Картины художников будоражат человеческий разум даже сегодня, в наш век цифрового искусства и нейросетей. Это особое ощущение — смотреть на пейзаж или натюрморт, восхищаясь, как точно удалось живописцу передать не только изображение, но и настроение, атмосферу. Однако мало кто при этом задумывается, откуда взялись в музеях шедевры искусства.
Сегодня мы вам расскажем не о самих картинах и не о художниках. Наш разговор пойдет о коллекционерах — людях, благодаря которым мы можем сегодня увидеть оригиналы Дега, Ренуара, Мане и других мастеров. Это Иван Абрамович Морозов и Сергей Иванович Щукин, люди, чьи корни уходят в историю Тверской области. По некоторым сведениям, их частные галереи могли уничтожить, но то ли вмешалось само провидение, то ли у ответственных лиц в последний момент проснулась совесть, и уникальные картины все-таки уцелели.
В Париж за картинами
Наверное, нет в Твери тех, кто не слышал о династии фабрикантов Морозовых. Во всяком случае найти таких людей очень сложно — каждый хоть раз в жизни, но побывал в уникальном Дворе Пролетарки, а словосочетание Морозовские казармы для тверского уха звучит так же привычно, как для питерцев, например, Васильевский остров.
Один из героев нашего материала — как раз представитель семейства Морозовых. Иван Абрамович, правнук основателя династии Саввы Васильевича, не только руководил предприятиями, но и коллекционировал живопись. Говорят, что именно это было его настоящим увлечением, хотя и бизнесом он занимался ответственно, даже преумножил семейный капитал втрое. И, конечно же, именно с доходов от производства Иван Абрамович покупал картины. Потому как дело это, нетрудно догадаться, во все времена затратное и доступно лишь людям состоятельным.
Под самое завершение девятнадцатого столетия он перебрался в Москву и постоянно проживал там вплоть до эмиграции. После Октябрьской революции имущество династии Морозовых было национализировано, и такая судьба постигла не только московский особняк с тверскими предприятиями, но и коллекцию картин. Ту самую, которую Иван Абрамович собирал долгие годы на собственные средства.
По злой иронии судьбы он получил от новых властей должность заместителя хранителя своей бывшей галереи. А сама она стала Вторым музеем новой западной живописи. В Первый музей определили коллекцию Щукина, потом их объединили, но об этом чуть позже. Самое ужасное, что в конце сороковых годов в стране началась активная борьба с формализмом и импрессионизмом в живописи, а в коллекции Морозова было много картин французских модернистов. Часть их планировалось уничтожить, а остальные разбросать по провинциальным музеям. К счастью, этот варварский подход не нашел поддержки.
Сегодня картины из галереи Ивана Абрамовича можно увидеть в московском Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и питерском Эрмитаже. Еще несколько полотен находятся за рубежом: это работа Поля Сезанна «Мадам Сезанн в оранжерее» и картина Винсента Ван Гога «Ночное кафе». А стоимость всей коллекции, согласно оценкам аукционного дома «Сотбис», еще десять лет назад составляла 5 миллиардов долларов США.
Шокирован — покупай!
Сергей Иванович Щукин считался главным конкурентом Ивана Абрамовича Морозова — они начали собирать произведения искусства почти одновременно и часто ездили в Париж. Там русских ценителей встречали с неизменной теплотой. Однако свои первые экспонаты коллекционер Щукин приобрел еще в юности — это были работы норвежца Фрица Таулова.
Девичья фамилия матери Сергея Щукина — Боткина, и происходит она из семьи знаменитых купцов Боткиных, чайных монополистов в царской России. Основателем монополии был торопецкий купец Петр Кононович Боткин, который в конце XVIII века переехал в Москву и наладил там собственную фирму. Позже все его сыновья стали известными людьми в разных сферах общественной и культурной деятельности, а его дочь Екатерина, выйдя замуж за московского купца Ивана Васильевича Щукина, породила целую династию коллекционеров, в том числе Сергея Щукина.
Собирать живописные полотна было, можно сказать, семейной традицией Щукиных: в списке российских меценатов с этой фамилией можно встретить не только Сергея Ивановича, но и его братьев Ивана, Петра, Владимира, Николая, а также Дмитрия. Все они — сыновья московского купца Ивана Васильевича Щукина и его супруги Екатерины.
Так что мы отнюдь не случайно объединили истории Ивана Морозова и Сергея Щукина. Оба они, крупнейшие российские меценаты, являются гордостью земли тверской.
С корнями Сергея Ивановича мы разобрались, давайте теперь вернемся к коллекции. Интерес к западному искусству зародился у него еще в детстве под влиянием матери, увлекавшейся французской культурой. Неудивительно, что львиную долю его галереи составляли работы таких мастеров как Винсент Ван Гог, Пьер Ренуар, Поль Сезанн, Клод Моне и Камиль Писсарро. Сюда же можно добавить и Пабло Пикассо, который родился в Испании, но потом перебрался во Францию.
Некоторые современники Щукина отмечали, что стены в его доме были как будто расписаны фресками, но на самом деле их украшало бесчисленное количество живописных полотен. Как же он выбирал их? Очень просто: «Если, увидев картину, ты испытываешь шок — покупай ее». Так Сергей Иванович говорил своей дочери Екатерине.
В итоге именно Щукин стал крупнейшим собирателем французской живописи, без которой невозможно представить развитие изобразительного искусства в XX веке и которой восхищаются миллионы ценителей в XXI веке. А вдвоем с Морозовым они остались в истории как обладатели уникальных коллекций западных мастеров. Хотя Иван Абрамович, стоит отметить, собирал и картины русских художников — в том числе Марка Шагала, Бориса Кустодиева, Валентина Серова и Михаила Врубеля.
В то же время нельзя не упомянуть, что как раз увлечение Щукина некоторым образом повлияло на русскую школу искусства — он часто приглашал художников в свой особняк, ведя просветительскую деятельность. Так что взгляды отечественных живописцев во многом формировались увиденным. Особенно если учесть, что внимание Сергея Ивановича привлекали самые удивительные работы.
Говорят, некоторые даже называли его безумцем из-за своеобразного увлечения. Однако самому Щукину было плевать на общественное мнение, особенно на некрасивые слухи. Он оставался верен своему вкусу и главному пристрастию — живописи. Картины же в итоге стали единственным смыслом его жизни после смерти младшего сына и супруги. Не вынесший горя потери Щукин, по мнению современников, стал приобретать еще более странные произведения искусства. Эти работы из его коллекции даже называли «разрушающими представление о гармонии и условности».
После революции его собрание было национализировано, как и в случае с коллекцией Морозова. Точно так же над уникальными полотнами нависла угроза уничтожения в конце 1940-х. Однако сегодня мы, к счастью, можем увидеть их в крупных отечественных музеях, а в 2016 году работы из коллекции Щукина выставлялись в Фонде Louis Vuitton в Париже. Историческим консультантом выступил внук Сергея Ивановича — Андре-Марк Делок-Фурко.
И напоследок приведем еще одну поразительную цифру: по оценке все того же аукционного дома «Сотбис», стоимость полной коллекции Щукина составила 8,5 миллиарда долларов: в полтора раза больше, чем собрание Ивана Морозова.
Источник: toptver.ru
Комментариев пока нет