В 1898 г. между Москвой и Казанью началось регулярное железнодорожное сообщение. Новая железная дорога была построена в короткие сроки и дала мощный толчок индустриализации в Российской империи, которая в несколько раз превышала темпы развития современной России. На состоявшемся в апреле 2023 году Московском экономическом форуме доктор экономических наук, профессор, депутат Государственной Думы Оксана Дмитриева отметила, что с конца XIX века и до 1913 года, за каких-то полтора десятка лет, промышленное производство в России выросло в пять раз. Толчком к такому быстрому развитию страны в этот период стало строительство железных дорог.
Недавно мы уже публиковали материал о промышленности того периода. Статья «Как дореволюционную фабрику выдали за символ социализма» рассказала о строительстве в 1907-1908 гг. Ново-ткацкой фабрики и Глуховской электростанции в Богородске.
Сегодня мы смотрим на строительство Московско-Казанской железной дороги глазами инженера отдела улучшения быта служащих Московско-Казанской железной дороги Семена Васильевича Гольдгора. Фотографии сделаны в 1894 году.
Строительству железной дороги из Москвы в Казань — мимо Рязани, Сасова, Зубовой Поляны, Рузаевки — предшествовало появление железных дорог из Москвы в Петербург (1851 г.) и в Нижний Новгород (1862 г.).
В 1856 г. было образовано Общество Московско-Саратовской железной дороги. Пользуясь поддержкой Александра II, Общество получило концессию (разрешение на предпринимательскую деятельность в определенной сфере) на 80 лет. В 1863 г. Общество расширило поле деятельности и стало называться Обществом Московско-Рязанской железной дороги.
Подряд на прокладку полотна дороги и искусственных сооружений получил Карл Федорович фон Мекк. Проработав долгое время инженером путей сообщения, К. Ф. фон Мекк всецело посвящает себя предпринимательской деятельности. Начало этой работы связано со строительством линии Москва — Коломна. Строительство линии протяженностью 117 верст началось 11 июня 1860 г. и шло ускоренными темпами. Рельсы и крепления к ним доставлялись морем в Кронштадт, а оттуда на обозах подвозились строителям. Около 4 тысяч наемных рабочих было занято на сооружении трассы. 20 июля 1862 г. все работы были закончены и дорога официально открыта для постоянного движения двух пассажирско-товарных поездов. Весной 1863 г. началось строительство участка от Коломны до Рязани, протяженностью в 80 верст.
Особые трудности были связаны с мостом через реку Оку. К лету 1864 г. подходы к нему были закончены. Сначала соорудили временный мост, и с 27 августа 1864 г. началось движение поездов от Коломны до Рязани. 20 февраля 1865 г. капитальный мост был построен. Он стал первым в России совмещенным мостом для железнодорожного и гужевого транспорта.
Поскольку объем перевозок с каждым годом увеличивался, в 1870 г. был построен второй путь. По всей линии вступали в строй новые станции. К 1898 г. уже принимали пассажиров Сортировочная, Перово, Шереметьево (теперь Плющево), Вешняки, Косино, Подосинки (ныне Ухтомская), Люберцы, Томилино, Малаховка, Удельная, Быково, Ильинская, Раменское.
В 1890 г. в результате переговоров с правительством Общество приняло на себя обязательства по сооружению дороги Москва — Казань, а также ветки от Коломны до Озер по левому берегу Оки. Теперь оно стало называться Обществом Московско-Казанской железной дороги.
Уже в сентябре 1893 г. открыто движение по Озерской линии и на участке от Рязани до Сасово, с 15 июня 1894 года — до Казани, а в сентябре того же года — по Симоновской ветке. По окончании строительства встал вопрос о соединении дороги с Сызрано-Вяземской линией, а также о сооружении железной дороги от Пензы до Балашова. Новая дорога дала выход на юг, соединив центральные районы страны с Казанской, Симбирской и Пензенской губерниями, богатыми лесом.
В 1891 г. председателем правления Московско-Казанской железной дороги был назначен Николай Карлович фон Мекк, сын К. Ф. фон Мекка. В первое десятилетие его правления протяженность линий Московско-Казанскойжелезной дороги увеличилась в 9 раз. Была создана новая железнодорожная сеть в Поволжье: Рязань — Казань, Рузаевка — Пенза — Сызрань — Батраки, Инза — Симбирск, Тимирязево — Нижний Новгород.
В 1898 г. состоялось официальное открытие движения из Москвы в Казань.
Повсеместно там, где появлялись железнодорожные станции, местные жители в поисках заработка поступали рабочими и служащими на дорогу. Как следствие, в городах и селах Российской империи появились представители новых профессий: машинисты, носильщики, станционные смотрители, проводники, кассиры и т. д. Внедряя в практику передовые технологии, Общество железных дорог осуществляло подготовку обслуживающего персонала, организуя обучение специалистов среднего звена из числа местных жителей. Открывались технические училища по подготовке машинистов, контролеров, техников, чертежников и других работников станций.
Мы уже указали выше, что фотографии сделаны инженером отдела улучшения быта служащих Московско-Казанской железной дороги Семеном Васильевичем Гольдгором. Эта должность имела важное значение. Инженеры отдела улучшения быта занимались самыми разными вопросами жизни служащих, включая вопросы досуга и так сказать духовной пищи.
Вот что писала газета «Орловский Вестник» о необходимости улучшения работы железнодорожных библиотек:
«Начальник Ю.-З. жел. дор. К. С. Немешаев издал комитетам библиотек служащих по линии Ю.-З. ж. д. распоряжение, в котором, указывая на недостаточную организацию библиотечнаго дела, вследствие чего число лиц, пользующихся библиотеками, является крайне незначительным по сравнению с громадным личным составом дорог, предлагает: немедленно избрать в комитеты новых членов, интересующихся библиотекой; пересмотреть и изменить сообразно местным условиям правила пользования книгами; пополнить библиотеки книгами общеобразовательнаго характера; избрать из своей среды библиотекарей, которые в состоянии были бы указывать подписчикам подходящия умственному развитию каждого книги, и, наконец, обратить внимание средств библиотеки путем устройства спектаклей, чтений и литературно-музыкальных вечеров. Дошло до того, что это официально признается самим начальником дорог, требующим сменить старый состав заведывающих библиотеками. Стыдно, господа юго-западники! Тем более стыдно, что вам дают средства, чего на других дорогах и в помине нет».
Автор: Д. Кошкин
Комментариев пока нет