Есть в Граверской волости замечательные люди, о которых хочется сказать самые хорошие слова. Я имею в виду староверов того поколения, которое, к сожалению, уходит от нас, унося с собой бесценный опыт – жизненный и духовный. Поэтому и взялась за эту интересную и сложную тему – создать небольшие портреты земляков староверов, чтобы было с чем идти дальше, в будущее…
Нина (по документам Ирина-И.С.) Николаевна Леонова живет в деревне Ковалево, рядом со знаменитой старообрядческой моленной. С этой пожилой женщиной я впервые встретилась на Пасху в прошлом году, когда после всенощной неожиданно была приглашена в ее дом на разговение. Пригласил за праздничный стол сын Нины Николаевны Алексей, с которым мы и приехали на пасхальную службу. Гостям здесь были рады. Угощала нас Нина Николаевна обязательными праздничными яствами. По обычаю, сначала «постосовались» крашеными яйцами и отведали пышного кулича, а потом ели копченую домашнюю колбасу с неповторимым ароматом традиционного хлебосольства русских людей.
Я почему-то подумала, что приеду сюда еще раз. Мне здесь все запомнилось: и сама приветливая хозяйка, и простой дом с нехитрой утварью, и доброжелательное отношение к гостям, и то возвышенное, особое настроение, которое всегда ощущаешь на Пасху.
И вот совсем недавно я была снова в гостях у Нины Николаевны. Рассказывала она о своей жизни очень просто, даже нехотя, будто ничего особенного в ней-то и не было. Рядом сидел сын Саша, который помогал маме что-то вспомнить: ведь ей уже почти 92 года. И это особый факт. Потому что в Граверской волости людей старше Нины Ивановны уже нет.
Родилась Нина Николаевна 18 апреля 1921 года в деревне Силкино Вишковской волости (Даугавпилсский край). Писать и читать училась в Малиновской школе, правда, недолго: не до образования было – вся большая семья жила тяжелым крестьянским трудом, чтобы прокормиться. К азам старой веры с самого раннего детства приучали девочку и ее братьев и сестер в Бондаришской моленной, ныне уже не действующей.
В 1949 году Нина приехала сюда, в нынешнюю Граверскую волость. Поселилась в Ковалеве, где стоял дом, который она довела до ума: перекрыла крышу и обложила кирпичом. Здесь же вышла замуж за вдовца, у которого было шестеро детей, а потом на свет появились общие пятеро. Чужих не было – только свои. Поэтому все одиннадцать называли ее мамой. И до сих пор жители волости восхищаются этим мужественным поступком. Ведь она практически всех подняла на ноги одна – муж Иван умер сравнительно молодым. Говорила Нина Николаевна об этом буднично, не видя в том ничего особенного. И не может понять, как это сегодня детей бросают на произвол судьбы. Она считает, что в семье для всех можно найти и кусок хлеба, и место в сердце. В свое время подвиг этой женщины был отмечен на государственном уровне – орденом «Мать-героиня».
Жизнь легкой не была. Но вспоминает Нина Николаевны о прошлом скорее позитивно, как бы мы сейчас сказали. Молодой девушкой ходила в Даугавпилс на работу в парники и на торфяники. А потом, уже на граверской земле, вступив в колхоз, работала многие годы в полеводстве, была телятницей, позже продолжила свой трудовой путь в совхозе «Граверы». За доблестный труд Нина Николаевны получила заслуженную медаль. Поэтому и сетует героиня, что сейчас люди страдают от безработицы, а молодежь уезжает из родных мест.
— Раньше жизнь была веселей. Людей было много, все помогали друг другу, — рассказывает Н. Н. Леонова. – Работали, конечно, до седьмого пота, а вечерами собирались у кого-нибудь в доме. Зажигали керосиновые лампы, пели песни, танцевали. Ходили в церковь, радостно отмечали праздники. Чужих бед и дел мы не знали — жили и работали всем миром. Про деньги и богатство не думали.
Не думает она об этом сейчас, когда на маленькую за большой трудовой стаж пенсию живет вместе с младшим сыном, который, как и многие на селе, остался не у дел. Но забот все равно хватает: есть огород – за ним и ухаживают мать и сын. В палисаднике с ранней весны до заморозков пестрят цветы. За ними тоже уход нужен. И Нина Николаевна со всеми домашними делами прекрасно справляется сама.
Часто навещают маму и бабушку и другие дети с внуками и правнуками. А на праздники дарят подарки, что радует старую женщину. Ведь рядом-то почти никого не осталось из ее ровесников, чтобы скоротать время. Разве что телевизор выручает. Спрашиваю, а какие программы любите смотреть? Сын смеется: «Пусть говорят», а сама Нина Николаевна признается, что лучше ничего не смотреть – здоровее будешь.
Сын Саша с гордостью замечает, что мама до сих пор хорошо видит без очков и даже нитку в узкое игольное ушко вставляет сама, на здоровье особо не жалуется, хотя хвори в таком почтенном возрасте дело обычное. И, что самое важное, живет, как и полагается староверам. Сама она замечательно сказала: «Живу по старому стилю». А это как, спросите вы?
В доме старообрядцев-старожилов все говорит о том, что живущие здесь люди в течение все своей жизни незыблемо берегут переданные им в наследство духовные и материальные ценности…
Говорит моя собеседница и о том, что распустились люди: работать не хотят даже в своем доме, много пьют и курят. Кто-то скажет – не от счастья. Но староверы так не думают.
— У нас в доме было запрещено курить. И сыновья мои не курят, — замечает Нина Николаевна и вспоминает, что в старообрядческих семьях табакуров ругали и стыдили.
Нина Николаевна знает молитвы и владеет церковнославянской грамотой. Все также ходит в храм, на Масленицу собирается печь блины, да такие, что пальчики оближешь! И пасхальные куличи получаются у Нины Николаевны «душевные», потому что делаются по особому рецепту и от души. Сын Саша, улыбаясь, хвалится, что печка в доме что ни на есть самая русская, с заслонкой и лопатой (как в сказке!), на которую усаживают аппетитные булки, приготовленные из дрожжевого теста и топленого молока, чтобы запах был, добавляют изюм и шафран, который сейчас почти не используется. После Великого поста это ли не райское лакомство?
Не привыкли староверы жаловаться на жизнь. Есть земля – работай на ней, живи и молись Богу. Только плохо, размышляет Нина Николаевна, когда говорят власти: не нравится — уезжайте отсюда.
Она пережила три войны, похоронила многих своих родных и близких, прожила добрую, честную и трудную жизнь. А закончила свой рассказ Нина Николаевна словами, которые каждый может отнести и к себе: «Все хорошо. Надо только жить, сколько отведено Господом». Я все время пыталась понять характер моей собеседницы. Не слишком улыбчивое лицо меня сначала смутило. В память же врезался суровый взгляд и глубокие серые глаза. Но я почувствовала и другое: под ее строгой внешностью светилась изнутри некая исконная доброта и печаль… Но кто поймет загадочную душу староверов?
Мне уже надо было уезжать, и я спросила на дорожку:
— А что нам сейчас делать, как детей воспитывать? Время сложное, люди уже и не верят ни во что.
Простая русская женщина ответила очень просто:
— На одних танцах и песнях человека не вырастишь. Надо идти к Богу и молиться, много молиться…
Ирина Романова. / Мы благодарим автора этой статьи за внимание к староверам. Надеемся на плодотворное сотрудничество. /
P.S. И все же требуется пояснить некоторые моменты в данной статье. Во-первых, имя. По документам наша староверка-долгожительница — Ирина. Когда выходила замуж за Ивана Леонова в Ковалево, здесь уже была Ирина, жена Ивана Платонова. Чтобы впредь не возникало путаницы, ее и стали называть Ниной. Теперь отчество. Отца звали Викулой. Однако, такое имя уж слишком по-старинному звучало и из-за благозвучия всех детей стали называть Николаевными. Таким путем, Ирина Викуловна со временем превратилась в Нину Николаевну. О подобной метаморфозе знают сейчас, но пройдет время, обстоятельства переименования забудутся и последующие исследователи староверия, внуки-правнуки, будут путаться и долго выяснять истину. Надо также знать, что, например, "Иваниха"-это не дочь Ивана, а жена Ивана. Будем правильно называть и называться.
Источник Ковалевская старообрядческая община
Комментариев пока нет