Впервые с 1917 года в России опубликован каталог частного собрания церковнославянских рукописей. Помимо научных достоинств, он демонстрирует, что рынок манускриптов в нашей стране вполне существует и находки все еще случаются.
Когда в новейшей истории России частные коллекционеры вышли из подполья, оказалось, что собирателей-библиофилов среди них достаточно много. В 2015 году исследователь книжной культуры Михаил Сеславинский оценивал общее число коллекционеров редких книг на территории СНГ и в эмиграции примерно в 500 человек. Но основная сфера их интересов, конечно, печатные издания; рукописные книги остаются темой весьма узкой, а их любители малочисленны. Кажется, что эпоха собирательства русских манускриптов ушла вместе с династией Романовых и все они давно осели в государственных библиотеках. Однако публикация нового каталога показывает, что это не так.
В книге представлено собрание петербургского коллекционера Виктора Смирнова, уроженца Новосибирска, всегда питавшего глубокий интерес к православию, религиозным рукописям — в первую очередь старообрядческим, с которыми он соприкоснулся на своей малой родине, а также к послепетровской рукописной книге, изученной гораздо меньше, чем древнерусские манускрипты. В его собрании и ортодоксальные тексты, и старообрядческие (поздние списки редких памятников древнерусской литературы). Каталог включает более 180 единиц, причем их хронологический охват очень любопытен. Есть несколько книг XVII–XVIII веков, основной массив — XIX век, причем из самых разных регионов, от Поморья до Урала. Включены даже манускрипты ХХ века: например, «Книга глаголемая житие християнско» (Устав со святцами) 1977 года. Таким образом в научную сферу вводятся рукописи, подпольно создававшиеся в советскую эпоху тайными христианами; обычно это тексты и иллюстрации, скопированные с более ранних, ныне утраченных или плохо сохранившихся.
В каталоге воспроизведены уменьшенные репродукции страниц книг из собрания (от одной до пяти иллюстраций к каждой рукописи). Важное достоинство издания состоит в том, что этим оно не ограничивается: в него включено несколько научных статей. Введение к каталогу написала Мария Корогодина, заведующая научно-исследовательским отделом рукописей Библиотеки РАН, предисловие — Надежда Морозова, председатель комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов. Обе они чрезвычайно приветствуют тот факт, что частный коллекционер решил раскрыть свое собрание и исследовать его именно научными методами. Другие статьи написали искусствоведы Алексей Гудков, специализирующийся на русской рукописной книге, и Ирина Старикова, занимающаяся певческими рукописями. В приложении впервые опубликовано редкое сочинение «Слово о книжном стяжании» — гимн библиофильству 1740-х годов (перевод Александра Карначева).
Хотя в книге есть научные тексты, написанные самим владельцем коллекции, увы, он не фокусируется на поразительном процессе собирательства манускриптов в условиях России XXI века. Об этом Виктор Смирнов рассказал нашему изданию отдельно: «Лицевой эсхатологический сборник писицы Аполлинарии, единственной женщины в этом ремесле из Нижегородья, датированный 1907 годом, я купил во время антракта оперы „Хованщина“ случайно в интернете. Другой раз я по фотографиям и невнятному описанию купил „что-то про табак“. Когда раскрыл у себя дома, оказалось, что это редчайшая повесть „О бесе и мнихе“, которую только в 2012 году ввели в научный оборот по единственному известному списку. У меня теперь второй. Однажды поехал к продавцу, который клялся, что у него только печатные издания. Но что-то подтолкнуло меня пролистать один томик. В конце издания оказались приплетены листы со сказанием о Царевококшайской иконе с полным перечнем ее чудес и списком грамоты царя Алексея Михайловича, с которой он вернул икону из Москвы на место ее обретения».
Автор: Софья Багдасарова
Источник: www.theartnewspaper.ru
Комментариев пока нет