23 марта 2023 года в Государственном музее Л. Н. Толстого в Москве, что на Пятницкой, состоялось открытие выставки «Гости хамовнического дома: Федор Шаляпин и Сергей Рахманинов», приуроченной к 150-летию со дня рождения великих музыкантов. Их дружба началась в 1897 году в Частной опере известного мецената и благотворителя, выходца из старообрядческой среды Саввы Мамонтова. Именно в этом театре развивалось их музыкальное сотрудничество, и тогда уже известный певец Шаляпин разучивал оперные партии под руководством дирижера Рахманинова.
Историческая справка:
Государственный музей Л. Н. Толстого в Москве (ГМТ) — один из старейших литературных музеев России. Он основан в 1911 году по инициативе Толстовского общества. В его создании приняли участие выдающиеся деятели русской культуры — В. Я. Брюсов, А. А. Бахрушин, И. А. Бунин, А. М. Горький, И. Е. Репин, Л. О. Пастернак, К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, жена и дети Толстого, его единомышленники.
В этом году, в феврале, исполнилось 150 лет со дня рождения великого русского певца Федора Ивановича Шаляпина, карьера которого поддерживалась покровительством старообрядческих меценатов.
Русская частная опера, организованная старообрядческим меценатом Саввой Мамонтовым, породила немало талантов, в том числе Федора Шаляпина.
В своей автобиографии Шаляпин написал: «Савве Ивановичу я обязан своей славой. Ему я буду признателен всю мою жизнь».
Интересно, что со старообрядческим миром будущий певец соприкоснулся еще в детстве. Федя Шаляпин родился в Казани, во флигеле дома старообрядца Павла Демидовича Лисицына по улице Рыбнорядской (ныне дом № 10 по улице Пушкина), где незадолго до этого поселилась семья Шаляпиных.
Выходец из крестьянской семьи, Федор Шаляпин выступал в самых престижных театрах мира — Большом, Мариинском, Метрополитен-опере. Среди поклонников его таланта были композиторы Сергей Прокофьев и Антон Рубинштейн, актер Чарли Чаплин и будущий английский король Эдуард VI. Критик Владимир Стасов называл его «великим художником», а Максим Горький — отдельной «эпохой русского искусства».
Началом своей артистической карьеры Шаляпин считал 1889 год, когда он поступил в драматическую труппу на должность статиста. 29 марта 1890 года состоялось первое выступление. Шаляпин исполнил партию Зарецкого в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин» в постановке Казанского общества любителей сценического искусства.
Однако известность артисту принесли выходы на сцену Русской частной оперы С. И. Мамонтова. Впоследствии Федор Иванович работал в Большом Императорском театре, много гастролировал в различных городах России и за рубежом. В июля 1922 года был на гастролях за границей.
Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта (1 апреля по новому стилю) в том же, 1873 году, что и Шаляпин, в дворянской семье. Консерваторское образование получил в Петербурге и Москве. Уже в годы учебы сочинил ряд произведений, в том числе романс «В молчаньи ночи тайной», Первый концерт для фортепиано с оркестром и одноактную оперу «Алеко» на либретто Немировича-Данченко по поэме Пушкина «Цыганы». С 1900 года постоянно концертировал как пианист и дирижер в России и за рубежом, участвовал в деятельности Русского музыкального общества, Российского музыкального издательства.
В декабре 1917 года Рахманинов отправился на гастроли в Скандинавию, откуда в Россию уже не вернулся. В 1918 вместе с семьей поселился в США. На Западе Рахманинов вел жизнь странствующего пианиста-виртуоза, что оставляло мало времени для сочинения музыки. Лишь через девять лет после отъезда он вернулся к композиторской работе, оставив значительное музыкальное наследство, оказавшее влияние на всю мировую музыку.
Шаляпин и Рахманинов познакомились в конце XIX века в Частной опере, созданной старообрядческим меценатом Саввой Мамонтовым. Туда композитор был приглашен в качестве дирижера, а певец — ведущим артистом.
Мамонтов сам нередко бывал на репетициях Рахманинова. Сергей Васильевич вспоминал о первой репетиции оперы «Жизнь за царя»: «Мамонтов бегал взад и вперед в ужасном волнении, то и дело давая полезные советы, продиктованные свойственным ему здравым смыслом». Первые репетиции и выступления Рахманинова были неудачными, но Мамонтов в его талант верил, что спасло дальнейшую карьеру композитора.
Оба высокие, под два метра ростом, но такие разные по темпераменту — беспокойный Шаляпин с душой бунтаря и степенный русский интеллигент Рахманинов, соединились в творческом неразрывном союзе и оставили после себя великое наследие. Сергей Васильевич помогал Шаляпину раскрыть характер образа, давал советы по исполнению, обращал внимание на его сценическое поведение. А Федор Иванович вдохновлял композитора, благодаря их общению, были созданы в 1916 году эскизы русских песен «Через речку, речку быструю», «Ах, ты Ваня», «Белелицы, румяницы вы мои».
Певица, современница Шаляпина и Рахманинова, Ю. С. Фатова-Бакалейникова рассказывала: «Шаляпин — динамика, огонь, беспокойство, Рахманинов — сосредоточенное спокойствие, углубленность. Шаляпин много говорил, жестикулировал. Рахманинов слушал, улыбался своей доброй улыбкой. Федор Иванович прекрасно чувствовал себя в любой компании. Сергей Васильевич сторонился надоедливых, бестактных. У певца душа была „нараспашку“. Композитор раскрывался только перед близкими ему людьми. Что же сблизило этих столь разных людей, что сделало их друзьями на всю жизнь? Ответ однозначен — талант. Их объединяла горячая и бескорыстная любовь к высокому искусству. Они часами репетировали, готовясь к совместным выступлениям. После этого на сцене был великолепный ансамбль».
Выступая на открытии выставки, генеральный директор музея Л. Н. Толстого Сергей Александрович Архангелов рассказал о знаменательной дате, которую отмечает российское культурное сообщество — 150 дет со дня рождения Ф. И. Шаляпина и С. В. Рахманинова. Этой памятной дате посвящено множество мероприятий, проходящих сейчас в нашей стране.
Выставка «Гости хамовнического дома: Федор Шаляпин и Сергей Рахманинов» посвящена уникальному событию в жизни молодых музыкантов — встрече с великим русским писателем Львом Николаевичем Толстым.
Эта встреча оставила неизгладимое впечатление, о чем Шаляпин и Рахманинов впоследствии рассказывали в своих воспоминаниях. Они сожалели, что эта встреча была одной единственной и они не смогли, что называется, полноценно войти в мир Толстого. Интересно, что об этом событии стало широко известно в литературном мире, о нем писали и Бунин и Чехов.
Встреча Рахманинова с Толстым произошла в непростой момент жизни музыканта. Он находился в глубокой депрессии после провала его Первой симфонии. Вообще Рахманинов был весьма впечатлительным человеком. Об этой стороне его характера повествует художественный фильм «Ветка сирени». Так вот, визит к Л. Толстому должен был подтолкнуть композитора к выходу из творческого кризиса.
Куратор и автор выставки Олеся Волосевич рассказала об отношении Л. Н. Толстого к музыке, которую он любил всю жизнь и даже изобрел свое философское определение: «Музыка — это стенография чувств». «Пусть бы исчезла европейская цивилизация, лишь бы осталась только музыка», — говорил писатель. В молодости Толстой много занимался игрой на фортепиано, затем вдохновил братьев Рубинштейнов организовать Русское музыкальное общество. Толстой слушал огромное количество классической музыки от Средневековья до Нового времени, хотя обладал специфическим вкусом. Так, Толстому нравилась народная музыка, а оперу он критиковал как ненужное смешение жанров. Наиболее точно отношение писателя к музыке выразил его сын, С. Л. Толстой: «Я не встречал в своей жизни никого, кто бы так сильно чувствовал музыку, как мой отец. Слыша музыку, Лев Николаевич не мог не слышать ее, слушая же понравившуюся ему музыку, он волновался, у него что-то сжималось в горле, он всхлипывал и проливал слезы. Беспричинное волнение и умиление были те чувства, которые в ней возбуждала музыка».
Центральное место в экспозиции выставки «Гости хамовнического дома: Федор Шаляпин и Сергей Рахманинов» занимают документы, фотографии и воспоминания, связанные с посещением знаменитыми музыкантами дома Л. Н. Толстого в Хамовниках 9 января 1900 года, а также афиши, автографы, нотные издания и программы выступлений музыкантов.
По окончании официальной части, перед гостями выставки выступил известный оперный певец Роман Демидов — выпускник Московской государственной консерватории им. П. И.Чайковского, лауреат международных конкурсов. С 2004 по 2008 г. — солист Московского театра «Новая опера». Певец обладает уникальным по диапазону голоса с редким красивым тембром. Западная пресса сравнивает певца с самим Шаляпиным, а на международном фестивале в Италии его назвали самым красивым голосом мира и «русским Паваротти».
Автор: Д. Бардин
Комментариев пока нет