23 октября 2022 года в здании Союза Писателей России, что находится в Москве, на Комсомольском проспекте, состоялся юбилейный творческий вечер, посвященный 65-летию игумена Кирилла (Сахарова), настоятеля храма в честь святителя Николы на Берсеневской набережной в Москве (единоверческий приход МП РПЦ), члена Союза Писателей России, духовника Союза Православных братств.
Поздравить юбиляра прибыли митрополит Московский и всея Руси Русской Православной старообрядческой Церкви Корнилий (Титов), руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции протоиерей Иоанн Миролюбов, клирик единоверческого прихода Михаило-Архангельского храма РПЦ протоиерей Евгений Николаевич Саранча, председатель правления РОО «Культурно-Паломнический Центр имени протопопа Аввакума» Максим Пашинин, директор благотворительного фонда «Правда Русская» М. О. Шахов, председатель Союза православных граждан Валентин Лебедев, историк Борис Галенин, руководитель Движения «Народный Собор» Олег Кассин, президент Луганского землячества в Москве, директор Института Русского зарубежья Сергей Пантелеев, председатель правления общественной организации «Русь Триединая» Сергей Моисеев, главный редактор ИА «Русская Народная Линия» Анатолий Степанов, историк, писатель, главный редактор газеты «Русский Вестник» Олег Платонов и многие другие.
Игумен Кирилл (Сахаров) — уроженец Донбасса, Луганской области (является одним из членов Правления Луганского землячества г. Москвы), родился в небольшом шахтерском городке Артемовске в 1957-м году. После школы Александр поступил в МГПИ на исторический факультет. В институте его угнетала бездуховность, перебор с изучением социально-экономического фактора в ущерб живому восприятию истории. Во время учебы Александр стал активно посещать московские храмы. После института по распределению попал в Белгородскую область, в сельскую школу. «Две недели, буквально, поработал, стало известно, что посещаю храм. Пошла молва. Вызвали в отдел районного образования и предложили уволиться по собственному желанию». Александр порвал комсомольский билет и поехал домой. Примерно месяц пожил дома и затем отправился в Почаевскую Лавру. Сначала его взяли трудником, но скоро дали подрясник и он стал послушником.
В Лавре пробыл меньше года. Затем поступил в семинарию которая действовал в г. Загорске, ныне Сергиев Посад. После ее окончания Александр оказался в числе насельников Данилова монастыря г. Москва. В 1984-м году Александр принял постриг. Пребывание в монастыре совмещал с учебой в Духовной академии.
В этом году исполняется 35 лет служения о. Кирилла в священном сане. С 1991-го года он является настоятелем храма святителя Николы на Берсеневке — древнейшего храма Замоскворечья. На этом месте был мужской монастырь. Нынешнее здание храма построено в 1657-м году, это был домовый храм. Храм святителя Николы на Берсеневке является приходом Русской Православной Церкви, но службы в нем проходят по старому обряду — для этого есть все канонические основания. Поместный Собор РПЦ в 1971-м году признал равночестными и равноспасительными старые и новые обряды.
Игумен Кирилл три срока занимал должность председателя Союза Православных братств — крупной церковно-общественной организации, объединяющей активных мирян, занимающейся просветительством и социальной работой. Союз был учрежден по благословению Святейшего Патриарха Алексия II на праздник Покрова Пресвятой Богородицы в 1990-м году.
Также о. Кирилл известен серией книг своих «Воспоминаний».
Диапазон содержания «Воспоминаний» игумена Кирилла поистине необъятен. Здесь присутствует и Русь XVI-ХVII веков, и вдумчивый анализ «западного христианства», очерки «Об истории России начала ХХ века», об исторической роли Иоанна Грозного и Иосифа Сталина. Перед нами своеобразная энциклопедия русской действительности начала ХХI века. В ней описано множество событий, явлений, имен — автор погружает нас в поток нашей национальной жизни, захватывая читателя меткостью, остротой и живостью своих наблюдений и оценок.
Особенность игумена Кирилла — исследовательский, любознательный, цепкий и наблюдательный ум. Незаурядная личность. Вы можете быть с ним на одном мероприятии, в одной и той же паломнической поездке, видеть одного и того же человека. Но когда о. Кирилл начинает рассказывать о том или ином событии, на котором вы были вместе с ним, у вас как будто открываются глаза, и вы видите все как в первый раз, для вас это событие открывается заново. Автор глубоко видит саму суть, но и масса всевозможных деталей, мелочей (а из мелочей соткано большое: какой-либо тонко подмеченный нюанс может многое рассказать, раскрыть личность, событие) не ускользают от его пытливого взгляда.
Также игумен Кирилл известен и многочисленными статьями, интервью и комментариями о старообрядчестве и единоверии, где он размышляет о судьбах староверия и в целом Русской Церкви. В своем сборнике материалов «Возвращение к истокам» о. Кирилл в частности указывает:
«Главным, на сегодня, как мне кажется, является необходимость покаяния с нашей стороны за кровавые гонения на ревнителей древнего благочестия. То, к чему призывал А. Солженицын и что было совершено Зарубежной Церковью в 2000 году. Невозможно о чем-то продуктивно говорить, не сделав этого. Я обычно провожу такую аналогию. Представьте себе: поссорились два соседа, один другого оскорбил и избил, а потом говорит — забудем, давай дружить. Будет ли такой подход плодотворным? Не нужно ли вначале попросить прощение и примириться. Мы взяли за правило испрашивать прощение у всех старообрядцев, с кем приходилось общаться. Кстати, об этом говорим не только мы. Так, сопровождая профессора МДА А. И. Осипова на Рогожское, я услышал от маститого профессора, после осмотра им выставки, конкретно стенда, рассказывающего об осаде Соловецкого монастыря, когда было казнено несколько сот иноков, слова о необходимости покаяния за пролитие крови ревнителей древнего благочестия».
В комментариях сделанных специально для нашего сайта о. Кирилл размышляет о возможностях сближения староверия и новообрядчества и реальных препятствиях этому процессу:
«Что касается препятствий на пути к единству, то, на мой взгляд, их немало. Если их рассматривать по отдельности, то каждая может явиться практически непреодолимым барьером для единения. Возьмите, например, такой фактор, как преобладание обливательной формы крещения в новообрядческой среде. Никто из старообрядцев никогда не согласится закрыть на это глаза. Я всегда был пессимистом в вопросе единства и не скрывал этого. Что такое снятие клятв? Это, ведь, по сути, признание ошибки, а как быть с большими жертвами этих ошибок?
Еще есть такие богословские вопросы такие как обсуждение формате двухсторонней комиссии по рассмотрению канонического достоинства Белокриницкой иерархии.
У меня такое впечатление, что в Московском Патриархате ее и признали бы, но при условии вхождения РПСЦ на правах автономии в состав РПЦ. Но возникает вопрос: а нужно ли это старообрядцам? С одной стороны, конечно, единство лучше раскола, но старообрядцы всегда ощущали себя самодостаточными и с подозрением относились к таким шагам, размышляя: а что за ними стоит, чем они продиктованы? Я имею в виду, прежде всего, РПСЦ. Далее нужно говорить об отмене решений злополучного Большого Московского Собора. Большую работу по анализу его постановлений провели в РДЦ. Резюмируя, могу только подтвердить свой пессимистический взгляд на перспективу единства.
В идеале, конечно, дело благое, но возникает вопрос: каким образом, какой ценой, с какими последствиями?
Добавлю, как могут быть надежды на объединение позитивными, когда в подавляющем большинстве случаев просто совершить богослужение по обычному чину, то есть без сокращений, согласно Уставу, уже непосильная ноша для большинства приходов РПЦ.
В течение многих лет я посещаю разные мероприятия на Рогожском — выставки, конференции, вечера духовных песнопений. Редчайший случай, когда какой-нибудь клирик из РПЦ посетил бы эти мероприятия. Значит, каждый живет сам по себе, не испытывая жажды сближения и единения.
Решать такие вопросы только наверху — это дело очень рискованное, чреватое трагическими последствиями. В сухом остатке у меня на эту тему — необходимо покаяние за кровавые гонения, пролитие братской крови. Может быть, после этого милость Божия посетит нас и наставит на правильный путь. Главное, чтобы все было по правде Божией, в соответствии с канонами».
Комментариев пока нет