Игумен Кирилл (Сахаров) — уроженец Донбасса, Луганской области (является одним из членов Правления Луганского землячества г. Москвы), родился в небольшом шахтерском городке Артемовске в 1957-м году. Отец, Сергей Яковлевич, из крестьянской семьи, закончил всего четыре класса и после службы в армии приехал в Луганскую область на заработки. Он работал на шахте. Мама, Евдокия Ивановна, работала в столовой.
На вопрос, были ли родители верующими людьми и что привело в Церковь его самого, о. Кирилл отвечает так: «У отца был страх перед какими-то высшими силами, но он не был воцерковленным человеком и в церковь не ходил. Мать крестила меня на ночь, в доме были пасха и куличи, но церковь она оставляла на потом, когда выйдет на пенсию. Действительно, впоследствии она усердно посещала храм. В школе я любил историю. В учебниках истории было много фотографий с видами храмов, они меня завораживали, находили отклик в моей душе, звучали для меня небесной музыкой. Церковь представлялась мне таинственной, окном в иной мир, влекла к себе, подростком меня потянуло в храм. Храм находился в соседнем городе, сейчас он называется Алчевск; неотмирность обстановки храма запала мне в душу. За алтарем храма на могиле священника поразила надпись „Не плачьте обо мне, мои окончились страданья. И я не с вами ныне, я в той блаженной стороне, где нет ни слез, ни воздыханья“. Добирался я автобусом, старался никому не попадаться на глаза, долго это было моей тайной. Но однажды, что, конечно, было неизбежно, тайна все же открылась. Отца это насторожило. Он пошел к директору школы, а тот рассказал, что когда был разбор письменных работ по обществоведению и очередь дошла до моего изложения, он с удивлением отметил: „Вы представляете, у нас в классе есть ученик, который слово Бог пишет с большой буквы!“ — и все как засмеялись. Директор должен был по должности отреагировать и вызвал меня на беседу».
После школы Александр (будущий игумен Кирилл) поступил в МГПИ на исторический факультет. В институте его угнетала бездуховность, перебор с изучением социально-экономического фактора в ущерб живому восприятию истории. Во время учебы Александр стал активно посещать московские храмы. После института по распределению попал в Белгородскую область, в сельскую школу. «Две недели, буквально, поработал, стало известно, что посещаю храм. Пошла молва. Вызвали в отдел районного образования и предложили уволиться по собственному желанию». Александр порвал комсомольский билет и поехал домой. Примерно месяц пожил дома и затем отправился в Почаевскую Лавру. Сначала его взяли трудником, но скоро дали подрясник и он стал послушником.
В Лавре пробыл меньше года. Приехала комиссия из Киева, стали шерстить молодых. Благочинный посоветовал послушнику Александру не идти на собеседование. Он собрал вещи, пошел на автовокзал, по дороге надумал поступать в семинарию. Вернулся обратно в Лавру, попросил благословения, духовник его благословил. После семинарии в Загорске, так назывался тогда Сергиев Посад, Александр оказался в числе насельников Данилова монастыря. Это древнейший монастырь Москвы — князь Даниил, сын Александра Невского, основал его в 13-м веке. Данилов монастырь был первым открыт в перестроечное время. В 1984-м году Александр принял постриг. Пребывание в монастыре совмещал с учебой в Духовной академии.
В этом году исполняется 35 лет служения о. Кирилла в священном сане. С 1991-го года он является настоятелем храма святителя Николы на Берсеневке — древнейшего храма Замоскворечья. На этом месте был мужской монастырь. Нынешнее здание храма построено в 1657-м году, это был домовый храм.
«Отец был против того, что я пошел по монашескому пути. В детстве он добродушно, но и не без раздражения называл меня «дьячком», а мать не говорила ничего, а только переживала. Потом с выбором сына родители смирились. Дело в том, что монашество-это призвание. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» — сказал Господь. В монашестве есть что-то сокровенное, но, конечно, если Бог не даст силы, если Он не станет вести и ограждать, то монашество будет очень жалко выглядеть. Александр Сергеевич — мое гражданское имя, оно, конечно, редко фигурирует. Например, когда я бываю в больнице на лечении, вот там обычно обращаются по имени-отчеству, но это нечасто бывает, я от этого имени отвык. Правда, отец говорил мне так: «Как я тебя называл Сашкой, так и буду называть, хоть ты меня убей»». Родители игумена Кирилла неоднократно приезжали на его приход. Отец говорил, что «легче перекидать машину угля, чем выстоять одну службу у вас в храме». Самое трудное — это молиться Богу и ухаживать за престарелыми родителями. Отец настоятеля очень много и активно потрудился при храме, сад посадил своими руками. Мама жила по нескольку недель. На службу приходила раньше всех и уходила позже других. Она умерла за год до отца. Оба похоронены в Артемовске.
Сейчас ни одна экскурсия по центру столицы не обходится без посещения Палат Аверкия Кириллова и храма Николы Чудотворца на Берсеневке. «Перед вами — одно из чудес древней Москвы, благодаря которому она по сей день зовется Белокаменной и Златоглавой» — эта фраза стала уже литературным штампом для гидов по Замоскворечью. Сегодня, когда паломники и туристы любуются великолепием этого шедевра русских зодчих, трудно поверить, что еще в 1991 году, когда весь храмовый комплекс, вместе с Набережными палатами, передали Русской Православной Церкви, без боли и слез нельзя было созерцать то, во что в безбожное советское время был превращен этот памятник архитектуры, охраняемый законом.
«Как после бомбежки», — так в двух словах передал свои впечатления от увиденной картины о. Кирилл. «Большое здание дома причта было в ужасном состоянии — без окон и дверей, без крыши, в стенах трещины — как будто после бомбежки. Долго ходил я кругами вокруг него, не зная, как к нему приступить. Потом прорвало — с группой прихожан за пару часов мы заделали все оконные проемы. Успех окрылил, мы начали постепенно осваивать здание. В конце 1991 года вместе с членами братства „Всех святых, в Земле Русской просиявших“ начали совершать молебны на территории храма. Сам храм пребывал в сильном запустении: в алтаре центрального придела находился отдел парковой культуры, в правом алтаре — во имя Феодосия Великого — архив, а в левом, Никольском — туалет. Мерзость запустения, одним словом — поначалу я даже не мог представить, с чего начать. В январе 1992 года была учреждена церковная община, а уже в мае, на престольный праздник святителя Николы была отслужена первая всенощная и обедница, прошел крестный ход. Богослужения совершали без сокращений, хор пел древним знаменным распевом. Духовный подъем у всех, несмотря на запустение, был необычайным».
Сегодняшнее благолепие храмового комплекса на Берсеневке — это подвиг веры всей церковной общины, которая в тяжелейших социально-экономических условиях, когда распалось огромное государство и народ массово обнищал, когда не хватало элементарного, при явной помощи Божией сумела восстановить древнюю святыню. И не только восстановить, но и стать одним из центров духовно-патриотического возрождения России.
«Храм в идеальном состоянии и внешне и внутри. Он один из самых красивейших в столице. Все, что здесь видите, образно говоря, кровью и потом нам далось, — продолжает о. Кирилл, — тем не менее, будем скромны и самокритичны. Положа руку на сердце, могу сказать — моя заслуга в этом минимальна. Слава Богу, мир не без добрых людей! Десятки прихожан бескорыстно трудились, помогали возрождению и сельских храмов, откликались на общественно значимые проблемы, переживали за православных Украины и Сербии, противодействовали глобализации. 30 лет срок немалый, все что сделано — сделано с помощью Божией, предстательством Пресвятой Богородицы и покровителей нашего святого храма — святителя Николы, преподобного Феодосия, всех угодников Божиих, которые почивают здесь мощами, есть намоленные образы, были мироточения. Поэтому, «не нам, Господи, не нам, но имени Твоему» да будет слава».
Большую работу община во главе с игуменом Кириллом проводила в деревнях нескольких регионов России, в частности, в Воронежской области. Был дан мощный импульс в возрождении двух десятков руинированных храмов, установлено около 30 поклонных крестов. Самое главное, что зате́плилась молитва, благодаря чему живущие там люди не будут оторваны от соборной молитвы всего нашего народа. В паре сотен храмов в разных регионах были совершены богослужения по старому обряду.
Храм святителя Николы на Берсеневке является приходом Русской Православной Церкви, но службы в нем проходят по старому обряду — для этого есть все канонические основания. Поместный Собор РПЦ в 1971-м году признал равночестными и равноспасительными старые и новые обряды. «В лоне Церкви есть те, кто стремится к более строгой модели служения, к корням. Нужно предоставить этим людям нишу в нашей Церкви» — так рассуждал покойный Патриарх Алексий II. Святейший Патриарх Кирилл, будучи на нашем приходе, отметил важность сохранения старого обряда в современной жизни Русской Православной Церкви, ― «во-первых, потому, что это сохраняет связь с нашим древним преданием». Также и потому, что «есть люди, которые сегодня именно через этот обряд находят путь ко Христу». По словам Его Святейшества, «в Русской Церкви все это должно быть, и не как явление второго сорта, а точно так же, как и новый обряд». «Самое главное, чтобы не было расколов и разделений. Вот на чем наша Церковь теряла много сил, отчего, может быть, и не справилась с теми задачами, с которыми должна была справиться, ― что и привело к революции, гражданской войне, безбожию, ― подчеркнул Святейший. — Поэтому сегодня нужно хранить единство Церкви. А что касается обрядов, то каждый из них ― и новый, и старый ― должны помогать людям открывать Евангелие, открывать Господа и Спасителя».
В Никольском храме уже 30 лет службы проводятся по старому обряду. Дониконовский богослужебный уклад — это живой голос средневековья. Россия утеряла соборность в церковном пении; в приходских храмах и многих монастырях привыкли к партесу, поют «партиями», как в миру. А в знаменном распеве мы слышим хор, который не поет, а молится: истово и строго. О. Кирилл — ревнитель погружательного крещения. Что касается перстосложения, то двуперстное крестное знамение выражает ту же самую истину, что и троеперстие, только в другой комбинации пальцев. Но двуперстие является более древним и более глубоким по содержанию. У нас в храме крестятся двуперстно, но новичков, когда они приходят, никто не заставляет сразу соответствовать всем требованиям. При наличии внутреннего догматического единения некоторые разнообразия во внешней обрядовой форме вполне допустимы — такова официальная позиция. Жаль, что к такому разумному и простому решению не пришли в XVII веке, когда произошел церковный раскол. О. Кирилл неоднократно высказывал мысль о необходимости на соборном уровне выразить сожаление о гонениях на старообрядцев.
Игумен Кирилл три срока занимал должность председателя Союза Православных братств — крупной церковно-общественной организации, объединяющей активных мирян, занимающейся просветительством и социальной работой. Союз был учрежден по благословению Святейшего Патриарха Алексия II на праздник Покрова Божией Матери в 1990-м году.
О. Кирилл принадлежит к тем редким личностям, которые занимаются всеми направлениями, касающимися Православия и России. Ему до всего есть дело — это его особенность. Батюшка болеет за многострадальный русский народ, за возрождение исторической государственности, за каноническую чистоту Православия, за единство Церкви, много занимается проблемами Украины и Украинской Православной Церкви, болеет за Сербию, за оторванное от нее Косово, за все, казалось бы, необъятное.
Игумен Кирилл — член Союза писателей России. Издано девять книг его воспоминаний, на подходе десятый том. «Из духовных писателей, — говорит о. Кирилл, — мне импонируют прп. Паисий Святогорец и архимандрит Рафаил (Карелин) — он живет в Грузии, у него очень образный язык. В поучениях прп. Паисия притягивает глубина его духовного опыта и множество назидательных примеров из жизни». В книгах о. Кирилла нужно отметить прекрасное владение словом, живость повествования, непринужденность изложения. У него своеобразный, раскованный, без штампов стиль изложения. Смелость, острота, нелицемерность оценок самых разных проявлений современной церковной жизни. Интересны заметки о Православных Поместных Церквах и различных конфессиях (с их практикой в столице автор основательно ознакомился). Десятки статей были посвящены старообрядцам, с которыми о. Кирилл в тесном контакте, в частности, с митрополитом Корнилием. Серия статей была посвящена нашим выдающимся соотечественникам, как прошлого, так и современников. Интересно описание многочисленных поездок о. Кирилла. Особо можно выделить поездку в Косово, которая была связана с риском, а также три поездки на малую Родину на Луганщину после 2014 года. Одно из запоминающихся — описание Славянского хода по странам Европы во главе с выдающимся русским писателем Олегом Анатольевичем Платоновым. Отдельно можно выделить цикл репортажей о жизни глубинки в «Дневниках деревенского попа».
Диапазон содержания «Воспоминаний» игумена Кирилла поистине необъятен. Здесь присутствует и Русь XVI-ХVII веков, и вдумчивый анализ «западного христианства», очерки «Об истории России начала ХХ века», об исторической роли Иоанна Грозного и Иосифа Сталина. Перед нами своеобразная энциклопедия русской действительности начала ХХI века. В ней описано множество событий, явлений, имен — автор погружает нас в поток нашей национальной жизни, захватывая читателя меткостью, остротой и живостью своих наблюдений и оценок.
Особенность игумена Кирилла — исследовательский, любознательный, цепкий и наблюдательный ум. Незаурядная личность. Вы можете быть с ним на одном мероприятии, в одной и той же паломнической поездке, видеть одного и того же человека. Но когда о. Кирилл начинает рассказывать о том или ином событии, на котором вы были вместе с ним, у вас как будто открываются глаза, и вы видите все как в первый раз, для вас это событие открывается заново. Автор глубоко видит саму суть, но и масса всевозможных деталей, мелочей (а из мелочей соткано большое: какой-либо тонко подмеченный нюанс может многое рассказать, раскрыть личность, событие) не ускользают от его пытливого взгляда.
Как-то о. Кирилла спросили, кто он по гороскопу и верит ли он в связь судьбы человека с местом и временем его рождения. — «И просто для мирян день ангела является приоритетным над днем рождения. У монахов же — это день святого, имя которого они получили при постриге. Гороскопов мы чураемся, потому что это противоречит принципам христианской веры. Для христиан понятно, что ничего случайного в жизни не бывает, но определяющим является воля Божия, а не расположение звезд».
Разъясняя для мирского человека, далекого от церковной жизни, что такое настоятель и, собственно, церковная иерархия, о. Кирилл говорит так: «Настоятель храма — это административная должность, а игумен — звание духовное. Оно примерно соответствует званию майора в армии. Иеромонах — лейтенант, игумен — майор, архимандрит — полковник, а уже дальше идут архиерейские чины — это генеральские звания, и, стало быть, Патриарх по такой аналогии — маршал или даже генералиссимус. У каждого христианина в идеале должен быть духовник, причем на всех уровнях: и мирянин, и священник, и епископ, и Патриарх должны иметь духовника. Святые отцы сравнивают духовника с кормчим корабля и учат, что с опытным кормчим корабль минует рифы и достигнет берега». «К людям, которые не верят в Бога, я отношусь, в первую очередь, с недоумением. Мне кажется, что простая логика рассуждений должна прямо приводить к признанию Творца. А второе — это сожаление, жалость, что они лишены этого познания. Богопознание предполагает наличие чистоты сердца. Бог открывается людям, которые живут в простоте, в чистоте, в духовном опыте, а размышления о Боге за чашкой кофе и с сигаретой в руке — это ложный путь. У верующего человека намного больше стимулов делать добрые дела. Память о посмертном воздаянии, по выражению Иоанна Златоуста, она, как узда, которая удерживает человека от греха. Мы созданы Богом по образу и подобию Его, мы призваны прославлять Творца, благодарить Его, а если мы этого не делаем, то проявляем неблагодарность».
Пресс-служба Союза Православных братств
Комментариев пока нет