В этом году исполняется 160 лет со дня разделения христиан-староверов белокриницкого согласия на окружников и неокружников. В 1862 году было издано так называемое «Окружное послание», которое вызвало сильнейший раздор. Одним из действующих лиц этих событий был предстоятель старообрядческой Церкви архиепископ Белокриницкий и всех древлеправославных христиан митрополит Кирилл (Тимофеев).
Оценки историков и публицистов
Несмотря на то, что митрополит Белокриницкий Кирилл (Тимофеев) стал вторым главой белокриницкого согласия и занимал этот пост весьма долго, в течение 26 лет, в исторические исследования он вошел не только как созидатель, сыгравший немалую роль в становлении Белокриницкой иерархии, но и как активный участник перипетий, связанных с неокружническим раздором. Тем не менее, глубоких научных исследований, посвященных митрополиту Кириллу, не имеется.
Историки, церковные публицисты и официальные церковные СМИ дают разные, порой противоположные, оценки деятельности митрополита Кирилла. Так, официальный сайт Белокриницкой Митрополии borv.ro так характеризует его:
«Человек строгой, трезвой, высоконравственной жизни, горячий ревнитель благочестия».
Иную оценку дает ему в своих сочинениях русский советский историк, библеист, востоковед Н. М. Никольский. В своей «Истории Русской Церкви» он указывает: «Кирилл был полуграмотный монах, грубый и невежественный, стремившийся к роли ничем не ограниченного распорядителя делами поповщинской церкви, но в то же время легко поддававшийся всяким влияниям и даже подкупу».
Старообрядческий начетчик Ф. Е. Мельников высказывает среднюю позицию между этими крайними:
«Строгой, трезвой, высоконравственной жизни, твердый ревнитель благочестия, ревностный иногда не по разуму, митрополит Кирилл имел слабый характер, легко поддающийся влиянию посторонних лиц».
Избрание митрополитом
Будущий Белокриницкий митрополит Киприан Тимофеев родился в 1787 году в старообрядческой семье крестьян Тимофеевых, проживающих на Буковине. Эти земли с 1775 года находились во владениях Австро-Венгерской империи, в составе так называемого Черновицкого округа королевства Галиции и Лодомерии. Поскольку религиозное законодательство Австро-Венгрии отличалось от российского большими свободами, то старообрядцы имели возможность строить здесь моленные, храмы, открывать монастыри. Рано овдовев, Киприан стал тяготеть к иноческой жизни. Уже в середине 40-х годов XIX века он служил уставщиком в старообрядческом храме в с. Белая Криница (ныне Черновицкой обл., Украина). Однако жизнь малозаметного уставщика неожиданно и быстро поменялась после присоединение к старообрядчеству митрополита Амвросия (Паппа-Георгополи). 10 ноября 1846 года на общем собрании представителей старообрядческих общин в Белокриницком монастыре Тимофеев был избран кандидатом в будущие епископы и наместники Белокриницкого митрополита Амвросия. Стремительное избрание кандидатом в епископы человека, не имеющего ни иноческого, ни пастырского опыта, было обусловлено экстраординарными обстоятельствами. Митрополит Амвросий должен был как можно быстрее поставить себе преемников, на случай репрессий со стороны российских властей. Это было важнейшим условием для развития Белокриницкой иерархии, предусмотренным одним из организаторов по ее восстановлению иноком Павлом (Великодворским).
Были и два других кандидата в наместники. Но поскольку они — игумен белокриницкого монастыря Геронтий (Колпаков) и казначей священноинок Нифонт — были выходцами из России, то, согласно условиям выборов, третьим кандидатом решено было выдвинуть местного. И так получилось, что в жребий для голосования было помещено имя Киприана Тимофеева.
Как потом рассказывали очевидцы, митрополит Амвросий вошел в алтарь царскими вратами к престолу, на котором под пеленой лежали три жребия с именами трех этих кандидатов, и, не снимая пелены, вынул один из них и подал иеродиакону Евфросину. Тот прочел во всеуслышание имя Киприана.
Рукоположение его, теперь уже священноинока Кирилла, было назначено на 6 января 1847 г. Оно происходило с большой торжественностью: прибыло на него огромное количество не только древлеправославных христиан из разных мест, но более 50 человек начальствующих лиц из губернии, для которых было отведено помещение за монастырской оградой. Порядок посвящения, тщательно изученный всеми участниками богослужения, был выполнен с поразительной точностью, без какого бы то ни было замешательства, что в таких случаях бывает явлением обычным.
Кирилл был поставлен «епископом богоспасаемого града Майноса и наместником митрополии». Тогда же ему была выдана митрополитом Амвросием ставленная грамота, в которой дается о нем такое свидетельство, ныне опубликованное в трудах Ф. Е. Мельникова:
«…Киприан Тимофеев, удостоенный к высокому сему выбору от целого Белокриницкого общества и даже монастырского общебратства письменным свидетельством и от отца духовнаго особым удостоверением, что он есть самаго лучшаго нравственнаго поведения и непорочнаго жития, богобоязливый, честный и добродетельный человек, по смерти законной жены своей свобод сыи от мира, достоин к восприятию архиерейскаго сана. Понеже он от самых младых своих лет даже до настоящаго сего времени вел себя всегда честно и трезвенно, устроял домовство свое прилежно и благонравно. При всем том более тридцати лет при Белокриницкой сельской церкви церковным настоятелем и уставщиком находился беспорочно и даже самую настоящую церковь собственными своими трудами и ревностью воздвигнуть содействовал и в ней за недостатком священства обычественныя богомолебствия церковнаго последования…А потому, когда он предварительно поступил законным пострижением в чин иночества под именем Кирилла, аз, смиренный митрополит Амвросий, хиротонисал его по степеням: в диакона, потом в пресвитера и, наконец, в епископа».
Впоследствии, некоторые старообрядческие авторы указывали, что этот выбор оказался не самым лучшим, Киприан Тимофеев оказался не вполне готовым к такому высокому посту в такое ответственное время.
Ф. Е. Мельников так рассуждал об этом:
«Нужно заметить, что жребий не всегда бывает удачным, но его нельзя оспаривать, ибо он отдается на волю Божию. А она непостижима и таинственна, и ей нужно покоряться безусловно и с любовью. Так был принят и жребий Кирилла — с покорностью воле Божией. Строгой, трезвой, высоконравственной жизни, твердый ревнитель благочестия, ревностный иногда не по разуму, митрополит Кирилл имел слабый характер, легко поддающийся влиянию посторонних лиц».
Архипастырская деятельность и участие в раздоре
24 августа 1847 год митрополит Амвросий и Кирилл рукоположили Аркадия (Дорофеева) во епископа Славского, в сентябре 1850 г. Аркадий был возведен в сан архиепископа. В качестве своего наместника, согласно Белокриницкому уставу, 29 августа 1848 г. Кирилл рукоположил во епископа Браиловского инока Белокриницкого монастыря Онуфрия (Парусова). 3 января 1849 г. учредил Симбирскую кафедру и рукоположил первого епископа на Россию — Софрония (Жирова), дав ему поручение управлять всеми делами в стране до учреждения Московской Архиепископии.
Митрополичью кафедру епископ Кирилл занял по соборному решению 4 января 1849 г. после удаления в ссылку митр.ополита Амвросия. В деяниях собора участвовали три бывших старообрядческих архиерея: Кирилл, Онуфрий и Софроний. Епископ Аркадий, лично не присутствовавший, прислал письменное согласие на избрание преемника Амвросию. Письменное согласие изъявил и сам митрополит Амвросий.
3 февраля 1853 года духовным советом при участии митрополита Кирилла и инока Павла (Великодворского) была учреждена Владимирская архиепископия. В тот же день на эту кафедру митрополит Кирилл и еп. Онуфрий рукоположили выходца из беспоповцев Антония (Шутова).
После обнародования в 1862 г. «Окружного послания» митрополит Кирилл принял сторону его противников, вследствие чего началось противостояние между ним и большинством российских старообрядческих епископов во главе с архиепископом Антонием (Шутовым).
Этот конфликт обострился во время архипастырского посещения митрополитом Кириллом Москвы. В начале февраля 1863 г. он прибыл в Москву для участия в назначении Московского архиепископа. 18 февраля вместе с другими старообрядческими архиереями подписал акт о вручении архиепископу Антонию (Шутову) общероссийского церковно-иерархического управления. Однако на следующий день митрополит разорвал этот документ, передал управление Московской кафедрой Саратовскому епископу Афанасию и объявил об отмене «Окружного послания».
2 марта 1863 г. он вместе с епископом Софронием (Жировым) поставил во епископа Тульского сопровождавшего его архим. Сергия. В ответ на это российские епископы заявили митрополиту Кириллу, что не признают его распоряжений, и предложили покинуть страну. 7 марта Архиерейский собор российских епископов запретил митрополиту священнодействовать в России, а епископ Сергий был извержен из сана.
На фоне разгорающегося конфликта 26 июня 1863 г. российский Освященный собор заявил, что «не вменяет в непременную обязанность руководствоваться „Окружным посланием“». Однако этого оказалось недостаточными, и на соборе 1 ноября 1865 г. «Окружное послание» было провозглашено «яко не бывшим». 2 июля 1863 г. архиепископ Антоний (Шутов) был утвержден архиепископом Московским и временно Владимирским, с решениями собора согласился и митрополит Кирилл, пошедший на примирение.
Казалось бы, настало умиротворение. Но 8 мая 1864 г. митрополит Кирилл вновь разорвал отношения с Московской архиепископией и примкнул к противоокружникам. 24 июля он единолично рукоположил на Московскую кафедру Антония (Климова) Гуслицкого. С этого момента противоокружники обрели собственную иерархию, которая сохранялась почти сто лет, до середины XX века.
28 сентября 1864 г. на Освященном соборе в Белой Кринице митрополит Кирилл снова изменил позицию. Он подписал мирную грамоту с Московской архиепископией и подтвердил возведение архиепископа Антония (Шутова) на Московский престол.
Одновременно он продолжал взаимодействовать с неокружниками и рассылать распоряжения российскому духовенству.
Терпению российских окружнических епископов наступил предел. 25 сентября 1866 г. они направили митрополиту Кириллу своеобразный ультиматум «Соборное предложение». Главное обвинение против митрополита заключалось в том, что он присвоил себе неограниченную власть, «почитая себя „главою, отцом и виновником существования всех епископов“» [1]. Кириллу предлагалось, «сотворив письменное раскаяние», принять схиму. С «Соборным предложением» митрополит не согласился; намеченное на 6 декабря 1866 г. в Баташанах (Ботошани, Румыния) заседание Освященного собора было сорвано. 7 декабря в Яссах состоялся собор без участия Кирилла. Он был осужден за уклонение в ересь и запрещен в служении. Соборное определение подписали все присутствовавшие архиереи: Васлуйский архиепископ Аркадий, епископы Славский Аркадий (Дорофеев) и Тульчинский Иустин, от российских епископов — Пафнутий Казанский.
28 июля 1867 г. Кирилл подписал очередную обращенную к российским епископам мирную грамоту, в которой, подтверждая упразднение «Окружного послания», отмежевался от наиболее радикальных мнений противоокружников. Эта грамота, однако, не означала полного разрыва митрополита с противоокружниками. 1 июня 1868 г. в Белой Кринице под председательством Кирилла открылся Освященный собор с целью примирения Белокриницкой митрополии и Московской архиепископии (в качестве представителя российских старообрядцев в нем принял участие Славский епископ Аркадий). Соборные заседания зашли в тупик, в частности, по той причине, что противоокружники требовали не просто подтвердить уничтожение «Окружного послания», но предать его проклятию.
Прения и споры продолжались еще несколько лет, а митрополит Кирилл склонялся то на одну, то на другую, стороны конфликта. В конечном итоге 8 июня 1870 г. митрополит Кирилл издал послание к епископам Российской области, в нем выразил раскаяние в том, что поддерживал противоокружников, и просил прощения за свои действия [2]. Этим документом был окончательно прекращен раздор между Московской архиепископией и Белокриницкой митрополией.
В ночь на 22 октября 1870 г. на Кирилла было совершено нападение группой неокружников, которые сильно избили митрополита. Есть мнение, что этот случай сильно подорвал здоровье предстоятеля. 2 декабря 1873 года митрополит Кирилл скончался и был похоронен в белокриницком Покровском монастыре.
Каков же итог деятельности митрополита Кирилла? Биография митрополита Кирилла подтверждает тезис, что этот церковный деятель не имел должного образования, пастырского такта и необходимой выдержки. Он быстро попадал под постороннее влияние, увлекался мнениями случайных советчиков и знакомых, принимал решения волюнтаристски и спорадически, не согласую их с соборным разумом Церкви.
С другой стороны, нельзя винить одного митрополита Кирилла в раздоре. Главная вина все-таки на составителях «Окружного послания», которые не только не предугадали возможную реакцию и последствия, но и не смогли трезво оценить надобность и необходимость появления данного документа.
Источники:
[1] РГБ. Ф. 247. № 703. Л. 300.
[2] Грамота митрополита Кирилла из Белой Криницы в Москву 8 июня 1870 г. // Старообрядец. Н. Новг., 1907. № 5. С. 570-572.
Комментариев пока нет