28 июня (15 июня по ст. стилю) родился известный старообрядческий предприниматель и меценат, директор Вышневолоцкой мануфактуры, член Общества передвижников, скульптор-анималист Сергей Павлович Рябушинский (1872-1936). Сергей Павлович был выходцем из старообрядческой семьи Рябушинских. В семье было шестнадцать детей, из них восемь сыновей. Окончил, в один год с братом Павлом — 1890-м, Московскую практическую академию коммерческих наук. Брат был удостоен золотой медали, Сергей — серебряной. Сергей Рябушинский жил в старинном особняке на Сивцевом Вражке.
Историк Евгений Шергалин на страницах «Русского орниологического журнала» сообщает, что второе образование Сергей получил в Германии, где три года изучал ткацкое и красильное дело в Крефельде. Одновременно он брал уроки живописи и рисования у Г. Бартца, обучался скульптуре в Париже в художественной мастерской Ж.-А. Энжалбера. С 1909 по 1916 участвовал в выставках, представлял работы из гипса и бронзы. Помимо этого, Рябушинский вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, стал членом-учредителем Санкт-Петербургского Общества возрождения художественной Руси (1915-1917), московского Общества искусств (1913-1917).
По возвращении в Россию Сергей Павлович вошел в правление «Товарищества мануфактур П. М. Рябушинского с сыновьями» и принял активное участие в промышленно-банковской деятельности семьи. Хорошо понимая, что путь к прогрессу и повышению производительности труда лежит через образование, он стал владельцем Института педагогики вблизи Рогожского кладбища в Москве. На то время это учреждение было одним из самых передовых в стране, оснащенное новейшими техническими средствами и методиками.
В 1916 году Сергей вместе с братом Степаном за 6 месяцев строит первый в России автомобильный завод Акционерного Московского Общества (АМО), который ныне носит название «Завод имени Лихачева (ЗИЛ)». Задумка его создателей заключалась в том, что при небольшой реконструкции этот завод мог выпускать и авиационную технику, которая в те годы только начинала завоевывать мир. Интересно, стоят ли в фойе заводского управления памятники его создателям или хотя бы их бюсты? Братья старались следовать принципу «Всё для дела —ничего для себя».
Одновременно Сергей Павлович стал директором семейной хлопчатобумажной фабрики Рябушинских в селе Заворово под Вышним Волочком. В настоящее время, как написано на сайте этой фабрики, «000 „Вышневолоцкий хлопчатобумажный комбинат“ — одно из крупнейших текстильных предприятий России с богатейшей 150-летней историей, входит в число 10 крупнейших текстильных производств России. Комбинат представляет собой предприятие с полным законченным технологичным циклом производства готовой продукции и включает в себя прядильную, ткацкую, отделочную и швейную фабрики».
27 июня 2022 года в Вышнем Волочке на территории усадьбы Рябушинских, при содействии проекта Арт-резиденция «Дача Рябушинских», прошли торжества, посвященные С. П. Рябушинскому.
Мероприятие началось с открытия памятной доски хозяину усадьбы на фасаде главного дома. Церемонию провела научный сотрудник Вышневолоцкого краеведческого музея Любовь Сыпулина. Она является одним из создателей выставки, посвященной 150-летию С. П. Рябушинского, которая действует в краеведческом музее. От имени администрации Вышневолоцкого городского округа гостей вечера поздравила заместитель Главы Елена Леонидовна Галкина. Вечер продолжил моноспектакль Алексея Зинатулина «Сияние» по произведению А. П. Чехова. Спектакль состоялся в помещении домашнего театра, впервые после эмиграции хозяина усадьбы после революции 1917 г. Экскурсию по интерьерам и коллекциям усадьбы провели команда краеведов, занимающихся возрождением дома Рябушинских: Денис Ивлев, Иван Цветков, Иван Пашков, Александр Иванов. Закончился вечер чаепитием из угольного самовара в столовой усадьбы у камина, во время которого к гостям явилось дружелюбное усадебное привидение в исполнении Надежды Бутук.
Комментариев пока нет