам и ТЕЛОМ". И в молитве освящения говорится тоже самое. Впрочем, возможно, беспоповцы этого не знают, в виду того, что не пользуются данным чином по вполне понятным причинам. Но кропить-то они свои жилища и друг друга поди ж кропят. Зачем? А если можно и нужно, то что плохого в том, чтобы в Крещенскую воду окунуться целиком?
Обычай народный безусловно существовал, но церковного благословения на такое купание в правилах нет. В прошлом есть упоминания, что окунались в Иордань с целью излечения от телесных болезней. Проблема в том, что русский человек не знает меры, а благое дело часто обращает в пагубу. Делать Иордани пошла мода в виде Креста, и купания в такой Иордани оскверняют Крест. К тому же купаются все без разбору мужики и бабы сигают вперемежку, часто в непотребном виде, и что многие при этом стараются погрузиться трижды, да еще и молитвы произносят, прямо самокрещение какое то. Думаю все же, что купание в проруби в день Богоявления не относится к благочестивым церковным обычаям и Церковь не должна этого поддерживать.
А причем здесь "русский человек"? Речь о правоверных христианах идет. А понятие "русский человек" сейчас очень широкое, и таковой "русский человек" во многом меры не знает. Ну, так давайте запретим алкоголь из-за неумеренности "русского человека". Речь идет не о всероссийских крещенских гуляниях, а о сугубо внутрицерковном обычае. Зачем народ Божий с внешними отождествлять и в зависимость наши обычаи ставить от неистовства язычников? И как же не было благословения на купание в Иерданях, когда в присутствии священноначалия это все совершалось, как на Руси, так и на Востоке. Вот у Даниила Заточника читаем (12 век): "В самый праздник водокрещения, был на Иордане с всею дружиною моею, и видехом благодать Божию, приходящую на воду иерданьскую, и множество народа безчисленно тогда приходят к воде со свещами; и всю ту нощь бывает пение изрядно и свещь без числа горящь. В полунощи же бывает крещение воде; тогда бо Дух Святый исходит с небес на воды иерданьския. Человеки же достойнии добре видят, како всходит Дух Святый, а вси народи, не видят, но токмо всякому человеку радость бывает тогда в сердце. Да егда погрузят священницы крест честный и егда рекут «в Иердане крещающу Ти ся Господи», — и тогда вси людие вскачют в Иердани, крещающиеся в Иерданьстей реце, якоже бо Христос в полунощи крестился от Иоанна".
Отец Андрей,Вы процитировали Даниила игумена земли Русския, а не Даниила Заточника … точность — вежливость королей(с):)
В цитате говорится о обычае собираться людям на реку Иордан в праздник Богоявления. Многие люди готовящиеся ко крещению в средневековье приезжали специально в Палестину, чтоб по образу Христа принять крещение в этот день в водах Иордана. вот это действие и описывает игумен Даниил.
А что символизирует такое купание в Крещение у нас?
Я уже писал, что да, обычай среди христиан такой был, некоторых случаях его даже возможно благословляли некоторые священники (или сказать при попущении некоторых священников), но обоснования такого обычая в церковных правилах мы не видим.
А Иордани на реках прорубались не для купания, а для священнического освящение воды, так как зима в России в это время. Представьте если бы после крещения в купели младенца, его родственники полезли бы туда купаться? ведь Крещенская Иордань это символ крещенской купели самого Христа.
Если есть желание искупаться в Крещение, да пожалуйста, найди полынью и сигай за милу душу, но использовать для этого освященную Иордань считаю неправильным.
В наше время такой обычай лезет через телевизор от никониан, народ видит и тоже хочет.
Иерей, да, отче, описАлся, спаси Христос, что обратили внимание. Ну, мне простительно, я не король :)
Алексей, Даниил пишет не о крещении людей в буквальном смысле, а о симоволическом омовении в водах Иордана. Тоже самое это значит и в России. Зачем вообще тогда, св.водой окроплять людей на праздник Крещения? Задайте себе этот вопрос. Какой в этом всем смысл? Иордани прорубали не для крещения, а для освящения воды, которой освящали и человеков, поэтому Ваша параллель с крещением младенцев неуместна. А раз вода для освящения человеков, то почему можно окропить этой водой скотину, пожитки, скаредные места, а человека, который есть образ Божий, омыть этой водой нельзя? Странная избирательность.
А я вот думаю (иногда): Может легче разработать стандарт иордани и чинопоследование крещенского погружения, хотя бы той же общестарообрядческой комиссией? Потом на своих соборах поутверждали бы — и дело с концом — не обо что копья ломать…
Это можно было бы делать, если бы было общие согласие в том, что данный обычай церковный и благочестивый. Тогда можно вырабатывать и какие-то общие чины. А когда мнения взаимоисключающие, единого чинопоследоваия в принципе быть не может. Я собственно, лишь высказал свое мнение. Ну не хотят люди свои тела освятить крещенской водой, хоть просят это в ектеньях во время чинопоследования, ну, дело-то их. Как хотят.
Согласитесь, окроплять христиан в храме или дома крещенской водой и купаться в крещенской иордани, к тому же освященной это совсем другое. Вот и я писал, что иордани прорубались не для крещения, а именно для освящения. Так не оскверняется ли такая освященная иордань купаниями голых телес?
Вы пишете, что игумен Даниил не пишет о крещении людей в буквальном смысле, а в приведеной вами цитате вот эти слова что обозначают: "Да егда погрузят священницы крест честный и егда рекут «в Иердане крещающу Ти ся Господи», — и тогда вси людие вскачют в Иердани, крещающиеся в Иерданьстей реце, якоже бо Христос в полунощи крестился от Иоанна"
Павел Алеппский о крещении в реках в Богоявление: "священники тотчас же крестят младенцев и мужчин, ибо этого дня ждут от года до года" — вот таков был обычай среди христиан.
Купание в проруби удивляло иностранцев: Павел Иовий (1526г.), присутствовавший при водоосвящении, свидетельствует, что «по окончании церемонии недужные и больные бросаются в реку; быв уверены, что священная вода омоет нечистоту болезни»…Путешественник Герберштейн (сер.16в.) в своих записках уверяет, что в «Иордане» купались не только безнадежные больные, которых в воду погружали другие, но и матери купали в ней своих младенцев и «сейчас же вытаскивали»
Из цитат видно, что таковые купания воспринимались как народный обычай, если не сказать суеверие.
Если скаредные места, которые поливаются святой водой никак воду не оскверняют, то тем более христианин, который является храмом Духа Святого, никакого ущерба или поругания воде не нанесет. Игумен Даниил писал не о людском крещении, что Вам подтвердит любой, кто знаком с чином крещения человеков. Это было исключительно символическое крещение в память крещения Господня, в сопереживание оному. И Даниил этим обычаем восхищается. А иностранцы-католики, ясное дело, удивлялись православным обычаям, тем не менее, что и Вы не отрицаете, эти иностранцы подтверждали, что обычай таковой имелся до раскола и священноначалием не порицался, если не был сопряжен с бесчинствами и пьянками.
Кстати, о. Андрей, а ваше священноначалие Вашу точку зрения разделяет?
У нас нет общецерковной позиции на сей счет, как и общецерковной традиции. Соответственно и мнения расходятся: кто считает, как и я, кто-то считает иначе. Но для Церкви разномыслие в отдельных вопросах, это естественное явление. Св. Ап. Павел об этом пишет: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19). Это лишь в сектах все строем ходят, а соборное сознание Церкви предполагает некоторую дискуссию по вопросам, которые не кодифицированы ранее.
С общецерковной позицией понятно было и раньше, я же про "вертикаль" власти спрашивал — Ваш епископ, Ваш патриарх….
Со своим митрополитом не обсуждал этот вопрос. Знаю что патриарх к современным всероссийским "забавам" на Крещение относится негативно, но к этому негативно относятся вообще все, не исключая и меня. Я речь ведь об ином веду, не о совместном с мусульманами-никонианами-язычниками плескании в государственных прорубях.