Муром — один из центров иконописи и книжности Древней Руси. Именно такое название носит не так давно открытая одна из экспозиций историко-художественного музея Мурома.
В ткань истории славного града Мурома неотделимо вплетены церковные предания, легенды, сказания. Город, события и лица, связанные с его историей, упоминаются в хрестоматийных произведениях Древней Руси XI–XIV веков: это «Сказание о Борисе и Глебе», «Задонщина» и др. Славен Муром великими чудотворцами и историей книжности XIV–XVII веков.
Слово всегда лежало в основе изобразительного искусства Древней Руси. Множество икон разных святых, особенно местных, созданных в Муроме, с их необычайно протяженными житийными циклами из немалого количества клейм, объясняется местной литературной традицией. Иконописец был своеобразным автором Жития того или иного святого, отражая свой рассказ в клеймах и создавая его «живописную» версию. Например, икона святых Бориса и Глеба с 20 клеймами, XVII век.
Икона святых Петра и Февронии с 32 клеймами 1618 года. Эта икона была написана по заказу муромского воеводы Андрея Федоровича Палицына — известного исторического деятеля, «русского интеллигента XVII века» — для муромского Богородицкого собора и представляет собой классический образец житийной древнерусской иконы. Икона вытянута вертикально. В прямоугольном среднике представлены молящимися перед Спасом святые Петр и Феврония. Вокруг — тридцать два клейма со сценами жития.
Также известна и вторая житийная икона святых Петра и Февронии, XVI–XVII вв., с 40 клеймами.
Предания о муромских событиях, святых и святынях, видимо, складывались еще в период Муромского княжества. Еще известный российский историк, географ, экономист, государственный деятель, автор знаменитой «Истории Российской», основатель Екатеринбурга, Перми, Тольятти В. Н. Татищев (1686–1750 гг.) упоминал о некой пропавшей муромской «летописи» или «топографии».
Местные пейзажи и другие реалии присутствуют в Житиях святых князей Петра и Февронии; Константина, Михаила, Феодора; святителя Василия, епископа Муромского, составленных в XVI века. Все три житийных произведения связывают с именем известного церковного писателя Ермолая-Еразма (1550-е — середина XVI в.). Известно, что в 40-е годы Ермолай жил в Пскове, в конце 40-х — начале 50-х оказался в Москве.
Книжник Ермолай-Еразм создал необычайные для житийного жанра произведения. На Ермолая оказало такое большое влияние народное предание о муромском князе и его супруге, что он, хорошо образованный церковный писатель, перед которым была поставлена цель дать жизнеописание святых, создал произведение, по существу далекое от житийного жанра. Этот факт выглядит особенно поразительным на фоне той житийной литературы, которая в это же время создавалась в писательском кругу митрополита Макария, к которому, собственно, принадлежал и Ермолай-Еразм. Поэтому повесть эта и не была включена митрополитом Макарием в Четьи-Минеи. Зато эта повесть стала любимым литературным произведением русского народа любого сословия.
Муромские сказания XVII века о Иулиании Лазаревской, о сестрах Марфе и Марии, которые обрели Унженский крест, имеют много документальных черт, так как составлены местными писателями. Автором наиболее известной из них, «Повести об Иулиании Лазаревской», является сын самой Иулиании Каллистрат (Дружина) Осорьин — муромский дворянин, губной староста 1610–1640 гг. Его произведение во многом напоминает светское жизнеописание и представляет собой первое в русской истории достаточно подробное описание жизни дворянки того времени.
К концу XVII века стали появляться так называемые «муромские сборники», в которые местные жители помещали Жития, повести, ранее бытовавшие разрозненно. Самым важным книгописным центром Мурома был Благовещенский монастырь. Здесь не только создавались сборники древнерусских сказаний, но и не раз переиздавались таковые. Чуть ниже читателю предоставлена возможность лицезреть уникальные иконописные древности Муромского музея.
Галерея фотографий икон:
Комментариев пока нет